Джотто ди Бондоне — краткая биография


Джотто ди Бондоне

Полное имя: Джотто ди Бондоне
Год рождения: 1266-1267
Место рождения: Виккьо, Италия
Чем известен: Художник, архитектор, основоположник эпохи Проторенессанса
Дата смерти: 8 января 1337 г. (≈71 год)

Детство и юность

Точная дата рождения Джотто ди Бондоне не известна. Считается, что он родился в 1266 или 1267 г. в небольшом городе Веспиньяно (ныне Виккио) рядом с Флоренцией. Возможно, полное имя мальчика было Амброджотто.

Отца будущего художника звали Бондоне, и он был простым крестьянином (по другим данным – кузнецом).

Джорджо Вазари в своих знаменитых «Жизнеописаниях» рассказывает, что Джотто был необычайно талантливым ребёнком. Однажды, когда мальчик пас овец, он нарисовал одну из них на камне. Этот рисунок увидел проезжавший мимо Чимабуэ, прославленный художник того времени, и немедленно взял юного пастушка к себе в ученики. Вскоре Джотто превзошёл своего учителя.

Сегодня искусствоведы считают эту историю просто красивой легендой, а имя истинного учителя Джотто остаётся тайной. Известно, что к 20 годам Джотто стал самостоятельным мастером.

Краткая биография

  1. В 1288 г. художник получил свой первый серьёзный заказ – цикл фресок для базилики Сан-Франческо в Ассизи. За 2 года живописец выполнил 28 фресок, посвящённых Исааку и Иакову, для верхнего яруса церкви. Такой объёмный труд за столь короткий срок предполагает наличие у Джотто ассистентов. Эта блестящая работа принесла живописцу славу, он стал хорошо известен в центральной части Италии.
  2. К 1295-1300 гг. относятся ранние станковые работы художника. Это расписной крест и «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» для флорентийской церкви Сан-Джорджо-алла-Коста.
  3. Также в этот период был создан 6-ти метровый «Расписной крест» для церкви Санта-Мария-Новелла.
  4. Около 1300 г. Джотто закончил работу над большой алтарной иконой «Стигматизация Святого Франциска» для пизанской церкви Сан-Франческо, а также выполнил «Полиптих» для флорентийской церкви Бадиа.
  5. Примерно в 1300 г., во время пребывания в Риме, живописец создал мозаику Навичелла по заказу кардинала Дж. Стефанески. На этой монументальной работе на фасаде собора Святого Петра был изображён Христос и ладья со святыми. До наших дней мозаика не сохранилась, она была утрачена при строительстве нового собора Святого Петра. Сегодня на его фасаде расположена реконструкция, выполненная по сохранившимся описаниям.
  6. В 1301 г. живописец вернулся во Флоренцию и на полученные в Риме гонорары смог приобрести себе дом около церкви Санта-Мария-Новелла, а также имение недалеко от города.
  7. В 1303 г. мастер получил заказ на роспись капеллы Санта-Мария-дель-Арена в Падуэ, возведённой богатым семейством Скровеньи. Заказчиком выступил Энрико Скровеньи. В Падую Джотто прибыл вместе с помощниками из собственной мастерской, и они приступили к работе. Художник разработал уникальную концепцию росписи часовни с учётом архитектурных особенностей и естественного освещения здания. В цикл вошло 36 фресок, каждая из которых является отдельным законченным эпизодом. Новаторство Джотто выразилось в отказе от условности изображения, свойственной византийскому и готическому искусству. Его фигуры индивидуализированы, с живой мимикой и движениями. Фоном служит пейзаж или архитектурные строения. Также мастер использовал композиционные, стилистические и технические новшества, которые взяли на вооружение последующие поколения мастеров. Самыми известными фресками капеллы Скровеньи считаются: «Поцелуй Иуды», «Встреча у Золотых ворот», «Бегство в Египет», «Оплакивание Христа».
  8. Работа над фресками для капеллы была закончена около 1305 г. Она стала одной из главных в творческой биографии мастера и прославила его имя в веках. С этого момента Джотто стал считаться лучшим художником Италии и получать множество дорогостоящих заказов со всей страны.
  9. Около 1310 г. мастер написал алтарную картину «Мадонна Оньисанти».
  10. В период между 1310 и 1315 гг. живописцем был создан Алтарь Перуцци.
  11. Джотто с семьёй жили в достатке, художник хорошо зарабатывал и даже давал деньги в долг. О кредиторской деятельности флорентийца сохранились записи 1312-1315 гг.
  12. Между 1310-1317 гг. был создан знаменитый «Расписной крест» для Капеллы-дель-Арена.
  13. В 1315 г. глава католической церкви пригласил Джотто в Авиньон. Там живописец гостил до 1318 г., работал и изучал утончённую авиньонскую живопись, что повлияло на его собственную художественную манеру.
  14. В 1320 г. Джотто был принят в Корпорацию врачей и аптекарей Флоренции.
  15. Примерно в то же время были созданы фрески для капеллы Перуцци в базилике Санта-Кроче во Флоренции. Они были выполнены в технике секко (по сухой штукатурке).
  16. В 1320-е гг. мастер написал двусторонний «Триптих Стефанески» для Базилики Святого Петра в Риме. На центральной панели триптиха Джотто изобразил заказчика, кардинала Стефанески, и папу Целестина V.
  17. В 1325-1327 гг. мастер создал фрески капеллы Барди.
  18. В 1328 г. художник отправился в Неаполь по приглашению местного правителя Роберто Анжуйского и находился при его дворе до 1333 г. В Неаполе живописец занимался росписью церкви Кастель Нуово и капеллы ди Санта Барбара.
  19. В 1330 г. Роберто Анжуйский пожаловал живописцу титул придворного художника.
  20. В 1334 г. живописец создал одно из самых известных своих станковых произведений – «Полиптих Барончелли» – для флорентийской церкви Санта-Кроче.
  21. В 1334 г. художника назначили на должность главного архитектора Флоренции. Он заведовал возведением новых зданий, мостов, росписью соборов. Его гонорар составлял 100 золотых в год.
  22. Джотто было поручено возведение Кампанилы (соборной колокольни) при соборе Санта-Мария-дель-Фьоре, фундамент которой был заложен ещё в 1298 г. Он сделал общий проект кампанилы и при жизни успел возвести нижний ярус. В 1340-х гг. строительство колокольни продолжил Андреа Пизано, а закончил постройку архитектор Франческо Таленти в 1359 г.
  23. В 1336 г. художника направили в Милан. Там он руководил работой по созданию фресок для главы города Аццоне Висконти.
  24. 08 января 1337 г. во Флоренции после продолжительной болезни Джотто ди Бондоне скончался. Ему было около 70 лет.
Портрет Джотто ди Бондоне, сделанный между 1490 и 1550 годами

Портрет Джотто ди Бондоне, сделанный между 1490 и 1550 годами

Личная жизнь

Примерно в 1290 г. живописец женился. Его избранницей стала Чивутта ди Лапо дель Пьелла. У супругов родилось 8 детей: 4 мальчика и 4 девочки. Двое сыновей пары продолжили дело отца и тоже стали художниками, но особой славы не обрели.

Вклад и память

Джотто ди Бондоне был великим итальянским художником эпохи Проторенессанса и крупнейшим реформатором в истории европейского искусства. Он преодолел древние византийские иконописные традиции и средневековые художественные каноны, став родоначальником реалистического направления в живописи. Живописец создал уникальные шедевры мировой культуры, часть из которых сохранилась до наших дней.

Памятник Джотто ди Бондоне во Флоренции

Памятник Джотто ди Бондоне во Флоренции

В работах великого флорентийца впервые появилось объёмное изображение пространства, абстрактный фон был заменён пейзажем или архитектурой, фигуры и лица святых стали более плотными, «живыми».

После Джотто европейская живопись изменилась навсегда, и наступила эпоха Возрождения.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *