ФИО: | Аверченко Аркадий Тимофеевич |
Дата рождения: | 15 (27) марта 1881 г. |
Место рождения: | Севастополь |
Знак зодиака: | Овен |
Чем известен: | Писатель, драматург, сатирик, литературный и театральный критик |
Дата смерти: | 12 марта 1925 г. (43 года) |
Детство и юность
Аркадий Аверченко — человек уникальной творческой судьбы. Биография писателя, словно сложенная из отдельных разноцветных фрагментов мозаика, драматичная и поучительная, позволяет лучше понять суть его фантастически искрометного творчества, глубину юмора и трагизм сатиры, осознать ту невероятную масштабность охвата действительности в его коротких, простых по форме, но обладающих потрясающей смысловой наполненностью рассказов.
Будущий писатель родился в 1881 году в Крыму, в овеянном славой и легендами Севастополе. Много лет спустя, решив написать мемуары, Аркадий Аверченко довольно подробно описывает свое детство и юность, постоянно подтрунивая над самим собой.
Отец писателя Тимофей Петрович Аверченко был купцом, по-видимому, не слишком удачливым и предприимчивым. В итоге, когда Аркадию было всего лишь 15 лет, он разорился. Мать, Сусанна Павловна Аверченко, занималась домом и детьми — в семье помимо Аркадия росло 6 дочерей. Еще трое сыновей умерли в младенческом возрасте.
Мальчик рос крайне болезненным, после травмы еще в младенческом возрасте у него были серьезные проблемы со зрением. Из-за этого Аркадию пришлось осваивать всю программу гимназии дома. Помогали, как могли, сестры.
Материальное положение семьи из-за банкротства отца стало по-настоящему бедственным, и в 15 лет будущему писателю пришлось начать работать — сначала писарем (при его-то плохом зрении) в севастопольской транспортной конторе, занимавшейся грузоперевозками по Крыму, а немного позже —целых четыре года —на угольной шахте в Донбассе, куда он перебрался, посчитав этот вариант более перспективным.
Это был, как впоследствии вспоминал сам Аверченко, самый трудный период всей его биографии. Беспросветная работа и пьянство — все, что было в окружающей его жизни в течение этих долгих четырех лет.
События из жизни
- 1900 год — переезд в Харьков, первые литературные опыты.
- 1903 год — сотрудничество с харьковской газетой «Южный край», первый опубликованный рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь».
- 1904-1906 годы — первые собственные издания «Штык» и «Меч». Аркадий Аверченко одновременно выполняет функции автора, редактора и иллюстратора. оба издания имеют яркую сатирическую направленность, и в результате писатель был вынужден под давлением местных властей уехать из города.
- 1907 год — переезд в Петербург, сотрудничество с журналом «Стрекоза», работа редактором.
- 1908 год — начало сотрудничества с журналом «Сатирикон» в качестве постоянного автора, а немного позже — главного редактора. журнал становится одним из лидеров среди печатных изданий юмористической и сатирической направленности.
- 1909-1910 годы — Аверченко издал 20 сборников рассказов. на это время приходится пик его славы. читатели и критики сравнивают его с О. Генри и Марком Твеном.
- 1911 год — путешествие по Европе и написание нескольких сатирических очерков.
- 1912-1916 годы — выпуск двух сборников под названиями «Рассказы для выздоравливающих» и «Круги по воде». работа над рецензиями на сценарии театральных постановок по своим рассказам, новые юмористические произведения.
- 1917-1918 годы — октябрьский переворот и закрытие большевиками журнала А.Аверченко как буржуазного и политически неблагонадежного.
- 1919 год — переезд на родину, в Севастополь.
- 1920 год — эмиграция в Константинополь, а затем в Прагу.
- 1921 год — в Париже выходит сборник памфлетов А. Аверченко «Дюжина ножей в спину революции». появление социально-политической тематики в творчестве.
- 1922 год — переезд в Болгарию, а затем — в Белград и Прагу. рассказ «Трагедия русского писателя».
- 1923 год — роман «Шутка Мецената».
- 1925 год — резкое ухудшение здоровья, операция по удалению поврежденного глаза, давшая осложнение на сердце. Смерть 12 марта. Был похоронен на Ольшанском кладбище в Праге.
Личная жизнь
Так случилось, что Аркадий Аверченко никогда не был женат. По-настоящему правдивой информации о его отношениях с женщинами сохранилось очень мало. В свое время в его окружении ходили слухи о том, что еще в Харькове у него родился сын, но доподлинно об этом ничего не известно.
Многие его коллеги и знакомые уверяли, что Аверченко относился к прекрасному полу достаточно иронично из-за того, что вырос в окружении своих шести сестер. Он, как утверждали его знакомые, заводил романы исключительно с замужними дамами, чтобы не пришлось потом жениться.
Одними из самых продолжительных — около двух лет — были отношения с Софьей Меттер, которая несколько лет спустя стала женой художника Николая Ремихова, сотрудничавшего несколько лет с Аверченко.
Непростые отношения этих двух людей легли в основу сюжета небольшого рассказа «Бритва в киселе». Его название говорит само за себя. Александра Садовская была целеустремленной, волевой, очень активной дамой. Аркадий Аверченко – абсолютной противоположностью – флегматик, не очень решительный и часто занятый собой и своим творчеством человек. Пара окончательно рассталась в 1915 году. Примечательно, что сын актрисы, который с большой вероятностью был и сыном Аркадия Аверченко, тоже стал писателем, а еще раньше, во время войны, был участником прорыва блокады Ленинграда.
Позднее в жизни писателя появлялись и другие женщины. Так, уже в эмиграции, у него случилось два романа — с актрисами Юлией Горской, а позднее — с Раисой Раич. Но ни одна из женщин так и не вошла навсегда в его жизнь.
Значимость
Аркадий Тимофеевич Аверченко сумел занять свое особое, предназначенное именно ему место в русской беллетристике. Такого удивительного дара видеть все то, что достойно пера по-настоящему харизматичного юмориста и сатирика, не было в отечественной литературе ни у кого другого. У писателя был необыкновенный талант видеть вокруг себя нелепые и смешные моменты, сцены, характеры. Этот дар он сумел реализовать в полной мере в своем творчестве, делая это остро, цепляюще и пронзительно.
Критики утверждают, что у Аверченко открыл новый, уникальный жанр — жанр лирической сатиры. Он основан на способности видеть за внешними проявлениями сущность человека, главную мотивацию его поступков. Авторская самоирония почти всегда присутствует в произведениях этого писателя, придавая им яркую индивидуальность и выразительность. Сегодня его юмористические и сатирические рассказы также современны и актуальны, как и сто лет назад.