Андрей Тарковский: биография и личная жизнь


Тарковский Андрей Арсеньевич

ФИО: Тарковский Андрей Арсеньевич
Дата рождения: 4 апреля 1932 г.
Место рождения: с. Завражье, Ивановская область
Знак зодиака: Овен
Деятельность: Режиссер, сценарист
Дата смерти: 29 декабря 1986 г. (54 года)

Детство и юность

Андрей Арсеньевич Тарковский – звезда мирового масштаба, великий режиссер и сценарист, создавший свой собственный язык кино. Будущий мастер появился на свет 4 апреля 1932 г. в знаменитой на весь СССР семье поэта Арсения Тарковского и его первой супруги Марии Вишняковой.

Мальчик родился не в столице, где проживали его родители, а в маленьком селе Завражье Ивановской области. После родов мать вместе с младенцем провела несколько месяцев в селе у родственников и в сентябре вернулась к мужу в Москву. Спустя два года у супругов родилась дочь Марина.

Андрей Тарковский в детстве

Андрей Тарковский в детстве

Когда Андрюше было 3 года, Арсений Александрович ушел из семьи. Мария Ивановна поднимала детей в одиночку, работая корректором в типографии. Уход отца стал потрясением для младшего Тарковского, детские переживания позже нашли отражение в его киноработах.

В начале войны семья отправилась в эвакуацию в Юрьевец и вернулась домой лишь через два года. Андрей продолжил учиться в школе, параллельно занимался в музыкальной школе, затем – в художественном училище.

В молодости

В молодости

Биография и карьера

  1. В 1951 г. окончил среднюю школу и поступил в Институт востоковедения, обучался на арабском факультете.
  2. В 1952 г. получил сотрясение мозга во время одного из занятий по физкультуре и бросил учебу в институте. Как позже признавался сам Тарковский, он пожалел о поспешном выборе профессии и решил для начала набраться жизненного опыта.
  3. В 1953 г. вместе со специалистами института Нигризолото, в качестве коллектора отправился в экспедицию в Туруханский район. Попасть в состав экспедиции юноше помогла его мать, Мария Ивановна пыталась таким образом спасти единственного сына от дурной компании, в которую он попал после института. Год, проведенный в Сибири, стал лучшим воспоминанием в жизни Андрея и укрепил его в решении стать режиссером.
  4. В 1954 г. молодой человек возвратился в Москву и поступил во ВГИК в мастерскую признанного кинорежиссёра Михаила Ромма.
  5. Годы учебы талантливого студента пришлись на времена «хрущевской оттепели». В советский кинематограф пришли новые веяния с Запада, вошло в моду авторское кино, и молодой Тарковский заразился его глубокими идеями. На третьем курсе он подружился с первокурсником Андроном Кончаловским, с которым делился своими планами и взглядами на будущее кинематографа.
  6. В 1956 г. вместе с однокурсником и однокурсницей создал свою первую курсовую работу – короткометражку «Убийцы».
  7. В 1957 г. снял короткометражку «Сегодня увольнения не будет…».
  8. В 1959 г. совместно с Кончаловским написал сценарий «Антарктида, далёкая страна» и предложил его «Ленфильму», однако работники киностудии ответили отказом. Через год единомышленники написали новый сценарий и успешно продали его объединению «Юность». Картина получила название «Каток и скрипка», Андрей поставил этот фильм в качестве дипломной работы. Спустя два года кинолента победила на американском фестивале студенческих фильмов.
  9. В 1960 г. с отличием окончил институт.
  10. В 1961 г. подал заявку на создание исторической драмы «Андрей Рублев». По задумке автора, будущая картина должна была стать масштабным полотном с огромной массовкой, крупными декорациями и средневековыми костюмами. Подобный фильм требовал длительной подготовительной работы, поэтому режиссер занялся съемками военной драмы «Иваново детство».
  11. В 1962 г. готовая кинолента «Иваново детство» вышла на экраны и стала мировой сенсацией. Картина получила «Золотого льва» на престижном Венецианском кинофестивале, а Тарковский стал известен за рубежом.
  12. В 1964 г. продолжил трудиться над драмой «Андрей Рублев». Съёмки продолжались больше года, чиновники тормозили работу над фильмом и регулярно вносили правки в сценарий. Цензуре подверглось даже название: изначальное «Страсти по Андрею» заменили на более нейтральное «Андрей Рублев». Режиссера также обвинили в жестоком обращении с животными: в одной из сцен была показана горящая корова. Андрей Арсеньевич объяснил, что она была накрыта специальной накидкой и не пострадала, однако многие утверждали, что животное сгорело заживо.
  13. В 1969 г. «Андрей Рублев» вышел в прокат во Франции. В том же году фирма-прокатчик представила фильм на Каннском кинофестивале, где его удостоили приза ФИПРЕССИ.
  14. В 1970 г. начал работу над экранизацией фантастического романа «Солярис».
  15. В 1971 г., после многолетнего запрета, «Андрей Рублев» наконец-то вышел в советский прокат.
  16. В 1972 г. режиссер отправил «Солярис» на Каннский кинофестиваль. Философско-фантастическая драма получила два приза. Через год картину допустили до проката в Советском Союзе.
  17. В 1974 г. снял драму «Зеркало». Именно в этой работе в полной мере раскрылся уникальный талант мастера. Кинолента была отчасти автобиографической, автор вложил в нее воспоминания из своего детства. Чиновники от кинематографа вновь не поняли авторский замысел, назвали фильм «немассовым» и выпустили его в ограниченный прокат. В этом же году стал Заслуженным деятелем искусств РСФСР.
  18. В 1977-1978 гг. читал лекции на Высших курсах сценаристов и режиссеров, писал сценарии и пробовал свои силы в театральной режиссуре, поставив шекспировского «Гамлета» в театре «Ленком».
  19. В 1979 г. снял философскую драму по мотивам повести «Пикник на обочине» знаменитых советских фантастов братьев Стругацких. Фильм получил название «Сталкер» и прошел цензуру Госкино. На следующий год творение режиссера получило очередную награду Международного кинофестиваля.
  20. В 1980 г. получил звание Народного артиста РСФСР.
  21. В 1982 г. отправился в Италию для съёмок своего нового фильма «Ностальгия». Работая над кинокартиной, он также снял документальную ленту «Время путешествия».
  22. В 1983 г. «Ностальгия» получила сразу три приза Каннского фестиваля. Андрей Арсеньевич решил продолжить работу за границей и попросил у посольства разрешить ему поработать в Италии ещё три года. Режиссер обещал после вернуться в СССР, но на родине его поступок сочли предательством. Устав от травли и цензуры Госкино, мастер остался в Европе. В том же году он поставил в лондонском Ковент-Гардене оперу «Борис Годунов».
  23. В 1984 г. заявил, что решил остаться жить за рубежом. В Советском Союзе сразу же запретили все фильмы невозвращенца, его имя перестали упоминать в СМИ, однако правительство так и не лишило режиссера гражданства. Власти Флоренции с радостью приняли мастера, подарили ему квартиру и присвоили звание почетного жителя.
  24. В декабре 1985 г. у кинодеятеля обнаружили рак легких. Режиссер успел закончить свой последний фильм «Жертвоприношение». Узнав о болезни Тарковского, советские чиновники сняли с него все запреты и отпустили в Европу его младшего сына Андрея.
  25. В 1986 г. режиссер поселился в Париже. 29 декабря сердце советского гения перестало биться.
  26. В начале января 1987 г. состоялось отпевание мэтра. Андрей Арсеньевич был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
  27. В 1990 г. был посмертно награждён Ленинской премией.
Режиссер Андрей Тарковский

Режиссер Андрей Тарковский

Личная жизнь

Андрей Арсеньевич был женат дважды. Первой избранницей будущего мэтра стала его однокурсница Ирма Рауш, которую многие называли Ириной. Молодые поженились в 1957 г., а в 1962 г. стали родителями: у пары родился сын Арсений, названный в честь знаменитого деда.

Андрей Тарковский и Ирма Рауш

Андрей Тарковский и Ирма Рауш

В 1970 г. брак двух режиссеров распался. Летом того же года Андрей Арсеньевич женился на своей ассистентке Ларисе Кизиловой, которая на тот момент уже была беременна от него. 7 августа у супругов родился сын Андрей. Влюбленные прожили вместе до самой смерти режиссера.

С женой Ларисой и сыном Андреем (1972)

С женой Ларисой и сыном Андреем (1972)

Вклад в кинематограф

Андрей Тарковский – уникальное явление в мировой культуре. Признанный мастер прошел сквозь тернии советской цензуры, чтобы донести до зрителей свой взгляд на смысл бытия и искусство. За свою недолгую жизнь великий кинодеятель успел снять лишь два десятка фильмов, но практически все они считаются шедеврами и вошли в золотой фонд мирового кино.

Тарковского смело можно назвать любимцем европейских критиков и знатоков кино, его работы не раз завоёвывали награды престижных кинофестивалей. Творчество режиссера породило великое множество подражателей и последователей по всему миру, его приемы по сей день используют авторы из разных стран. Фильмы Андрея Арсеньевича понятны далеко не всем, но способны задеть за живое даже самых равнодушных зрителей.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *