Анатолий Спивак — биография и личная жизнь


Спивак Анатолий Израилевич

ФИО: Спивак Анатолий Израилевич
Дата рождения: 29 июня 1938 г. (85 лет)
Место рождения: Тверь
Знак зодиака: Рак
Деятельность: Театральный режиссер, актер

Детство и юность

О детстве и юности известного российского режиссера Анатолия Спивака почти ничего не известно. Он родился в Калинине (впоследствии переименованном в Тверь) 29 июня 1938-го года. С середины октября 1941-го года малыш 2 месяца оставался на территории, оккупированной фашистскими захватчиками. Во время кровопролитных боев при отступлении и наступлении советских войск родной город был наполовину разрушен. Как и другие дети войны, мальчик пережил период обстрелов и комендантского часа, видел разрушенные кварталы и пожары.

В 1962-м году в культурной жизни Калинина произошло важное событие: открылся филиал школы-студии МХАТ. Был объявлен набор учащихся в новое учреждение. Анатолий успешно сдал экзамены и попал в число первых счастливчиков, кому довелось обучаться актерским навыкам у местных театральных «светил». Да и столичные преподаватели часто наезжали проверить, чему научились студенты.

События биографии

  • 1965 – Дебютировал в кинематографе, сыграв эпизодическую роль немца в историко-революционном фильме Веры Строевой «Мы, русский народ».
В фильме «Мы, русский народ» (1965)

В фильме «Мы, русский народ» (1965)

  • 1967 – Получил диплом актера и работу в местном областном драмтеатре.
  • В том же году переехал в Москву, где его на четверть века принял театр на Малой Бронной. Был задействован в спектаклях режиссеров А. Дунаева и А. Эфроса. Играл Якова во «Врагах», Филиппа в «Гроссмейстерском балу», Юлия в «Золотой карете», Эскала в «Ромео и Джульетте» и другие роли.
  • Снялся в военной драме «Весна на Одере», где сыграл немецкого офицера.
  • 1968 – Дебютировал в главной роли Михаила Заболотного в мелодраме Вадима Михайлова «В день свадьбы». Добросовестный труженик Михаил перед свадьбой встретил Клаву, в которую был влюблен в детдоме. Чувства вспыхнули вновь, но свадьбу нельзя было перенести. После регистрации в ЗАГСе Нюра поняла, что не сможет быть женой человека, любящего другую, и отпустила супруга.
В фильме «В день свадьбы» (1968)

В фильме «В день свадьбы» (1968)

  • 1969 – Снимался в телеспектаклях «Мое преступление» и «Господин Скороходов».
  • 1970-1972 – Участвовал в фильмах-спектаклях «Волшебник на 3 дня», «За час до полуночи», «Золотая карета», «Борис Годунов. Сцены из трагедии», «Моби Дик».
  • 1973 – Сыграл члена парткома в телеспектакле «Человек со стороны», повествующем о новом директоре завода, принявшем жесткую позицию с самого начала работы в новой должности.
  • 1977 – Снялся в социальной драме «Рассказ от 1-го лица» о педагогических проблемах, возникавших в школе.
  • Конец 1970-х – Очарованный работами Анатолия Эфроса, стал заниматься режиссурой. При руководстве Эфроса сцена была напитана энергетикой волшебства, праздника и магии, а актеров не покидало ощущение творческого полета.
  • 1981 – Поставил спектакль «Вкус меда» по Ш. Делани.
  • 1983 – Совместно с А. Эфросом был режиссером «Наполеона 1-го», поставленного по пьесе Ф. Брукнера. Постановка посвящалась романтической истории любви знаменитого полководца к дворянке Жозефине. Прочность связывающих их уз не мог разрушить даже вынужденный развод с целью приобретения карьерных выгод полководца, стремившегося к одобрению аристократическим обществом легитимности достигнутого положения.
  • 1984 – Был режиссером «Вариаций феи Драже» по А. Кутерницкому.
  • 1986 – Исполнил мундира 1-го в телеспектакле «Лунин, или смерть Жака».
В телеспектакле «Лунин, или смерть Жака» (1986)

В телеспектакле «Лунин, или смерть Жака» (1986)

  • 1990 – Снялся в эпизоде драмы «Мария Магдалина».
  • 1998 – Поставил спектакль «Ханна» по П. Энквисту в «Независимом театральном проекте». Создал произведение для супруги Анны Каменковой, которая около 5 лет играла там главную героиню, обеспечивая успех у зрителей. Это душераздирающая история взаимоотношений Примадонны копенгагенской Королевской сцены Хейберг и сказочника Андерсена. Она происходит на фоне жизненных тревог и размышлений о целях творца, запертого во враждебном окружении.
  • 1992 – С уходом руководителя Эфроса угас интерес к спектаклям. Новые режиссеры серыми работами не увлекали. Начавшийся с упадком экономики кризис в культуре не щадил никого.
  • 2010-е – Здоровье стало подводить мужчину, он перенес несколько операций. В периоды пребывания в больнице жена была рядом. В 2018-м году из интервью супруги стало известно, что после 2-х операций на сердце Анатолий окончательно отошел от просмотров ее сценариев, стараясь не волноваться.
  • 2020-ые – Продолжает вести затворнический образ жизни пенсионера. В авторской программе Б. Корчевникова в 2020 году Анна Каменкова напомнила, что благодаря наставничеству Спивака ей удалось стать успешной актрисой.

Личная жизнь

Анатолий слыл убежденным холостяком. Красивая внешность известного артиста привлекала многих женщин, но ни одной не удавалось затащить его в ЗАГС. Но когда в Малом театре, где актер работал, появилась выпускница «Щепки» Анна Каменкова, он сразу обратил на нее внимание. И дело было не только в красоте лица и иной ее внешней привлекательности. Юной чистотой и непосредственностью она напоминала тургеневских девушек. Мужчина почувствовал, что влюбился, но робел перед избранницей. К тому же смущала 15-летняя разница в возрасте.

Анна тоже сразу влюбилась в Спивака. С каждым появлением на сцене он все больше очаровывал своим талантом. Но скромность мешала проявить инициативу первой. Однажды Спивак курил и увидел, что девушка сломала каблук на лестнице по дороге из гримерной. Артист помог смутившейся коллеге прийти в себя и отвел к театральному сапожнику, а потом прогулялся с ней по улице. Предложил пройтись вместе на следующий день.

Влюбленные стали встречаться, но Анатолий долго предпочитал скрывать от других романтические отношения. В 1975-м году артист стал проживать с Анной.

Брак они оформили в 1980-м году. Муж суровостью и авторитарностью оказался похож на отца Анны, но Каменкова считала, что именно он вылепил из нее настоящую актрису. Научил ценить подлинное искусство. Помогал прорисовывать роли, находил интересные решения и добивался безукоризненного их исполнения. Посвящал в профессиональные секреты и открывал тайные кнопки, ведущие к нужным эмоциям, о которых женщина даже не догадывалась. До поздней ночи супруги разбирали построенные Спиваком сцены. Отрепетированные эпизоды въедались в память актрисы, и потом нужные эмоции автоматически воспроизводились в дублях съемок и повторах репетиций. Огорчало супругов лишь отсутствие детей, потому что все беременности заканчивались выкидышами.

Анатолий Спивак и Анна Каменкова

Анатолий Спивак и Анна Каменкова

Долгожданный ребенок Сергей появился на свет в 1987-м году. Спивак нашел доктора, которая помогла осуществиться этому событию. Сергей стал юристом, может говорить на 2-х иностранных языках. Был продюсером в 2-х спектаклях, где играла его мама.

С сыном Сергеем

С сыном Сергеем

Анатолий придерживался замкнутого образа жизни, не любил шумных вечеринок. Дома избегал наличия гостей, даже коллег и подруг жены. Рождение сына смягчило деспотичный характер мужчины. Хотя он запрещал Сергею приводить в дом школьных товарищей, но со временем стал терпимее, внимательнее и нежнее к домочадцам.

Заключение

Заслуженный артист РСФСР Анатолий Спивак снялся всего в 14 кинопроектах, большинство из которых было телеспектаклями. Наиболее известен как театральный актер и режиссер. Из-за чрезвычайной закрытости этого талантливого человека о его творчестве широкие массы знают очень мало, ассоциируя его биографию в основном с именем супруги, которая часто упоминала, что именно ему обязана своим становлением как актриса. Даже на сайте театра, которому он посвятил лучшие годы жизни, Анатолию Израилевичу отвели лишь несколько скупых строчек.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *