ФИО: | Багрицкий Эдуард Георгиевич |
Дата рождения: | 22 октября (3 ноября) 1895 г. |
Место рождения: | Одесса, Украина |
Знак зодиака: | Скорпион |
Деятельность: | Поэт, драматург, переводчик, художник |
Дата смерти: | 16 февраля 1934 г. (38 лет) |
Детство, семья, образование
Эдуард Георгиевич Багрицкий должен был бы именоваться Эдуардом Годелевичем Дзюбиным. Но он скорректировал своё еврейское отчество и взял фамилию-псевдоним в духе революционного времени. Он появился на свет 22 октября (3 ноября) 1895 года в Одессе. Отец, Годель Моисеевич Дзюбан (подлинное имя Годель Мошкович Дзюбин), был приказчиком в магазине готовой одежды. Мать, Ита Абрамовна Дзюбина (в девичестве Шапиро), занималась домом и семьёй.
Мальчик рос в городе на берегу Чёрного моря, но, в отличие от большинства одесских мальчишек, не любил плавать и держался подальше от воды. Известно о его увлечении птицами, которых он держал в клетках, а весной выпускал. Выглядевший физически крепким и атлетически сложенным, подросток с детства страдал от бронхиальной астмы после перенесённого в 12 лет бронхита.
Образование будущий поэт получал в городском училище Св. Павла (1905 – 1910), в реальном училище Жуковского (1910 – 1912) и в школе землемеров (1913 – 1915). В реальном училище юноша участвовал в выпуске рукописного журнала «Дни нашей жизни». Полученные навыки ему пригодились, когда в 1914 году 19-летний молодой человек стал работать в телеграфном агентстве Одессы, которое являлось петербургским отделением. Здесь началось самостоятельное зарабатывание денег.
Основные события биографии
- 1913-1914. Начальные публикации стихов в альманахе одесских литераторов «Аккорды».
- Начало лета 1914-го. Первое чтение своих стихов публике в Литературно-артистическом клубе Одессы. Среди других 30-и учащихся и студентов Эдя Дзюбан запомнился тем, что его поэма «Корсар» была написана в духе экзотических стихов Гумилёва и прочитана весьма экспрессивно. В это время он познакомился с другим начинающим писателем, Валентином Катаевым, который был на 2 года младше. Эта дружба с годами окрепла. Круг общения составили также Ю. Олёша, И. Ильф, В. Инбер, Л. Славин и другие одесские литераторы.
- 1914. В конце июля началась первая мировая война. Поэт был призван в армию. По состоянию здоровья служил делопроизводителем 25-го врачебно-писательного отряда Всероссийского союза помощи больным и раненым.
- 1915. Появляются журнальные и газетные публикации стихов поэта под вымышленными именами. Из них псевдоним Багрицкий со временем становится новой и единственной фамилией Эдуарда. Свои творческие амбиции он раскрывает в рамках кружка «Аметистовые уклоны» и занимает место среди известных одесских поэтов. Его печатают альманахи: «Серебряные трубы», «Шёлковые фонари», «Седьмое покрывало», «Авто в облаках». Из дореволюционной лирики в антологию русской поэзии вошли стихотворения:
- «Славяне» – выведены образы суровой языческой Руси
- «Суворов» – отражён образ прославленного полководца как обычного человека, к которому пришли старость и забвение
- «Дерибасовская», «Порт» – развивают урбанистические мотивы
- «Креолка», «В твоём алькове спят цветы» – пронизаны романтическим настроением.
- 1917. Февральскую революцию Багрицкий встретил с воодушевлением, вступил в народную милицию, созданную вместо полицейских участков и городовых. Из-за неумения пользоваться оружием прострелил себе ладонь. В этом году подборка его поэтических произведений была напечатана в сборнике «Чудо в пустыне».
- 1917. Осенью поэт участвовал в экспедиции генерала Баратова в Персию. Неясным остаётся мотив, приведший его в ряды казаков, из которых состояла армия Баратова, в будущем преданно служившего Деникину.
- 1918. Возвращение в Одессу, где были белые. При них почти год нигде не служил, но много читал и сочинял. Была написана поэма «Тиль Уленшпигель». Багрицкий любил этого свободолюбивого героя средневековой истории, который в детстве был птицеловом, как и он. После написания этого произведения поэта нередко называли фламандцем.
- 1919. Первой поэмой о новом времени является «Трактир». Её герой-поэт в голодные годы просит бога о сытой жизни и получает её в небесном трактире. В первой редакции поэт отказывается от таланта ради полученных благ. Но в редакции 30-ых годов финал иной: поэт просит вернуть его на землю.
- 1919. С апреля направлен как красноармеец-доброволец в Особый партизанский отряд ВЦИК, а затем служит в пропагандистском отделе стрелковой бригады. С июня работает в Одессе в Бюро украинской печати вместе с В. Катаевым и Ю. Олёшей. Из поэзии наиболее яркими стали: сатирическая «Баллада о нежной даме» – пародия на стихи о прекрасной даме А. Блока, и лирическое стихотворение «Я сладко изнемог от тишины и снов».
- 1920. С мая Багрицкий – сотрудник ЮгРОСТА и трудится в коллективе с другими авторами над созданием агитплакатов, освещающих ход гражданской войны и события в мире. Как писатель и художник-график Багрицкий выпустил сотни плакатов и листовок. В это же время в журналах и газетах Одессы печатались его произведения под псевдонимами «Рабкор Горцев», «Некто Вася», «Нина Воскресенская».
- 1922. Написаны стихи: «51» – о гражданской войне, походе на Колчака 51-ой стрелковой дивизии, о взятии Перекопа; «Голуби» – образы войны на юге, зарисовки «верблюжьего похода» армии Григорьева.
- 1923. С августа по октябрь находился в Николаеве у своего друга Я. Бельского, поступил секретарём в штат газеты «Красный Николаев». В этом издании печатались стихи Багрицкого. Поэт выступал на вечерах поэзии, проводимых редакцией. Лучшие лирические произведения этого года – стихи «Осень» и «Февраль».
- 1924. Мастерство поэта отразилось в стихотворениях:
- «О Пушкине» – тема дуэли и гибели оклеветанного поэта, который отмщён героем нового времени, пронёсшим книжку его стихов через Урал и Перекоп
- «Возвращение» – об устремлённости автора от писательского стола к береговому костру, морскому простору: «Свежий ветер закипает брагой, /Сердце ударяет о ребро… /Обернется парусом бумага, /Укрепится мачтою перо…»
- «Арбуз» – сюжетное романтическое повествование о том, как по Азовскому морю парусное судёнышко, гружённое арбузами, плывёт сквозь ветер и шторм.
- 1925. Переезд в Москву и прощание с одесским периодом отражены в «Стихах о соловье и поэте». Это зарисовка птичьего рынка на Трубной, где куплен соловей за 10 рублей. Основная тема – ощущение несвободы: «Мы пойманы оба, /Мы оба – в сетях!»
- 1926. В стихотворении «От чёрного хлеба и верной жены…» звучит разочарование в революционном оптимизме. Романтика свободы закончилась новым гнётом – красным террором: «Мы – ржавые листья /На ржавых дубах…/Над нами гремят трубачи молодые, /Над нами восходят созвездья чужие, /Над нами чужие знамёна шумят…».
- Конец 1926-го. Закончена поэма «Дума про Опанаса», отразившая трагедию украинского крестьянина, которому при новой власти не дают работать на земле. Он вынужден бежать к махновцам и по логике борьбы убить комиссара Когана.
- 1927. Написано стихотворение «Контрабандисты», положенное в разное время на музыку Л. Утёсовым, композитором-бардом Виктором Берковским и др. Стихи «Весна» пронизаны юмором в описании физиологического стремления всего живого воспроизвести потомство. Часто цитируемая строка: «Мне тоже хотится /Под ручку пройтиться».
- Конец 1927-го. Стихотворения «Бессонница», «Папиросный коробок», поэма «Трясина» написаны под впечатлением набирающего силу террора, который стал тотальным после разгона троцкистской демонстрации в Москве 7 ноября 1927 года.
- 1928. Вышел сборник стихов «Юго-запад», в который было отобрано и включено 18 ранее написанных стихотворений и «Дума про Опанаса».
- Апрель 1929-го. Напечатана поэма «ТВС» (эти три буквы в медицине обозначают туберкулёз). Это год «перелома», когда был нанесён удар по крестьянству, которое с 1928 года стали сгонять в колхозы. В поэме «ТВС» оценка времени дана Дзержинским. Во сне к герою произведения приходит умерший «железный Феликс» с наказом слушать свой век и поступать, как он велит: «Оглянешься — а вокруг враги; /Руку протянешь — и нет друзей; /Но если он скажет: «Солги» — солги. /Но если он скажет: «Убей» — убей». Незримо за этими строками стоит Сталин.
- 1929. Другие значимые произведения этого года – триптих «Стихи о себе» (размышление о своём доме и своём читателе) и виртуозное ироничное стихотворение «Вмешательство поэта». Последнее рисует, как и из чего рождаются стихи; в них вызовом звучат шутовские и отчаянно провокационные строки: «Механики, чекисты, рыбоводы, /Я ваш товарищ, мы одной породы» (Багрицкий в ЧК не служил, лишь короткое время был в отряде народной милиции, выезжал на драки, конфисковывал самогонные аппараты… ).
- 1930. Поэт вступил в РАПП, сделав окончательный выбор в пользу ассоциации пролетарских писателей (после переезда в Москву в 1925 году он вначале примкнул к группе «Перевал», потом к конструктивистам). В 30-ые чаще других звучит тема мещанства как врага революционного обновления. В гениальном стихотворении 1930-го «Происхождение» эта тема смыкается с автобиографическим мотивом неприятия еврейской приверженности к закостенелым традициям, обрядам и ценностям.
- 1932. Свет увидели сразу 2 сборника Э. Багрицкого:
- «Победители» – его ключевой темой является победа строителей новой жизни над мещанством. В сборник вошли поэма «ТВС»; стихотворения: «Происхождение», «Романс карпу», «Встреча», «Ода», «Стансы», «Вмешательство поэта», «Автобус», «Весёлые нищие» и др.
- «Последняя ночь» – в книгу вошли написанные в 1932 году поэмы социально философского содержания, объединённые темой не напрасной гибели и смерти, несущими идею обновления. Первая поэма дала название сборнику и показывает ночь, отделяющую людей от мировой войны, говорит о её жертвах, но в конце убеждает, что они не будут забыты. 2-ая поэма «Человек предместья» создаёт образ обречённого на смерть хозяина-кулака, против которого восстала собственная дочь, надевшая пионерский галстук. В 3-ьей поэме «Смерть пионерки» уходит из жизни сама героиня. Девочка Валя умирает от скарлатины. Ей не выпадет строить новую жизнь, но в минуту смерти она утверждает её идеалы: сорван и брошен на пол нательный крестик, а девочка отдаёт последний пионерский салют. В основу поэмы легла подлинная история из жизни хозяев квартиры, в которой Багрицкий снимал жильё, когда переехал в Москву. Поэма стала знаменита и изучалась в советские времена в школе.
- Поэма «Февраль» – последнее написанное Багрицким произведение. Опубликовано после его смерти. В нём осознание своего пути: как «маленький иудейский мальчик» был птицеловом, любил книги, поверил в революцию, которая совпала с его молодостью. Он «просиживал ночи в сырых дежурках» народной милиции, выезжал на задания. В чужих домах он «…появлялся, как ангел смерти,/ С фонарём и револьвером, окружённый / Четырьмя матросами с броненосца…». В поэме отражена тема любви-ненависти к своим гонимым, неприкаянным сородичам-иудеям, с чьей историей поэт связан корнями.
- В 1930 году у Эдуарда Багрицкого произошло обострение бронхиальной астмы. Болезнь неотступно развивалась. Смерть случилась 16 февраля 1934 года. Писатель похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Личная жизнь
Поэт был незаурядной личностью. В его облике сочетались внешняя почти демоническая угрюмость и внутренняя потребность веселья и розыгрыша. Как настоящий одессит, он был находчивым, острым на слово, мастером сочинять небылицы и мистифицировать окружающих. Во время переписи 1923 года он в графу о профессии внёс – канатоходец, а при получении паспорта указал национальность – чех.
Друзей он легко заставлял поверить, что охотился в Африке, а в другой раз притворялся немым и начинал говорить на языке уморительных им же придуманных жестов. Но когда подступала болезнь, поэт подолгу замирал на диване, боясь резко поднять руку. Он сидел, поджав ноги, размышлял, задумчиво следил за разноцветными рыбками в аквариуме и курил астматол.
Э.Г. Багрицкий был женат на Лидии Густавовне Суок с 1920 года. Она была ровесницей поэта. Для неё это был второй брак. Первый муж-военврач погиб на войне. Лидия была старшей из трёх дочерей Густава Суока, который эмигрировал из Австрии и занимался преподаванием музыки.
В браке Багрицкого и Суок в 1922 году родился сын Всеволод.
Переехав в Москву, Багрицкие поселились на даче в Кунцево у знакомых. Позже поэт получил квартиру в доме напротив Художественного театра, населённого в основном писателями. Судьбы жены и сына поэта сложились трагично. Лидия в 1937 году, отправившись выручать арестованного мужа своей сестры Ольги, писателя Владимира Нарбута, сама была взята чекистами и получила 20 лет заключения. Возвратилась из карагандинской ссылки в 1956 году.
Значение творчества
Поэзия Эдуарда Багрицкого является неотъемлемой частью русского Серебряного века. Поэт внёс в неё образы и метафоры «южного акмеизма». Он изначально много внимания уделял форме; стихи его изящны, виртуозны и порой без преувеличения гениальны. В то же время поэта справедливо относят к основоположникам советской поэзии, воспевшим романтику революции.
Его влияние испытало не одно поколение поэтов. Например, Иосиф Бродский включил его в список самых близких по духу писателей и признавался: «Мне ужасно нравился в молодости Багрицкий». Поэт, проживший всего 38 лет, не оставил большого наследия. Но его сборники «Юго-Запад», «Победители», «Последняя ночь», поэма «Февраль» стали классикой отечественной литературы, отразив время 1915 – 1934 годов. Эдуард Багрицкий известен также как переводчик поэзии Р. Бёрнса, А. Рембо, Я. Купалы, Н. Бажана. Издан их совместный с Н. Дементьевым перевод с турецкого языка стихов Назыма Хикмета.