Антуан Ватто — краткая биография


Жан Антуан Ватто

Полное имя: Жан Антуан Ватто
Дата рождения: 10 октября 1684 г.
Место рождения: Валансьен, Франция
Знак зодиака: Весы
Деятельность: Живописец, рисовальщик
Дата смерти: 18 июля 1721 г. (36 лет)

Детство и юность

Антуан Ватто родился в Валансьене, небольшом провинциальном городе, который незадолго до появления мальчика на свет французы отвоевали у Фландрии. Его отец, Жан-Филипп, работал в Валансьене кровельщиком. Он хорошо знал своё дело, и ему часто доверяли сложную работу.

Отношения в семье нельзя было назвать простыми. Глава семейства не гнушался спиртного и в порыве ярости мог наброситься с кулаками на свою жену Мишель Ватто или напасть на одного из четырех сыновей. За это Жан-Филипп неоднократно оказывался в тюрьме.

Тем не менее, именно отец разглядел в Антуане талант к изобразительному искусству. С раннего детства у мальчика проявлялась страсть к рисованию. Он с большим удовольствием наблюдал за потешными сценками торговцев на городской площади и зарисовывал их. В возрасте 10-11 лет отец отправляет сына на обучение к местному художнику Жаку Герену, которое мало что дало талантливому юноше. Как пишут современники, отец вскоре отказался платить за обучение Антуана. Вполне возможно, эта не было желание любящего отца подарить ребёнку хорошее образование, а лишь надежда ремесленника, что из его сына получится хороший рисовальщик каретных гербов или вывесок. На этом провинциальное образование художника завершилось.

Как выглядел Антуан Ватто

Антуан Ватто

Основные этапы жизни и творчества

О жизни художника известно немного, сведения современников разнятся и содержат крайне малое количество дат, которые иногда противоречат друг другу. Сам живописец писал о себе мало и неохотно. Но и тех скудных сведений, которые у нас есть сегодня, достаточно для того, чтобы получить представление о его творчестве и жизненном пути.

  1. 1702 г. – Париж. Молодой Ватто покидает родной дом и отправляется в столицу, надеясь там получить образование и стать художником. Его не остановила необходимость добираться туда пешком и практически с пустыми карманами, не имея при этом ни друзей, ни покровителей.
  2. Работа копировальщиком. На первых порах в Париже ему приходится нелегко. Антуан Ватто получает работу копировальщика в живописной мастерской, расположенной на нотр-дамском мосту. Тяжкий труд за мизерную плату и тарелку горячего супа позволял ему едва сводить концы с концами. Будущий создатель целого направления в изобразительном искусстве в эти годы зарабатывал тем, что создавал дешевые копии известных картин. В такой работе важна точность, которая не допускает авторского творческого начала. Именно в этот период его любовь к искусству прошла серьезное испытание. Лишь в воскресные дни он позволял себе рисовать не ради куска хлеба, а для собственного развития. Судьба наградила бедного копировальщика за терпение и трудолюбие: после нескольких лет тяжкого труда последовали встречи с учителями и покровителями.
  3. 1705 г. – знакомство с Клодом Жилло, исполнителем декораций для французских театров, оперы. Ватто соглашается с ним работать и селится в доме своего учителя. Расписывать декорации у знаменитого художника куда приятнее, чем работать копировальщиком, создавая однотипные работы. В этот период продолжается его становление как мастера живописи.
  4. Разрыв с покровителем. Жилло не только взял Антуана Ватто к себе в ученики, но и вывел в свет, представил заказчикам. К сожалению, дружба продлилась недолго. Застенчивый, но гордый Ватто не смог сохранить добрые отношения со своим покровителем, да и учитель, возможно, почувствовал, что ученик начинает превосходить его. Оба они расстались так же охотно, как и подружились. Впоследствии Ватто будет неохотно говорить о причинах расставания со своим покровителем, но о работах его станет отзываться только с похвалой.
  5. 1708 г. – работа с Клодом Орданом. Биографы предполагают, что познакомились они, когда брат Одрана изготавливал гравюры с картин Ватто. Клод Ордан, опытный художник, знаменитый орнаменталист и человек с прекрасным чувством вкуса оценил талант молодого Ватто и создал для него хорошие условия, соответствующие прибыли, которую известный рисовальщик получал благодаря молодому живописцу. Ордан был хранителем художественной коллекции Люксембургского дворца. Здесь Антуан Ватто мог в полной мере насладиться работами так восхищавшего его Рубенса. Однако и дружба с Орданом не была многолетней. Клоду Одрану скорее нужен был проворный помощник, нежели самостоятельный творец. А окрепший талант Ватто желал независимости. Потому с Одраном они тоже расстались.
  6. 1709 г. – посещение Валансьена. К этому времени у Антуана Ватто сформировалась собственная манера письма. Однако он чувствует, что его живопись не получает того отклика, на который художник надеялся. Тогда он решает вернуться на родину. Там он пишет несколько картин с натуры, но долго не задерживается на месте и снова возвращается в столицу и работает под покровительством друзей, ценящих его творчество.
  7. 1709 г. – Ватто участвует в конкурсе Королевской Академии живописи и скульптуры. Победитель соревнования получил так называемую «Большую премию», которая давала право на длительное пребывание в Риме в качестве ученика Французской академии. Антуан вошёл в группу из семи художников и скульпторов, которые могли бороться за главную награду, в итоге занял второе место. Современники отмечают, что члены Академии заметили незаурядный талант живописца и сказали, что ему не нужно учиться, а самое место в их рядах.
  8. 1712 г. – Ватто причислен к Академии художеств. В XVIII веке это значило, что художник прошёл первую ступень приобщения к учреждению. Как свидетельствует Мариетт, Ватто вместе с ходатайством представил сцену «Ревнивцы». Теперь ему необходимо было подготовить приёмную работу, чтобы стать одним из членов Академии. И этот процесс затянулся на 5 лет.
  9. 1717 г. – Ватто принимают в члены Академии. Он представил на суд профессоров блестящую картину «Паломничество на остров Киферу», изображающую галантное празднество. Полотно было закончено им с заметным опозданием. Ещё в 1714 году Академия просила Ватто объяснить задержку предоставления работы. А после, как минимум дважды предоставляла ему отсрочку. Сначала в 1716 году, а затем в январе 1717 года дала на доработку один месяц и указала, что сроки окончательные.
  10. 1717-1719 г. – слава. Признание Академии художеств значительно увеличило число его поклонников. Но это не заставило Ватто возгордиться и относиться к своему творчеству менее критично. Наоборот, он стал более требовательным к себе. Современники свидетельствуют о том, что Ватто мог начисто стереть уже завершённое произведение.
  11. 1717 — у П. Кроза. Не удивительно, что он быстро устал от большого числа незнакомых лиц и с радостью принял предложение П. Кроза поселиться у него. Здесь он увидел богатую коллекцию рисунков и картин великих мастеров, что значительно способствовало росту его мастерства и формированию безупречного вкуса.
  12. 1718 — у друга Влейгельса. Покинув дом П. Кроза, Ватто расположился у своего приятеля Влейгельса, который позже умер в должности главы Академии живописи и скульптуры в Риме. Он высокого ценил талант Ватто и считал его богато одарённым живописцем. Но мечущаяся душа живописца заставила его расстаться и с этим человеком. После чего уже Ватто постоянно скитался с места на место, заводя новые знакомства практически каждый день, которые в конечном итоге подтолкнули его к тому, чтобы отправиться в Англию.
  13. 1719-1720 гг. – поездка в Англию, болезнь. Ещё в детстве Ватто был болезненным мальчиком. А в конце 1717 года он заболевает туберкулёзом, в те времена неизлечимой болезнью. Ватто рассчитывает, что английские врачи помогут ему поправить здоровье, однако влажный климат и тяжёлый воздух только усугубили самочувствие художника. Несмотря на недуг, Ватто продолжал активно работать за рубежом и имел там коммерческий успех.
  14. 1720 г. – возвращение на родину. Вскоре он возвращается в Париж. Болезнь не отпускает художника, кашель мучит всё сильнее. Живописцу становится всё труднее уживаться с близкими людьми. Места, которые некогда ему нравились, стали ему невыносимыми. Ватто полагает, что деревенский воздух пойдёт ему на пользу и поселяется в Ножане.
  15. 1721 г. – смерть. В деревне ему становится хуже, но Ватто всё ещё надеется, что у него будут силы совершить ещё одну смену места. Он мечтает вернуться на родину. Но болезнь не позволяет этим планам осуществиться. Ватто умирает в июле 1821 года в Ножане-на-Марне в возрасте 36 лет.
«Паломничество на остров Киферу» (1717)

«Паломничество на остров Киферу» (1717)

Личная жизнь

Свою семью художник не создал. У него сохранились нежные отношения с его братьями и несколькими друзьями, которые покровительствовали ему в последние годы жизни.

О его любовных приключениях практически ничего не известно. Скорее, наоборот, Ватто был очень почтителен к дамам. Его натурщицами становились известные женщины. Общество сразу приписывало ему романтические отношения с этими особами. Однако доподлинно не известно, были ли у Ватто с ними романы. Современники, оставившие воспоминания о его жизни, отмечают, что самой большой страстью Ватто после изобразительного искусства было чтение, которому он посвящал редкие часы отдыха.

«Женщина в головном уборе» (1717-1718)

«Женщина в головном уборе» (1717-1718)

Личность и значение

Ватто был скромен, учтив, но имел непостоянный, свободолюбивый нрав. Ему были присущи сарказм, прямолинейность, твёрдая воля, с другой стороны, он был немногословен, порой сторонился людей. Возможно, этот непростой характер и определил удивительное свойство его полотен: за лёгкостью и непринуждённостью сцен просматриваются тоска, меланхолия, которые придают его произведениям объём и глубину.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *