Аятолла Хомейни — биография, изгнание и приход к власти


Сейид Рухолла Мусави Хомейни

Полное имя: Сейид Рухолла Мусави Хомейни
Дата рождения: 17 мая 1900 г.
Место рождения: г. Хомейн, Персия
Знак зодиака: Телец
Деятельность: Религиозный, государственный и политический деятель
Дата смерти: 3 июня 1989 г. (89 лет)

Аятолла Хомейни – влиятельная историческая личность, он смог взять нацию штурмом и реформировать ее, чтобы люди следовали его убеждениям. Будучи выдающимся религиозным и политическим лидером Ирана, он встал во главе иранской революции, успешно свергнув последнего лидера шаха. После этого он принял в стране новую исламскую конституцию и объявив себя Верховным лидером. Это дало ему самый высокий религиозный и политический статус в стране.

Появившись на свет как Рухолла Хомейни, благодаря своему упорству и настойчивости, он смог достичь статуса аятоллы, который дается только шиитским ученым самого высокого уровня. На международном уровне он носил титул Великого аятоллы, а в Иране его чаще всего называли Имамом Хомейни.

За свою жизнь он написал больше 200 томов книг. В 1979 году американский журнал TIME назвал его «Человеком года», за то влияние, которое он оказал на мир. Хотя он имел высокую популярность у людей ортодоксальных взглядов, его часто критиковали за нарушение прав и свобод человека.

Детство и образование

Сейид Рухолла Мусави Хомейни появился на свет 17 мая 1900 года в семье шиитского имама Мустафы Мусави и Хаджие Аги Ханум в деревне Хомейн в провинции Меркези. Когда ему было всего 5 месяцев, его отца убили, поэтому воспитывался он матерью и тетей Сахебет. Дата рождения Хомейни ставится под сомнение, так его брат Мортаза (аятолла Пасандиде) указывает на то, что он на самом деле родился 24 сентября 1902 года.

Уже в 6-лентем возрасте Хомейни занялся изучением Корана и персидского языка. А в 7 лет он стал ходить в местную школу, где изучал религию и традиционные предметы. Получать религиозное образование ему помогали двоюродный брат его матери Джафара и его старший брат Мортаза Пасандиде. Он заучивал наизусть религиозную и классическую поэзию.

Сейид Рухолла Мусави Хомейни (справа) в подростковые годы

Сейид Рухолла Мусави Хомейни (справа) в подростковые годы

Под наставничеством Абдул-Карима Хаэри Язди, он продолжил свое образование, отправившись сначала в город Эрак, а затем последовал за Язди в город Кум. Там он стал заниматься изучением исламского права и юриспруденции, а также изучал литературу, философию и поэзию.

Хомейни (второй справа) с друзьями в студенческие годы

Хомейни (второй справа) с друзьями в студенческие годы

Став известен как один из ведущих исследователей шиитского ислама, он стал преподавать такие дисциплины, как политическая философия, исламская история и этика. Как педагог он написал несколько работ на эти темы.

Хомейни в 1938 году

Хомейни в 1938 году

Протесты и изгнание

После того как ушел из жизни аятолла Сейид Хоссейн Боруджерди, в 1961 году Хомейни получил духовное звание Марджа ат-таклид (тот, кому нужно подражать). В отличие от предшественников, он считал необходимостью применять религию в социальных, политических и практических вопросах современности. Хомейни был ярым антисекуляристом.

В 1962 он стал активным противником вестернизации, проводимой шахом, который начал «Белую революцию» в стране. Он объединил религиозных ученых и вместе с ним они решительно выступили против шаха и его планов.

В стране начались выступления и протесты против политики шаха, но они были подавлены силовыми органами, а референдум 26 января 1963 год был проведен.

В июне 1963 года Хомейни заключили в тюрьму за речь против шаха, в котором он обвинил его в моральном разложении и подчинению США.

Хомейни осуждает шаха на Ашуре, 3 июня 1963 г.

Хомейни осуждает шаха на Ашуре, 3 июня 1963 г.

После его заключения в Иране начались беспорядки, люди, поддерживающие Хомейни, сплотились ради его освобождения. Эти события вошли в историю как «Восстание 15 хордада».

В 1964 году, после освобождения, он вернулся в Кум. Хомейни продолжил критиковать шаха за его связи с США и Израилем. Правительство прилагало усилия, чтобы убедить его в прекращении движения, но он отказался, что привело его к новому аресту и депортации в Турцию.

Год он проживал в Турции, после чего перебрался в Ан-Наджаф в Ирак. За 14 лет, проведенных в изгнании, он опирался на доктрину под названием вилаят аль-факих, которая утверждала нормы идеального государства, основанного на истинных принципах ислама и возглавляемое духовенством.

В местных иракских школах он начал обучение студентов. Его лекции были сняты на видео и распространились и в Иране. Его выступления сделали его самым влиятельным оппозиционным лидером.

Его растущая популярность и появление протестных движений привели его к дальнейшей депортации в Париж, где он пробыл на протяжении последних нескольких месяцев жизни в изгнании.

Протесты в Иране набирали обороты, загадочная смерть его сына Мостафы и оскорбительная публикация в адрес Хомейни еще сильнее разозлили местных жителей. Ключевые для экономики страны нефтяные предприятия начали бастовать. В январе 1979 шах и его семья навсегда покинули Иран.

Возвращение и приход к власти

Вернувшись на иранскую землю 1 февраля 1979 года, он был единогласно назначен новым лидером страны. Сразу после возвращения он принял измененную форму вилаята аль-факиха и стал закладывать фундамент для построения идеального с точки зрения ислама государства.

Возвращение Хомейни в Иран, 1 февраля 1979 г.

Возвращение Хомейни в Иран, 1 февраля 1979 г.

Хомейни дал поручение священнослужителям написать исламскую конституцию Ирана. Несмотря на то что он пользовался поддержкой большей части народа, некоторые из членов оппозиционных организаций, как, например Национальный демократический фронт и Мусульманская народно-республиканская партия, подверглись нападкам и запрету.

После принятия новой конституции Хомейни стал «Верховным лидером» или «Лидером революции». В 1979 США предоставили шаху убежище, после чего иранцы стали требовать его возвращения, суда и казни. Сторонники Хомейни захватили посольство США в Тегеране и взяли в заложники 52 человека. Это продлилось 444 дня, даже после смерти шаха. Проблему удалось решить только Рональду Рейгану, который смог договориться с Ираном.

Аятолла Хомейни со сторонниками

Аятолла Хомейни со сторонниками

Еще одним крупным событием правления Хомейни стала ирано-иракская война, которая длилась 8 лет и велась за богатую залежами нефти провинцию Хузестан, а также с целью распространения идеалов и убеждений, на которых строился новый Иран. Война имела огромные последствия для обоих стран, погибли более 180 тыс. иракских солдат и более 500 тыс. иранских.

За время правления Хомейни в жизни иранцев произошло много изменений, введение института шариата и исламского права, введение дресс-кода для женщин и мужчин, запрет алкоголя и западных фильмов, исламизация образовательной системы.

Доктрины и убеждения Хомейни составляли основу учебной программы в школах и других учебных заведениях. При этом людей, которые выступали против режима, преследовали. Все государственные должности заняли священнослужители, которые разделяли его взгляды и убеждения.

Он выпустил фетву против индийско-британского писателя Салмана Рушди за его книгу «Сатанинские стихи», которая, как считалась, изображала Пророка Мухаммеда лжепророком и поднимала вопросы против исламских верований.

Смерть и похороны

В последние годы жизни здоровье Хомейни стало резко ухудшаться. Он провел 11 дней в больнице Джамаран и ушел из жизни 3 июня 1989 года в 89-летнем возрасте, после того как перенес 5 сердечных приступов за 10 дней. Его приемником стал Али Хаменеи.

Огромное количество иранцев вышло на улицы, чтобы проститься с лидером. Больше 10 млн человек выстроились на протяжении 32-километрового маршрута к тегеранскому кладбищу Бехешт-э-Захра на похороны Хомейни.

Похороны Аятоллы Хомейни

Похороны Аятоллы Хомейни

Властям даже пришлось отложить первые похороны 4 июня, так как гигантская толпа разрушила его деревянный гроб и пыталась оторвать куски посмертного савана, чтобы сохранить их, как святые реликвии. Вторые похороны состоялись спустя 5 часов под строгим контролем, с гробом из стали, который, согласно исламским традициям, нужен, только чтобы донести тело к месту захоронения. В 1995 рядом с ним похоронили его сына Ахмада. Сейчас его могила находится в Мавзолее Хомейни.

Личная жизнь

Хомейни был известен своей пунктуальностью и делал все в точное время. Некоторые также описывали его как отчужденного человека с суровым поведением. Он отказывался есть и пить в заведениях питания, пока не убеждался, что официант и повара мусульмане. Он был приверженцем традиционных убеждений исламской гигиенической юриспруденции.

В 1929 (под другим данным в 1931) он женился на Хадиже Сакафи (1916 г.р.), которая была дочерью священнослужителя из Тегерана. По некоторым источникам ей было тогда 10 лет, по другим же данным 15. Считается, что их брак был счастливым и гармоничным. Хадиже Сакафи ушла из жизни 21 марта 2009 года в возрасте 93 лет.

Аятолла Хомейни с женой

Аятолла Хомейни с женой

У них родилось 7 детей, но только 5 удалось выжить в детстве. Все 2 его сына также пошли по религиозному пути, а дочери стали женами священнослужителей и купцов. Старший сын Мостафа умер при странных обстоятельствах в 1977 году, будучи в изгнании в городе Ан-Наджаф в Ираке.

Хомейни с сыном Ахмадом и внуками Хасаном и Али Эшраги

Хомейни с сыном Ахмадом и внуками Хасаном и Али Эшраги

Другой сын, Ахмад Хомейни ушел из жизни в 1995 году в 50-летнем возрасте. Его дочь Захра Мостафави (1940 г.р.) добилась больших успехов в политике и педагогике, став профессором Тегеранского университета.

От своих детей у Хомейни 15 внуков.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *