ФИО: | Бенуа Александр Николаевич |
Дата рождения: | 21 апреля (3 мая) 1870 г. |
Место рождения: | Санкт-Петербург |
Знак зодиака: | Телец |
Чем известен: | Художник, критик, историк искусства, основатель объединения «Мир искусства» |
Дата смерти: | 9 февраля 1960 г. (89 лет) |
Александр Бенуа – живописец, художественный критик и историк, основатель объединения «Мир искусства». Ему принадлежат слова о высокой миссии русского искусства, которому предопределена заметная историческая роль и ожидают большие свершения.
Детство и юность художника
А.Н. Бенуа родился 21.04.1870 в Санкт-Петербурге. Отец, Николай Леонтьевич, был архитектором, как и дед, отец матери, Камиллы Альбертовны. Старшие братья, Альберт и Леонтий, тоже впоследствии стали известными архитекторами. Кроме Альберта и Леонтия у Александра были еще старшая сестра Екатерина и брат Михаил, а также четыре двоюродных брата.
Детство Саши прошло в окружении художников. Все семейные интересы сосредоточивались вокруг искусства. Поэтому неудивительно, что мальчик с раннего возраста мечтал рисовать. Особенно его прельщала профессия театрального декоратора.
Первые уроки рисования мальчик получил у своего отца, брата Альберта и скульптора Обера, который был дальним родственником Бенуа. Кроме этого, Александру привили любовь к музыке и театру.
Образование юноша получил в частной гимназии, где учился с 1885 по 1890 год. Позже была неудачная попытка окончить Императорскую Академию художеств. В 1894 Александр получил юридическое образование, окончив Петербургский университет. В это время на него уже обратили внимание как на художника.
Краткая биография
- 1893 – первое представление акварельных работ А. Бенуа на официальной выставке.
- 1894 – начало карьеры историка русского искусства – Бенуа пишет статью об отечественных художниках для немецкого сборника по истории живописи.
- 1896 – поезда в Париж и Версаль, создание серии акварелей о жизни Людовика XIV.
- 1897 – версальские картины приносят известность Александру Бенуа, а три из них покупает П.М. Третьяков.
- 1898 – Александр Николаевич создает объединение «Мир искусства», которое начинает издавать журнал с таким же названием.
- 1901 – Бенуа начал издавать журналы «Художественные сокровища России» и «Старые годы», в которых пропагандировал традиционное русское искусство.
- 1903 – художник создал иллюстрации на тему «Медного всадника» А.С. Пушкина, которые считаются шедеврами русской книжной графики.
- 1904 – рисунки Александра Бенуа к «Медному всаднику» публикуются С.П. Дягилевым, с самой поэмой, в журнале «Мир искусства».
- 1904 – после года работы выходит в свет «Азбука в картинках», тиражом 2500 экземпляров, по три рубля за каждый, – практически единственное крупное произведение Бенуа для детей.
- 1908-1911 – Александр Николаевич работает с Дягилевым художественным руководителем его «Русских сезонов», которые прославили русский балет за границей.
- 1908-1913 – Александр Бенуа, среди прочих художников, работает над оформлением школьного пособия «Картины по русской истории».
- 1911 – Бенуа иллюстрирует очередное издание «Пиковой дамы» Пушкина, которое, несмотря на критику его изображений, стало лучшим из дореволюционных изданий этого произведения.
- 1918 – искусствовед работает художником и режиссером в Большом драматическом и Мариинском театрах.
- 1919 – А.Н. Бенуа становится во главе Картинной галереи Эрмитажа и издает ее новый каталог.
- 1919-1926 – период заведования Картинной галереей.
- 1922 – выходит альбом «Версаль» – крупнейшее собрание из 26 акварелей художника в революционный период, сопровождавшихся авторским текстом.
- 1925 – Александр Николаевич принимает участие в Парижской выставке современных искусств.
- 1926 – Бенуа оформляет постановку «Свадьбы Фигаро» в Большом драматическом театре, что стало последней работой мастера в России.
- 1926 – отъезд Александра Бенуа в эмиграцию.
- 1926-1929 – работа над дягилевским проектом «Ballets Russes» в качестве декоратора и постановщика спектаклей.
- 1926 – работа над иллюстрациями к книге А. Моруа «Страдания молодого Вертера».
- 1927 – Бенуа иллюстрирует книгу «Уроки любви в парке».
- 1927 – художник много работает над акварелями к роману «Грешница» А. де Ренье.
- 1945 – создание сюиты из 44 акварелей к «Капитанской дочке» Пушкина.
- 1946 – иллюстрации Александра Бенуа включены в произведение А. Попова «Григорий Орлов».
- 9 февраля 1960 – Александр Николаевич Бенуа скончался в Париже и был похоронен на кладбище Батиньоль.
- 1968 – издательство «Советский художник» публикует подготовленный И.С. Зильберштейном и А.Н. Савиновым сборник «Александр Бенуа размышляет» о его мыслях, суждениях и воспоминаниях в период с 1917 по 1960 годы.
Жена и дети
Александр Николаевич женился один раз. Избранницей художника стала младшая сестра жены его старшего брата Альберта, Анна Карловна Кинд. Анна тоже воспитывалась в близкой к искусству семье. Ее отец, Карл Иванович Кинд, был музыкантом и капельмейстером.
Знакомство будущих супругов произошло на свадьбе старших брата и сестры. Правда Саше тогда было всего 6 лет, а Ане 7. Их бракосочетание состоялось в 1894 году, через 18 лет после знакомства. Супруги прожили вместе 56 лет, до самой смерти Анны Карловны. В супружестве у пары родились две дочери, Анна-Камилла-Елизавета и Елена, и сын Николай, который стал крупным театральным художником.
В заключение
Бенуа входит в число самых значительных критиков российского искусства начала прошлого века. Именно он ввел понятия «авангардизма» и «русского сезаннизма».
Его способность ценить самому и доносить до других все величие русского художественного наследия сыграло огромную роль в сохранении шедевров прошлого. Особый смысл это имело на заре XX века, когда промышленная революция и прагматизм готовы были уничтожить классический облик городов.
Как ни странно, но деятели Советской России тоже ценили Александра Николаевича. Луначарский называл его замечательным художником и очаровательным человеком, который, не являясь другом Советской власти, приносит много пользы. Однако противоречия с новым политическим строем и несогласие с большевистским надзором за всеми сферами личной и общественной жизни не позволили Бенуа остаться в СССР.
Но даже уехав в Париж, Александр Николаевич продолжал считать наибольшей художественной ценностью именно русское искусство. А память о родине была самым драгоценным в его жизни. Об этом говорят созданные им в эмиграции работы, первыми из которых стали знаменитые «Воспоминания» о старом Петербурге.