Франческо Растрелли — краткая биография


Франческо Бартоломео Растрелли

Полное имя: Франческо Бартоломео Растрелли
Дата рождения: 1700 г.
Место рождения: Париж, Франция
Деятельность: Архитектор
Дата смерти: 1771 г. (≈71 год)

Детство и юность

Бартоломео Франческо Растрелли, также называемый своими современниками Варфоломеем Варфоломеевичем, родился в 1700 году в Париже, точная дата рождения неизвестна. Мать будущего архитектора, Анна-Мария, происходила из испанского дворянского рода. Его отец, скульптор и архитектор Бартоломео Карло Растрелли, был из Флоренции, обладал титулом графа Папского государства и работал на момент рождения сына при дворе Людовика Четырнадцатого.

В 1715 году Карло Растрелли пригласили по повелению Петра Первого в Санкт-Петербург, с ним же поехал подрастающий Франческо, проявляющий недюжинные таланты в области искусства. С первого же года, когда отцу были вверены проекты зданий в Стрельне и Ораниенбауме, Франческо помогал ему при создании планов. А когда строились первый Зимний дворец и здание Двенадцати коллегий, Растрелли-младший участвовал в их постройке. Таким образом, Карло Растрелли смог дать своему сыну не только профессию, но и ценнейшую практику.

Краткая биография

  1. Первая самостоятельная работа Франческо Растрелли, не связанная с отцовскими проектами, была начата в 1721 году и завершена в 1727. Им был спроектирован дом Дмитрия Константиновича Кантемира, являвшегося ученым и государственным деятелем. Нельзя сказать, что исключительный растреллиевский стиль проявился с первого же здания: скорее, это был стандартный для петровской эпохи небольшой дворец с плоским фасадом и изысканными украшениями.
  2. В эти же годы, примерно с 1720 до 1730, Франческо Растрелли неоднократно совершал короткие поездки в Италию и Францию, чтобы узнать о новых веяниях в архитектуре и строительстве.
  3. В начале 1730 годов, когда к власти пришла Анна Иоанновна, оба представителя династии Растрелли оказались в фаворе. Им было поручено достроить Зимний дворец, который не отвечал эстетическим наклонностям императрицы, тяготевшей к пышности. Поэтому версальский стиль, к которому привык Карло Растрелли, пришелся в буквальном смысле ко двору, и оба Растрелли превратили скромную резиденцию в огромное здание на полторы тысячи комнат. Строительство данного варианта дворца (еще не окончательного) было завершено в 1735 году. Впоследствии Франческо Растрелли еще несколько раз перестраивал здание, и на пятом по счету проекте было решено остановиться. В том виде, в котором он сейчас известен современникам, Зимний дворец был построен в 1762 году.
  4. По рекомендации императрицы мастер посетил Москву в начале 1730 годов, исследовав стиль древнерусской архитектуры. Русский стиль потом причудливо отобразился в цветистости, узорчатости и позолоте его шедевров.
  5. В те же годы, общаясь с Анной Иоанновной, отец и сын Растрелли не могли не контактировать с герцогом Эрнстом Иоганном Бироном. Поэтому фаворит императрицы заказал отцу и сыну дворцы в Рундале и Митаве (современная Латвия), и там уже начал выкристаллизовываться стиль Растрелли-младшего. Рустовки и пилястров становится все меньше, а их место занимают рельефные полуколонны. Дворцы были начаты в 1736 и 1738 годах, но их строительство затянулось на десятилетия, что было связано с политической ситуацией и сгущавшимися над Бироном тучами.
  6. В 1740-1750 годах, в эпоху правления Елизаветы Петровны, мастер работал сразу над несколькими проектами, которые так же нередко прерывались на этапе планирования, затягивались при постройке на десятилетия, но некоторые из них смогли воплотиться в прекрасные здания. В это время, которое можно назвать расцветом растреллиевского стиля, были созданы Аничков дворец (достроен в 1753), Екатерининский дворец в Царском селе (завершен в 1756), Воронцовский дворец (закончен в 1758), Смольный собор (возводился до 1762 года и стоял недостроенным до 1835).
  7. В начале 1750 годов архитектору был заказан проект Гостиного двора, но план был заморожен. Причины, по которым многие проекты не сразу достраивались или приостанавливались на этапе планирования, банальны: мастер-перфекционист, желающий создать барочное пышное здание, проектировал столько архитектурных излишеств (по мнению некоторых заказчиков), что работа над строением оказывалась неподъемно дорогостоящей. К сожалению, как выяснилось позже, Франческо Растрелли слишком легко относился не только к деньгам заказчиков, но и к своим собственным сбережениям.
  8. В 1761 году умерла Елизавета Петровна, благоволившая архитектору, и моментально упал спрос на здания в стиле барокко. Новая императрица (Екатерина Вторая) предпочитала модный классицизм в исполнении Антонио Ринальди.
  9. В начале 1760 годов у Франческо Растрелли, как представителя старого стиля, иссяк поток заказов, но никто не ожидал, что одновременно с этим у императорского архитектора закончатся накопления. Оказывается, мастер настолько привык к роскоши и востребованности своих проектов, что все средства тратил на повседневные дорогостоящие траты.
  10. Уже через несколько лет, в 1768 году, Франческо Растрелли был вынужден распродавать предметы своего личного быта (одежду, столовые приборы и мебель), и, что самое странное, не нашлось даже денег на соответствующие его статусу похороны. Этот факт биографии роднит его с другим гением – Вольфгангом Амадеем Моцартом, весьма востребованным и хорошо оплачиваемым композитором, также сорившим деньгами и умершим практически в нищете.
  11. Екатерина Вторая в 1763 году выдала архитектору пенсион в размере тысячи рублей в год и отпустила на лечение в Италии, за время которого выяснилось, что покои Зимнего дворца будет переделывать не Франческо Растрелли, а Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот.
  12. Поняв, что в этот раз он пришелся не ко двору, Растрелли покидает Россию в 1764 году и обосновывается в Курляндии, где на тот момент стояли недостроенными оба дворца, начатые еще в 1730 годы. Поскольку и Бирон вернулся из ссылки, тот, как полноправный владелец, назначил Растрелли обер-интендантом для возобновления строительства.
  13. Конец творческого пути прошел неудачно: архитектор тщетно пробовал добиться покровительства Фридриха Второго, любящего барочный стиль. Последней его постройкой стала курляндская усадьба Грюнхоф, возведение которой продолжалось до 1775 года, уже после смерти Растрелли. Этот дворец чем-то похож на Строгановский, но уже без завитков в стиле рококо, скульптур и пышных колонн.
  14. Франческо Растрелли умер в Курляндии в 1771 году, при этом так же, как неизвестна точная дата его рождения, никто не знает и точную дату его смерти. Косвенно о кончине архитектора свидетельствует лишь указ о выплате пенсии Растрелли его наследнику, датированный апрелем этого года. Однако нельзя утверждать, что мастер умер в безвестности, так как в январе того же года он был принят в Императорскую академию художеств как почетный вольный общник.
  15. В 1776 году все собрание растреллиевских чертежей было выкуплено князем Потоцким. Сейчас это достояние хранится в Варшавской национальной библиотеке.
Портрет графа Растрелли работы Пьетро Ротари

Портрет графа Растрелли работы Пьетро Ротари

Личная жизнь

Так же, как точная дата рождения мастера покрыта тайной, неизвестно и время, когда архитектор женился на избраннице. Вероятно, это произошло в 1732 году в Санкт-Петербурге, судя по косвенным документальным свидетельствам. Как бы там ни было, перепись 1737 года уже достоверно гласит, что на Фонтанке в доме 35 проживает Франц Варфоломеев с женой Марией, тремя детьми и тещей прусской нации. Фамилия жены – Уоллес или Валляс в зависимости от транскрипций.

Супруга была с ним до последних дней, покинув Петербург в 1764 году и уехав в Курляндию, где скончалась в 1767 году. С ними же уехала единственная выжившая после холеры дочь Елизавета Катерина, вышедшая замуж за обрусевшего итальянца Франческо Бартолиати.

Памятник Франческо Растрелли в Царском селе (Санкт-Петербург)

Памятник Франческо Растрелли в Царском селе (Санкт-Петербург)

След в искусстве

Сложно переоценить влияние гениального Франческо Растрелли на русское и близкое к нему культурное наследие. Им создано не так много проектов, хотя сам архитектор утверждал, что их восемь десятков. Каждое из строений является шедевром, сочетающим русские узоры, версальскую пышность и классическое итальянское барокко. Созданные им произведения бережно хранятся в Латвии, Украине и России, и больше всего шедевров барочного мастера сконцентрировано в Санкт-Петербурге и его пригороде Петергофе.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *