ФИО: | Билибин Иван Яковлевич |
Дата рождения: | 4 (16) августа 1876 г. |
Место рождения: | Село Тарховка |
Знак зодиака: | Телец |
Деятельность: | Художник, иллюстратор, театральный оформитель |
Дата смерти: | 7 февраля 1942 г. (65 лет) |
Взросление
Иван Билибин родился в селе Тарховка вблизи Сестрорецка. Его род известен с 17-го века. Прадеды были знаменитыми купцами, их портреты в исполнении Д. Левицкого украшают залы Эрмитажа. Отец, Яков Иванович, поднялся с младшего врача на судне до главного врача госпиталя. Мать, Варвара Александровна, была прекрасной пианисткой, дочерью военного инженера.
Ваня с детства любил рисовать и каждый год с нетерпением ожидал передвижных выставок. Помимо учебы в 1-й Петербургской классической гимназии с 1895-го года по 1898-й он посещал школу поощрения художеств. Отец сомневался, что карьерой художника можно себя прокормить. По его настоянию Иван поступил на юридический факультет Петербургского университета.
Интеллигентная семья симпатизировала реализму, и идеалом Иван считал живописцев Семирадского, раннего Репина и Шишкина. Но после поездки в Германию и Швейцарию летом 1898-го взгляды его стали меняться. За рубежом он посещал музеи и галереи, восторгаясь почти неизвестными на родине А. Беклиным, Францем фон Штуком, знакомился с новой журнальной иллюстрацией, с направлением «Сецессион».
Краткая биография
- 4 (16) августа 1876 – Родился.
- 1896 – С серебряной медалью закончил гимназию и поступил в университет.
- 1898 – 2 месяца пробыл за границей, а потом 2 года в Тенишевской мастерской у И.Е. Репина.
- 1899 – Превратился в активного участника сообщества «Мир искусства», выпускавшего иллюстрированный журнал для пропаганды творчества русских символистов. В деревне Егны под Тверью создал акварели к 1-й книге сказок об Иване-царевиче в романтично-национальном стиле, названном позже «билибинским». Считается, что окончательно сложилась манера писать под воздействием работ В.М. Васнецова. Узнаваемым стал ровный контур, очерчиваемый тонким колонком, динамичность, тщательно выписанные детали, яркие цвета. Полотна художника купили Русский музей и Третьяковская галерея.
- 1900 – Закончил университет и стал вольнослушателем при Академии художеств, в Высшем художественном училище. Имел успех на выставке «Мира искусства», где акварели к «Василисе Прекрасной», «Царевне-лягушке» и другим сказкам В.В. Стасов противопоставил упадническим работам остальных участников. Альграфические оттиски (на алюминии) приложили к авторитетному у полиграфистов журналу «Печатное искусство». Об оригинальной манере Билибина заговорили в профессиональных кругах.
- 1903 – Экспедиция заготовления госбумаг издала серию из 6 сказок об Аленушке и Иванушке, белой уточке и других в уже сложившемся стиле художника. То же издательство выпустило в свет сказки Пушкина, иллюстрированные Иваном, – о царе Салтане в 1905-м и Золотом петушке в 1910-м.
- 1902-1904 – Изучал деревянную архитектуру и собирал предметы старины в Вологодской, Архангельской, а также Олонецкой губерниях в этнографических командировках от Музея Александра III. Народные былины и сказки, сказки А. Пушкина, прекрасно проиллюстрированные Иваном Яковлевичем и недорогие, разошлись по обширной территории России и принесли художнику всенародную любовь и известность.
- 1905 – Создавал антимонархические карикатуры в журнале «Жупел», просуществовавшем недолго.
- 1907 – Выполнил эскизы костюмов к драме «Чудо св. Теофила», что положило начало сотрудничеству с театрами. Начал преподавать графическое искусство в школе поощрения художеств. Это продолжалось до 1917-го года. Оформлял заставки, инициалы и концовки к журналу «Золотое руно».
- 1908-11 – Нарисовал эскизы к декорациям и костюмам опер «Золотой петушок» в московском театре Зимина, «Чудо святого Теофила» и драмы «Фуэнте Овехуна».
- 1911 – Выпущены иллюстрированные Билибиным сказки Рославлева.
- 1915 – Стал соучредителем Общества возрождения художественной Руси, существовавшего до Февральской революции. Оно создавалось с целью пропаганды русского творчества и его преемственного развития. Собирали данные о художественных памятниках России, разрабатывали программы для рисовальных школ.
- 1917 – Страх социальных потрясений и жажда увидеть заморские страны толкнули на отъезд из страны. Билибин жил в Египте, на Кипре, в Сирии и Палестине, где писал портреты и пейзажи.
- 1925 – Переехал в Париж, где сотрудничал с театрами, например, оформил декорации к «Жар-птице» и написал картины к «1000 и 1 ночи».
- 1935 – Создал большое панно «Микула Селянович» для советского посольства в Париже.
- 1936 – Вернулся на Родину, обосновав это неудачной ассимиляцией и меньшими возможностями для творчества. В Ленинграде Билибину предоставили квартиру. Работал театральным и книжным художником, преподавал в Академии художеств,
- 1941 – Иллюстрировал былину «Дюк Степанович».
- 7 февраля 1942 г. – Умер от пневмонии при полном истощении и похоронен в братской могиле вместе с невыжившими в блокаду другими профессорами.
Личная жизнь
Все жены Ивана Билибина были графиками, дети были только от 1-ой.
В Тенишевской мастерской он познакомился с Марией Яковлевной Чемберс, на которой женился в 1902-м году. Как и супруг, она была театральным и иллюстративным художником. В браке родились 2 сына – Александр и Иван, но, измучившись запоями мужа, Мария Яковлевна сбежала с детьми в Англию в 1911-м.
2-й женой Ивана Яковлевича стала в 1912 году его бывшая ученица Рисовальной школы – Рене Рудольфовна О’Коннель. Она трудилась на Императорском фарфоровом заводе художником. Билибин увековечил ее в образе Стрельчихи, проиллюстрировав сказку «Поди сюда…». После Октябрьской революции художник ходил на совещания по вопросам искусств и входил в Комиссию по охране памятников. Но большевики ему скоро надоели, и он уехал от них и жены на дачу в Батилиман (рядом с Балаклавой).
В Батилимане Билибин влюбился в соседку, Людмилу Чирикову, и бежал вслед за ней в Египет. Но девушка не ответила взаимностью и уехала к родителям в Берлин, а он снова запил.
Письмо от подруги бывшей супруги (по Рисовальной школе), Александры Васильевны Щекочихиной, которое он вдруг получил в 1922-м году, зацепило мастера, и он в телеграмме сделал ей предложение. Александра согласилась и в феврале 1923-го приехала с сыном от 1-го брака Мстиславом в Александрию. Женщина была верной женой и подругой художника до его кончины.
Творческие итоги
Иван Билибин был ярким представителем «Мира искусства», имевшим самобытный национально-русский стиль. Его талант в полной мере раскрылся в полотнах, театральных постановках, книжных иллюстрациях и открытках.
У билибинского «почерка» модерна много последователей, наиболее интересные из них – Б.А. Дехтерев и Б.В. Зворыкин. Для этого стиля характерно изящное плоскостное графическое представление и отточенная техника. Эскиз начинался с ровного тонкого очерчивания границ деталей будущей композиции. Четкий рисунок заполнялся акварелью. Для нарядов и обрамления использовался орнамент. Эскизы театральных костюмов выделялись исторической достоверностью и сценической выразительностью.