Дмитрий Бортнянский — краткая биография композитора


Бортнянский Дмитрий Степанович

ФИО: Бортнянский Дмитрий Степанович
Дата рождения: 28 октября 1751 г.
Место рождения: Глухов, Киевская губерния, Российская империя
Знак зодиака: Скорпион
Деятельность: Композитор, дирижер, певец
Дата смерти: 28 сентября (10 октября) 1825 г. (73 года)

Композиторская музыка в России начала делать свои первые шаги только в XVIII в. Её истоком было народное творчество. Именно в XVIII в. его начали собирать, исследовать и записывать.

Но самый большой импульс развитию профессиональной музыки дал Пётр I: он начал приглашать в Россию иностранных музыкантов, певцов, ввёл Ассамблеи, на которых необходимо было исполнять «чужеземные» танцы: менуэт, гавот, экосез, сарабанду и др.

В Петербурге и Москве начали ставить оперы. Появились и свои композиторы: Осип Козловский (1757-1831), Михаил Соколовский (1756-?), Михаил Матинский (1750-1820), Даниил Кашин (1769-1841), Дмитрий Бортнянский (1751-1825).

Дмитрий Степанович Бортнянский был не только композитором, но и певцом и дирижёром. Он автор опер, хоров, увертюр, концертов, сонат, маршей, разнообразной инструментальной музыки, а также духовных произведений. Его творческая жизнь сложилась очень счастливо, что редко бывает с истинными талантами.

Происхождение и детство

По отцу, Штефану Шкурату, род Бортнянских восходит к русинам (этнографическая группа украинцев). Казак Штефан Шкурат состоял на службе у гетмана К.Г. Разумовского. Он сам изменил свою фамилию на более благородную по названию села, где родился. Польское село Бортне расположено недалеко от польско-словацкой границы. Так Штефан Шкурат стал Степаном Васильевичем Бортнянским.

Мать – Марина Дмитриевна Бортнянская (по первому мужу Толстая).

Дмитрий Бортнянский родился в городе Глухове (ныне Сумская область Украины) 28 октября 1751 г.

Музыкальные способности у него проявились очень рано, удивительно красивым и чистым был его голос (дискант), поэтому уже в 5 лет его отдали в Певческую школу в Глухове, где он 2 года учился вместе с будущим композитором М. Березовским. Здесь маленькие певчие занимались вокалом и игрой на музыкальных инструментах (бандуре, гуслях, скрипке).

Проявив исключительные музыкальные способности, Бортнянский через 2 года был отправлен в Придворную певческую капеллу в Петербург. И здесь ему способствовала удача: он стал любимцем императрицы Елизаветы Петровны, принимал участие в придворных спектаклях и церковных службах, изучал иностранные языки, учился актерскому искусству. Исполнял и сольные партии в спектаклях: в возрасте 11 лет он пел сольную партию в опере «Альцеста» придворного композитора Г. Раупаха. Сам директор капеллы занимался с ним пением, а итальянский композитор Б. Галуппи учил его композиции.

В возрасте 13 лет его дискант сменился на мелодичный «сладкозвучный» тенор.

Краткая биография

  1. Юность Бортнянского совпала с тем временем в России, когда зарождалась профессиональная композиторская школа и наблюдался общественный подъём на рубеже 60-70-х гг. XVIII в.
  2. В 1766-1768 гг. был певчим при императорском дворе под руководством Б. Галуппи.
  3. В 1768 г., в возрасте 17 лет, Бортнянский по рекомендации Галуппи отправился на казённый счёт в Италию для изучения музыки европейских композиторов (Генделя, Скарлатти, полифонистов венецианской школы). В Италии он пробыл 10 лет. Жил в основном в Венеции, но выезжал в Болонью, Рим и Неаполь. За это время его родители умерли.
  4. В Италии состоялся его дебют в качестве композитора: он сочинил «Немецкую обедню», включив в неё православные песнопения.
  5. В 1776 г. написал оперу «Креонт».
  6. В 1778 г. создал две оперы: «Алкид» и «Квинт Фабий», которые были поставлены в театре и имели успех у итальянских зрителей. Были созданы и другие произведения, в том числе духовные.
  7. В Италии он освоил клавесин и орган.
  8. В 1779 г. возвратился в Россию. Его итальянские сочинения произвели большое впечатление при императорском дворе, он был назначен композитором Придворного певческого хора.
  9. Женился в период 1780-1782 гг. (точная дата неизвестна).
  10. В 1780-1784гг. работал при дворе капельмейстером, руководил хорами в Сухопутном шляхетском корпусе, Смольном институте.
  11. В Петербурге Бортнянский много сочинял: хоровые концерты, инструментальная музыка, камерные произведения, романсы на стихи французских поэтов.
  12. В 1786-1795 гг. обучал музыке детей будущего императора Павла I, создал цикл сонат для клавесина, Концерт для чембало с оркестром, Квинтет, Концертную симфонию. Это было первое в России симфоническое произведение.
  13. С середины 80-х гг., когда императорский двор увлекся театром, создал три комические оперы: «Празднество сеньора» (1786), «Сокол» (1786), «Сын-соперник» (1787).
  14. В 1791-1814 написал несколько кантат и ораторий на слова Г. Державина.
  15. В 90-х годах XVIII в. писал много духовной музыки, в основном хоровые концерты. Они отличались особым лиризмом и были уже шагом к классицизму.
  16. В 1796 г. в Петербурге была создана Придворная капелла, Бортнянский стал её управляющим, а через некоторое время – директором. Оставался в этой должности до конца своей жизни.
  17. В 1806 г. за усердный труд получил чин действительного статского советника.
  18. Будучи широко образованным человеком, в начале XIX в. участвовал в литературных вечерах, встречался с Г. Державиным, сотрудничал с П. Вяземским и В. Жуковским и на его стихи написал песню для хора «Певец во стане русских воинов» (1812) для солиста-тенора, хора и оркестра.
  19. В 1815 г. был избран почетным членом Филармонического общества.
  20. В 1816 г. по указу императора Александра I был принят закон, по которому в церкви допускались к исполнению только произведения самого Бортнянского или произведения, получившие его одобрение. Это говорит о высокой оценке его деятельности.
  21. 1817-1824 гг. отмечены активной концертной деятельностью в капелле, издательской работой в области хорового искусства, подготовкой к печати Духовных хоровых концертов, педагогической деятельностью.
  22. Умер 28 сентября 1825 г. в Санкт-Петербурге. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Существует легенда, что в день кончины Бортнянский позвал к себе в дом хор капеллы и попросил петь свой концерт «Вскую прискорбна еси, душа моя», под его звуки он скончался.
  23. В 1953 г. его прах перенесли на Тихвинское кладбище при Александро-Невской лавре в Пантеон деятелей российской культуры.
  24. Его духовная музыка исполняется в русских православных храмах до настоящего времени.
Дмитрий Бортнянский (худ. М. И. Бельский 1788)

Дмитрий Бортнянский (худ. М. И. Бельский 1788)

Личная жизнь

Жена: Анна Ивановна Бортнянская.

Дети: сын Александр – военный. Служил в гвардии в чине поручика.

Внуки: Марья и Дмитрий. Дмитрий имел сильный и красивый голос и ещё в раннем детстве был принят дедом в капеллу певчим.

В семье Бортнянского приютили и воспитали сироту Александру Михайлову.

Дмитрий Бортнянский (рисунок 1841 г.)

Дмитрий Бортнянский (рисунок 1841 г.)

Значение деятельности

Значение Д.С. Бортнянского в развитии русской профессиональной музыки очень велико. Его творчество относится к рубежу двух эпох в истории русской музыки: «предклассический» период заканчивался и начинался классический. Хотя первым классиком русской музыки считают М.И. Глинку, К. Ковалёв, автор книги «Бортнянский» из серии ЖЗЛ, утверждает, что первым классиком был именно Д.С. Бортнянский.

Он много сделал для развития хорового искусства:

  • Отделил хор a capella от оперного.
  • Повысил певчим жалования.
  • Строил для певчих новые жилые корпуса.
  • Хранил и развивал вокальные традиции капеллы.

В начале 1800-х гг. ввел дневные открытые концерты в зале Капеллы.

Бортнянский – автор духовных произведений. Его духовная музыка сильно изменила церковное пение в России. Он создал новый тип духовного хорового концерта. Новаторство этих концертов в том, что в них он использовал элементы народной музыки и маршевые ритмы, лирические песенные мотивы и танцевальные мелодии.

Памятник Д.С. Бортнянскому в Глухове

Памятник Д.С. Бортнянскому в Глухове

Музыка композитора отличается безупречным художественным вкусом, сдержанностью, благородством, классической ясностью, высоким профессионализмом, которого он добился в результате изучения современной европейской музыки.

Творческое наследие Бортнянского поражает жанровым разнообразием: 6 опер, более 100 произведений для хора, множество инструментальных произведений, произведений для клавесина и оркестра, романсов, ораторий.

В XIX в. его музыка была почти забыта, оценивалась порой как слишком слащавая, но в XX в. о ней вспомнили и сейчас она вновь вернулась к слушателям. А его духовная музыка всегда пользовалась популярностью.

Духовная музыка:

  • 55 духовных хоровых концертов для четырёхголосного хора.
  • 12 духовных концертов.
  • 30 хоровых концертов.
  • Около 20 переложений церковных песнопений.

Бортнянский одним из первых в России начал писать кантаты, очень сложный музыкальный жанр (вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра).

Он пользовался любовью соотечественников не только как композитор, но и как разносторонне одаренная личность, обладавшая редким обаянием. Был страстным коллекционером, собирал произведения живописи и скульптуры.

В Новгороде на памятнике «Тысячелетие России» Д.С. Бортнянский изображен рядом с Г.Р. Державиным.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *