Сандро Боттичелли — биография живописца


Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи

Полное имя: Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи
Дата рождения: 1445 г.
Место рождения: Флоренция, Италия
Деятельность: Живописец
Дата смерти: 17 мая 1510 г. (≈65 лет)

1459 год, мастерская художника Верроккьо во Флоренции. Смуглый семилетний Леонардо (которого недавно взяли для растирания красок), помогает грунтовать холсты неуклюжему подростку Сандро по прозвищу Бочонок. Такой была первая и последняя совместная работа будущих гениев: Леонардо да Винчи и Сандро Боттичелли.

Детство и юность

Алессандро (Сандро) родился в доме на улице «Via Borgo Ognissanti» во Флоренции. Полное имя будущего художника — Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Ему было суждено прожить всю жизнь в пределах нескольких минут ходьбы от этого места и быть похороненным в приходской церкви «Всех Святых» (Chiesa di Ognissanti). Отцом мальчика был Мариано ди Ванни ди Амедео Филипепи, а матерью Эсмеральда Филипепи. Из их четверых сыновей, которые дожили до взрослой жизни Сандро был самым младшим. Забавным прозвищем Боттичелли (бочонок) его наградил старший брат Джованни. Принято считать годом рождения художника 1445-й, поскольку в архивах нашлись записи свидетельствующие, что в 1447 году ему исполнилось два года, а в 1458 году – тринадцать лет. До 1460 года Мариано Филипепи был кожевником, прежде чем присоединился к своему сыну Антонио, который занимался обработкой сусального золота и был тесно связан с художниками.

Сначала Сандро был отдан в подмастерье к ювелиру. После обучения мальчик проявил интерес к живописи. Это побудило отца отдать его учеником в мастерскую флорентийского художника Андреа дель Верроккьо (1435-1488). Позже юноша постигал мастерство у флорентийских художников братьев Антонио (1432-1498) и Пьеро дель Поллайуоло (1441-1496), а также у бывшего монаха Филиппо Липпи (1406-1469).

Вероятный автопортрет Боттичелли в его «Поклонения волхвов» (1475 г.)

Вероятный автопортрет Боттичелли в его «Поклонения волхвов» (1475 г.)

Основные моменты биографии

  • Примерно с 1461 года Боттичелли стал учеником одного из лучших флорентийских художников того времени бывшего монаха – фра (брата) Филиппо Липпи. Брат Липпи (которому часто покровительствовала семья Медичи), был довольно консервативен во многих отношениях, но дал Сандро прочную подготовку во флорентийском стиле и технике того времени в живописи панно, фресках и рисунках. Липпи жил в Прато, недалеко от Флоренции, расписывая кафедральный собор «дуомо» — то, что сейчас является собором Прато, и именно там обучался молодой Боттичелли. Вероятно, Сандро покинул фра Липпи к апрелю 1467 года, когда мастер уехал работать в Сполето. Дошедшие до нас картины Боттичелли сохранились в хорошем состоянии (для своего возраста). Элементы стиля и композиции, которые напоминают приемы брата Липпи, проявляются в большинстве из них.
  • К 1470 году Боттичелли уже имел свою собственную мастерскую, в которую в 1472 году пришел учеником молодой Филиппино, сын фра Липпи. В июне того же года Сандро получил заказ — нарисовать для здания суда панели из набора Семи добродетелей. Сохранилась только одна «Стойкость» (которая ныне находится в галерее Уффици). В этой работе Боттичелли копировал стиль и композицию (для соответствия другим, находящимся там панно кисти Пьеро дель Поллайуоло), но попытался затмить его «причудливыми обогащениями, чтобы показать бедность Пьеро в декоративных фантазиях».
  • Часто бывает неясно различие между манерами самого Боттичелли, его учителя фра Липпи, других учеников и подражателей Боттичелли. Особенно в небольших работах (таких как Мадонны), манеры ведущих художников копировались или имитировались не только в их собственных мастерских, но и множеством прочих неизвестных художников. Под влиянием монументальности живописи Мазаччо (именно от фра Липпи) Боттичелли научился более интимной и детальной манере. Синтез Липпи нового контроля трехмерных форм, нежной выразительности лица и жестов, и декоративных деталей, унаследованные от стиля поздней готики, оказали сильнейшее влияние на Боттичелли.
  • Иное влияние оказала новая скульптурная монументальность братьев Поллайуоло. Даже в ранний период работы Боттичелли характеризовались концепцией фигуры, как если бы она была видна с низким рельефом (нарисованной с четкими контурами) и минимизировала сильные контрасты света и тени. Так «Стойкость» является отличным примером, демонстрирующим заботу об изяществе фигур и деталей орнамента.
  • В период 1470-1472 годов была создана картина для алтаря известного как Пала-ди-Сант-Амброджо. На картине изображена Дева Мария (Мадонна с младенцем в окружении шести святых). «Священная беседа» (sacra convertazione) — одно из самых ранних произведений великого художника. Большинство картин того времени было посвящено религиозным сюжетам и «sacra convertazione» одна из них. Картина представляет собой запрестольный образ, на котором изображено восемь персонажей. Изображение Девы Марии и младенца Иисуса в окружении святых демонстрирует, что художник отлично умел размещать персонажей на картине. Ему удалось создать баланс и гармонию между всеми персонажами в одной картине. Хотя изображение со временем обесцветилось, но даже его нынешнее состояние свидетельствует о том, что Боттичелли прекрасно владел живописью.
  • Только одно произведение, которое можно твердо датировать — это узкоформатное изображение Святого Себастьяна, которое было написано для боковой части колонны в Санта-Мария-Маджоре (январь 1474 года). На картине Себастьян кажется спокойным и сдержанным. В соответствии с легендой стрелы не убили Себастьяна, чьи раны были чудесным образом исцелены. Почти полностью обнаженное тело прорисовано очень тщательно, хотя обычно Боттичелли писал сравнительно мало изображений обнаженной натуры и не слишком заботился об анатомической точности. Зимний пейзаж (отражающий дату мученической кончины святого), написан в манере, свойственной Боттичелли.
  • Хотя у Боттичелли были в основном религиозные заказчики, он также считался художником для богатых семей. Из наиболее известных покровителей Боттичелли — семья Медичи. На протяжении своей ранней карьеры Боттичелли написал множество портретов Козимо ди Джованни де Медичи и его сыновей. «Поклонение волхвов», созданное для Санта-Мария-Новелла — одно из его величайших произведений на сегодняшний день. Написанная по заказу семьи Медичи, эта картина посвящена важной религиозной теме. Предполагается, что создание этого произведения искусства охватывает период с 1475 по 1476 год, оно демонстрирует вручение даров Иисусу, а также передает символику даров. Картина представляет собой настоящую галерею выдающихся членов семьи Медичи, а фигура справа может быть даже самим Боттичелли. «Поклонение волхвов» — это картина, укрепляющая репутацию великого художника.
«Поклонение волхвов»

«Поклонение волхвов»

  • Как и многим успешным художникам эпохи Возрождения, Боттичелли часто заказывали писать портреты. Интересным примером такого рода работ является портрет неизвестного молодого человека, который демонстрирует зрителю большой золотой медальон с изображением профиля Козимо Старшего, члена семьи Медичи. Демонстрация поддержки — это понимание политики Флоренции, где считалось хорошим карьерным шагом быть изображенным в такой очевидной поддержке правящей семьи. Портрет, датируемый 1475 годом сейчас находится в галерее Уффици.
  • Религиозные работы художника вызвали восхищение Папы Сикста IV (годы правления 1471-1484), который поручил Боттичелли в 1481 году украсить часть интерьера Сикстинской капеллы в Риме. К росписи стен часовни были привлечены многие великие художники, а для работ Боттичелли отвели нижнее пространство стены. На фресках мастер воссоздал сцены из Ветхого Завета.
  • «Ла Примавера» — известная картина великого художника, завершенная в 1482 году. Примавера, означающая «Весна», на протяжении веков озадачивала искусствоведов, поскольку мнения о ее точном значении сильно разнятся. Окрашенная деревянная панель, возможно, была заказана Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи. Это гигантская (размером 315 х 203 сантиметра) темперная картина, на которой изображено множество мифических существ. Хотя есть разные интерпретации этой картины, широко распространено мнение, что картина представляет собой тщательно продуманное изображение процветающего плодородия мира. Скорее всего, центральная женщина — это Венера, учитывая присутствие купидона над ней, но нимб, окружающий ее голову, образованный промежутками в кустах позади нее, может указывать на то, что это Дева Мария. Вся намеренно искусственная сцена напоминает гобелен. Возможно, картина — аллегория брака и весеннего медового месяца, следующего за таким союзом.
«Ла Примавера»

«Ла Примавера»

  • Хотя Боттичелли создал множество впечатляющих картин на протяжении своей профессиональной карьеры, есть некоторые полотна, которые выделялись среди остальных, принесли ему статус одного из самых уважаемых художников эпохи Возрождения. Одно из таких произведений, которое возводит искусство Возрождения во главу угла — это рождение Венеры. Созданная в период с 1484 по 1486 год, картина сочетает в себе классическую греческую живопись с итальянским ренессансом. Учитывая, что Боттичелли писал много полотен для семьи Медичи, считается, что картина также была санкционирована ими. Однако, это всего лишь предположение. Картина стала культовым произведением искусства, которое с тех пор копируется и упоминается в бесчисленном множестве других работ. Работа выполнена темперой и маслом на холсте внушительных размеров: 279 х 175 сантиметров (110 х 69 дюймов). На полотне изображена новорожденная богиня Венера на берегу моря. Богиню, которая стоит обнаженной на берегу моря, приветствует множество других греческих богов.
  • В 1490-х годах Боттичелли создал знаменитые иллюстрации для раздела «Ад» литературного шедевра Данте Алигьери (1265–1321) «Божественная комедия». «Карта ада» — это картина, посвященная религиозной теме и хранящая одно из самых впечатляющих изображений ада Данте. Полотно дает яркое представление об адских переживаниях Вергилия.
«Карта ада»

«Карта ада»

  • «История Вирджинии» и «История Лукреции» были одними из самых впечатляющих работ, созданных в конце профессиональной карьеры. Нет уверенности в том, что творения Боттичелли конца 14 и начала 15 веков были его последними работами, и был ли он все еще востребованным художником после 15 века.
  • Боттичелли находился в значительной степени под влиянием идей богослова и проповедника доминиканского монаха Джироламо Савонаролы (1452-1498), который яростно критиковал упадок морали и пренебрежение к религии во Флоренции. Степень влияния секты и проповедей Савонаролы на художника была такова, что он лично уничтожил некоторые свои светские картины, созданные путем кропотливых усилий и творческого озарения.
  • Боттичелли вдохновленно сосредоточился на религиозных картинах. Предполагают, что «Мистическое Рождество», вероятно, последняя картина, созданная великим художником эпохи Возрождения. Считается, что она была создана через год и шесть месяцев после кончины Савонаролы. Могущественное, но загадочное «Мистическое Рождество» является типичным произведением для того периода. Размер холста: 108,5 х 75 см (42,5 х 29,5 дюйма). На первый взгляд, это традиционный вертеп. Пастухи и цари навещают новорожденного Иисуса Христа в совершенно заброшенном хлеву. Однако верх и низ картины очень разные. Кажется, что ангелы танцуют в золотом круге над хлевом, а под ним — еще три ангела, каждый из которых обнимает человека. Есть также ряд демонов, которые, кажется, не знают, что им делать среди всей этой радости. Картину увенчивает надпись на греческом языке, в которой говорится, что Боттичелли создал работу в 1500 году. Обилие ангелов на картине могло даже быть отсылкой непосредственно к Савонароле, прозвище которого было «ангельский».
  • На пике карьеры Боттичелли, его влечение к живописи было сорвано проповедником Джироламо Савонаролой. Новая религиозная страсть истощила стремление к созданию произведений искусства. Как следствие, он лишился источника дохода и в преклонном возрасте разорился, однако, остался непреклонен в отказе от творчества. Сандро Боттичелли умер в 1510 году. Его похоронили возле той же приходской церкви «Всех Святых», в которой его крестили при рождении.
  • Портрет Боттичелли из "Жизни Вазари", вероятно, воображаемый

    Портрет Боттичелли из «Жизни Вазари», вероятно, воображаемый

    Личная жизнь

    В 1464 году отец будущего художника купил дом на Виа Нуова (современная Виа делла Порчеллана), куда Сандро вернулся в 1470 году (если не раньше), и где он остался до конца своей жизни. В этом же доме располагалась мастерская художника, что было для того времени довольно необычным делом, поскольку его брат Джованни (а позже еще один брат, Симоне) со своими семьями также проживали в этом доме. Отец умер в 1482 году, и дом перешел по наследству к Джованни.

    По соседству жила знаменитая семья Веспуччи, получившая известность благодаря прославленному исследователю Америго Веспуччи (родившемуся в 1454 году, в честь которого были названы американские континенты). Члены семьи Веспуччи (близкие союзники семейства Медичи) стали постоянными покровителями Боттичелли.

    Портрет молодой женщины, возможно, Симонетты Веспуччи, 1484 год. Гравированный в римском стиле драгоценный камень на ее ожерелье принадлежал Лоренцо де Медичи.

    Портрет молодой женщины, возможно, Симонетты Веспуччи, 1484 год. Гравированный в римском стиле драгоценный камень на ее ожерелье принадлежал Лоренцо де Медичи.

    Художник жил своим искусством, он никогда не был женат и не имел детей. Рассказывают, что однажды Сандро поделился с одним из своих покровителей Томмазо Содерини историей о сне, в котором Боттичелли привиделось, что он женат. Кошмар так напугал бедного Сандро, что он проснулся «пораженный горем» и, чтобы не возобновить сон, всю оставшуюся ночь гулял по улицам.

    Имеется свидетельство Жака Мениля, который в 1938 году обнаружил во флорентийских архивах обвинение в содомии датированое 16 ноября 1502 года. Никаких указаний о возбуждении преследования не нашлось, однако записано: «Боттичелли держит мальчика». По мнению Мениля, запись не может служить доказательством гомосексуализма, поскольку как сторонники, так и враги Савонаролы часто прибегали к клевете для взаимных оскорблений.

    Наследие

    Как и в случае с большинством художников эпохи Возрождения, Боттичелли имел много ранних незрелых работ, прежде чем сформировался и создал некоторые из своих самых известных произведений искусства. Боттичелли овладел мастерством росписи фресок и панно под руководством фра Филиппо Липпи. Мастерство и техника, которые перенял Боттичелли, можно охарактеризовать как концентрированную форму флорентийского возрождения. Что касается его техники росписи панелей, он широко использовал левкас. Это не было редкостью, поскольку в то время это было стандартной практикой при работе с панно.

    Его стиль живописи был признан одним из лучших в его эпоху. Нежное использование мазков кистью было таким, что создавало картины, которые казались каким-то образом прозрачными. Он пользовался постоянным спросом на протяжении всей своей карьеры, и еще при жизни был признан гением живописи. Боттичелли также был известен творческим применением оттенков и цветов в своих произведениях искусства. Мастерское использование таких цветов, как красный свинцовый (а так же белый и желтый) малахит, ультрамарин, киноварь и другие, помогло ему создать неповторимый, потрясающе восхитительный стиль. Есть одна вещь, которая была особенно интересна в его использовании цветов — это то, что он мог создать эффект освещения очень убедительным и правдоподобным способом.

    «Рождение Венеры» (1482-1486)

    «Рождение Венеры» (1482-1486)

    В искусстве Возрождения им было создано множество мифологических произведений и продемонстрировано непревзойденное мастерство линейной перспективы, благодаря которой он смог произвести впечатление невероятной глубины. Этот стиль живописи таков, что впечатление глубины создается на плоской поверхности. Художественная техника включала применение горизонтальных параллельных линий и использование точки схода. Благодаря линейной перспективе Боттичелли смог создать потрясающие и невероятно красивые произведения искусства. Считается, что такая техника живописи возникла примерно в 14 веке и была основана Филиппо Брунеллески.

    Еще одна отличительная черта творчества на протяжении всей его карьеры — ожидание изумления зрителя. Играя перспективой, сцены Боттичелли очень часто получают искусственное качество, которое создает ощущение «не от мира сего», что вполне уместно, учитывая, что его основные сюжеты — это либо истории из мифологии, имеющие аллегорическое значение для настоящего, либо культовая символика для религиозных целей. Этот отрыв от рамок классического искусства аналогичным образом использовался и последующими художниками эпохи Возрождения.

    Как и многие художники его времени, он специализировался на картинах и фресках на религиозную тематику. Боттичелли был мастером улавливания эмоций (например, лицо Марии Магдалины в его «Оплакивании мертвого Христа», 1490-1522).

    «Оплакивание Христа» (ок. 1490)

    «Оплакивание Христа» (ок. 1490)

    Боттичелли — художник, создавший множество впечатляющих произведений искусства эпохи Возрождения, которыми восхищаются до сих пор. Его мастерство в живописи было таким, что большинство его фантазийных работ было очень реалистичным и правдоподобным. Этот великий художник — один из самых чтимых художников эпохи Возрождения. Вклад Боттичелли в эпоху Возрождения воплощен в его росписи Сикстинской капеллы и уникальном стиле живописи. Его навсегда запомнят не только в связи с Сикстинской капеллой, но и за картину «Рождение Венеры», которая в настоящее время находится в галерее Уффици.


    Ваш комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *