Полное имя: | Даниил Александрович (Московский) |
Дата рождения: | Ноябрь 1261 г. |
Место рождения: | Владимиро-Суздальское княжество |
Чем известен: | Младший сын А. Невского, князь Московский, родоначальник рода московских князей и царей Рюриковичей |
Дата смерти: | 5 марта 1303 г. (41 год) |
Детство и отрочество
Даниил Александрович (Московский) – первый в истории удельный князь Московский, святой Русской Православной Церкви. Даниил – один из младших сыновей прославленного князя Александра Невского и его супруги, полоцкой княжны Александры Брячиславны.
Согласно летописям, Даниил появился на свет в ноябре (по другим данным – в декабре) 1261 г. на территории Владимиро-Суздальского княжества, которым правил его отец. Младенца нарекли и крестили в честь преподобного Даниила Столпника. Князь до конца жизни почитал своего святого покровителя.
По существовавшему обычаю, осиротевшие сыновья владимирского князя получили уделы, или наделы. Даниилу предназначался участок земли с Москвой, но в силу малолетства он не мог им управлять. Следующие семь лет городом управляли тиуны Ярослава, который в то время занимал великокняжеский стол во Владимире.
Краткая биография
- В 1272 г. Ярослав Ярославич повторил судьбу старшего брата: великий князь умер на обратном пути из Орды. 11-летний Даниил принял отцовское наследство – сравнительно маленькое и бедное Московское княжество. В том же году отрок велел построить в Московском Кремле церковь в честь Преображения Господня.
- В 1277 г. начал фактически управлять своим княжеством.
- Юноша был миролюбив, но родственники постоянно втягивали его в междоусобицы. Молодой правитель нередко защищал свои владения и отстаивал права братьев на то или иное княжество, но сам никогда не нападал на соседей с целью наживы, не грабил и не требовал большей власти.
- В 1282 г. московский князь объединил силы с братом Андреем Городецким и тверским правителем Святославом и выступил против старшего брата, Дмитрия. Старшие братья боролись за великое княжение во Владимире, но в итоге с помощью Даниила примирились и обошлись без кровопролития. Дмитрий занял владимирский стол.
- Вернувшись в свое княжество, Даниил основал в Замоскворечье мужской монастырь в честь святого Даниила Столпника.
- В 1283 г. принял сторону брата Дмитрия и помогал ему в междоусобных войнах.
- В 1293 г. средний брат, Андрей, призвал Золотую орду отправиться с походом на северо-восток Руси. Ордынцы разорили Москву и Данилову обитель.
- В 1294 г. умер Дмитрий, и вновь началась борьба за Владимирское княжество. Против Андрея объединились Московское, Переславское и Тверское княжества. Даниил возглавил союз.
- В 1295 г. войска враждующих сторон встретились вблизи Юрьева Толчища, но противникам удалось заключить перемирие и избежать столкновения, после чего Андрей все же стал великим князем.
- В 1296 г. вновь разгорелись междоусобицы, однако епископы Симеон и Измаил сумели примирить Даниила и Андрея.
- Спустя время московского правителя пригласили княжить в Великий Новгород, но в итоге новгородский стол остался за Андреем.
- В том же году Даниил Александрович основал Богоявленский мужской монастырь.
- В 1300 г. велел построить на Крутицах церковь в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а также архиерейский дом.
- В том же году воевал с соседним Рязанским княжеством, захватил Коломну и взял в плен рязанского князя Константина Романовича, который планировал напасть на московские земли и ради этого пошел на тайный сговор с татарами.
- В 1301 г. отправился в Дмитров на съезд русских князей. На встречу также прибыли Андрей Александрович, Михаил Тверской и Иван Переславский.
- В 1302 г. после смерти бездетного племянника Ивана Переславского присоединил Переславль к своим владениям.
- В 1303 г., страдая от смертельного недуга, принял монашеский постриг в Свято-Даниловой обители. Лаврентьевская летопись гласит, что правитель незадолго до смерти был пострижен в схиму. 5 марта святой скончался. Согласно одной из версий, его тело погребли в Архангельской соборе Кремля, согласно другой, схимник перед смертью завещал похоронить себя на обычном монастырском кладбище. Спустя годы народ стал почитать покойного правителя, как святого, появились истории о чудесных исцелениях, происходивших у его могилы.
- В 1652 г. были обретены мощи благоверного князя. Царь Алексей Михайлович повелел перенести их в храм Седми Вселенских Соборов Данилова монастыря.
- В 1791 г. был канонизирован как святой благоверный князь. Житие праведника составил Митрополит Московский Платон.
- В 1917 г. мощи святого перенесли в Троицкий собор.
- В 1930 г. мощи переместили в храм Воскресения Словущего. После закрытия храма мощи были утеряны.
- В 1975 г. писатель Дмитрий Балашов посвятил наследнику Александра Невского исторический роман «Младший сын».
- В конце 1988 г. патриарх Пимен и Священный синод учредили Орден св. блг. кн. Даниила Московского.
- В 1993 г. в подмосковном Нахабино был заложен храм Даниила Московского.
- В 1997 г. в российской столице на площади Серпуховской заставы был установлен памятник святому.
Личная жизнь
Московский князь был женат на княжне Агриппине (по другим сведениям – Евдокии). Некоторые историки предполагают, что его супруга была дочерью Льва Даниловича Галицкого и венгерской принцессы Констанции. У княжеской четы родились 10 детей: Юрий, Михаил, Александр, Борис, Иван, Симеон, Василий, Афанасий, Даниил и Анна. Первенец, Юрий Даниилович, стал преемником отца после его смерти и в том же году присоединил к Москве Можайское княжество.
Борис Даниилович управлял Костромой, Афанасий Даниилович – Новгородом. Иван I Даниилович, Великий князь Владимирский, вошел в историю под именем Иван Калита.
Значение для истории
От Даниила Александровича берет начало род московских князей и царей Рюриковичей. Младший сын Александра Невского усилил роль Москвы и заложил основы для ее будущего владычества. При Данииле Москва начала расти и крепнуть и со временем из маленького скудного надела превратилась в одно из самых влиятельных и могущественных княжеств.
Благодаря строительству Большой ордынской дороги город стал перекрестком торговых путей. Князь также возвел множество деревянных и каменных храмов, архиерейских домов и монашеских обителей и тем самым привлек в будущую столицу церковную верховную власть. Наследники святого продолжили его дело, что уже в 1325 г. привело к перенесению религиозного центра в Москву. Основанные московским правителем монастыри существуют по сей день.