Покрышкин Александр Иванович — биография военачальника


Покрышкин Александр Иванович

ФИО: Покрышкин Александр Иванович
Дата рождения: 21 февраля (6 марта) 1913 г.
Место рождения: Новосибирск
Знак зодиака: Рыбы
Деятельность: Военачальник, маршал, летчик
Дата смерти: 13 ноября 1985 г. (72 года)

Родители, детство и юность

Александр Иванович Покрышкин – уроженец города Новониколаевска Томской губернии (сейчас Новосибирск). Дата его рождения – 21 февраля 1913 года.

Отец знаменитого лётчика – Иван Петрович, происходил из вятской крестьянской семьи, в которой на протяжении нескольких поколений были мастера по устройству крыш и кладке печей. Возможно, именно с этого ремесла, и пошло сначала прозвание, а потом и фамилия – Покрышкины. Отец, к моменту рождения сына, работал на фабрике Новониколаевска.

Мать будущего маршала авиации – Морсунова Ксения Степановна, была также уроженкой Вятской губернии и имела, как и её муж, крестьянские корни. Она вела домашнее хозяйство, была неграмотной и очень религиозной.

Район города, в котором жила многодетная семья, назывался «Знаменка» и считался неблагополучным. Он почти весь состоял из трущоб, расположенных среди оврагов. Революционные годы стали для жителей Новониколаевска тяжёлым испытанием. Начало 1920-х годов было периодом эпидемий и разгула бандитизма.

Несмотря на царившую повсюду разруху и нужду, Александр в 1928 году закончил семилетку и устроился работать на стройку кровельщиком. Ещё в детстве, впервые увидев в небе самолёт, мальчик решил непременно стать лётчиком.

В 1930 году Покрышкин поступил в техническое училище, расположенное в родном городе, на специальность лекальщика. Узнав об этом, отец упрекнул Александра, ведь его заработок на стройке был хорошим подспорьем для большой семьи. После этого молодой человек, чтобы не быть обузой для родных, ушёл из дома.

В 1932 году закончив учебное заведение, Покрышкин недолго работал инструктором в ФЗУ. После чего, верный своей мечте и откликаясь на призыв того времени – «комсомолец на самолёт», уехал поступать в Пермскую авиационно-техническую школу. Но став курсантом, с разочарованием узнал, что лётное отделение, где он хотел учиться, по каким-то причинам закрыли.

Несмотря на такой поворот судьбы, будущий ас, остался в школе и прошёл полный курс обучения авиатехнической специальности. В 1933 году, его направили на курсы совершенствования, которые он закончил в 1934 году.

Армейская служба и учёба в авиационной школе

  • Зимой этого же года Покрышкин получил назначение в Северо-Кавказский военный округ. После прибытия в стрелковую дивизию, расположенную в Краснодаре, его определили в авиазвено на должность старшего техника.
  • Выполняя добросовестно свои служебные обязанности, Александр ни на минуту не забывал о своём желании стать лётчиком и с 1936 по 1938 год учился лётному мастерству в местном аэроклубе.
  • В 1938 году Покрышкин добился от командования его направления в Качинскую авиационную школу. Через год, окончив её с отличием в звании лейтенанта, он убыл проходить дальнейшую службу в авиационный полк, базировавшийся в Кировограде.
Александр Покрышкин в 1940 г.

Александр Покрышкин в 1940 г.

Годы Великой Отечественной войны

  • Начало войны с фашистской Германией Александр встретил на Южном фронте. Первый боевой вылет будущего аса чуть не закончился для него трибуналом. Он, по недоразумению, сбил советский бомбардировщик Су-2, который принял за вражеский самолёт, так как увидел эту модель крылатой машины в первый раз. К счастью, лётчик в сбитом самолёте не пострадал и сумел приземлиться на повреждённой машине.
  • В тяжелейших условиях войны 1941 года, когда наши войска постоянно отступали, Покрышкин, летая на устаревшей технике, сумел сбить вражеский Мессершмитт, после чего, в одном из боёв, его самолёт подбили зениткой с земли над самой линией фронта.
  • Но судьба хранила лётчика, и он через несколько дней сумел вернуться к своим. Делая детальный анализ воздушных боёв, Александр Иванович уже тогда понял, что тактика их ведения, разработанная для советских лётчиков, устарела.
  • К концу 1941 года он сделал около 200 вылетов, в основном направленных на штурмовку наземных вражеских войск, однако его личный счёт сбитых самолётов тоже постепенно увеличивался.
  • В 1942 году Покрышкина назначили командиром эскадрильи. Его подразделение в составе полка было отправлено в тыл, где лётчикам предстояло осваивать новые модели самолётов, среди которых был, в том числе, американский истребитель «P-39N Аэрокобра».
  • Открытая критика Александром Ивановичем устаревшей тактики ведения воздушного боя, а также имевший место конфликт со старшими по званию офицерами привели к тому, что его в этом же году отстранили от должности и исключили из партии, а дело направили в военный трибунал. За лётчика вступились полковой комиссар и его друзья, в конце концов, добившиеся его полного оправдания.
  • Весной 1943 года в небе Кубани Покрышкин на Аэтрокобре сбил 10 самолётов противника. Отличились и другие лётчики, для побед которых, важным подспорьем явилась новая тактика ведения боя, разработанная Александром. В конце апреля ему присвоили первое звание Героя Советского Союза.
  • 1943 год стал для советского аса самым результативным, он сбил 38 вражеских самолётов и в августе был награждён второй Золотой Звездой.
  • В 1944 году выдающегося лётчика назначили на должность командира 16-го авиаполка, где управленческие обязанности не позволяли ему, также часто как раньше, лично принимать участие в воздушных боях.
  • Летом того же года, после присвоения Александру Ивановичу звания «полковник», он был направлен принимать командование девятой авиадивизией, а в августе за 53 личные победы над врагом в 550 боевых вылетах, его наградили третьей Звездой Героя СССР.
  • В 1945 году дивизия Покрышкина участвовала в пяти наступательных операциях на вражеской территории и была удостоена трёх орденов. Сам командир дивизии последний раз лично поднял в воздух самолёт в апреле 1945 года.
Александр Покрышкин в годы ВОВ

Александр Покрышкин в годы ВОВ

Послевоенный период

  • С 1945 по 1948 годы выдающийся лётчик и командир учился в Военной академии им. Фрунзе. Своей чертой характера – иметь на всё свою точку зрения, он вызывал раздражение у командования и в частности у сына Сталина – Василия, который после войны командовал ВВС в военном округе Москвы. В результате генеральское звание Покрышкин получил только после смерти вождя в 1953 году.
  • С 1949 года Александр Иванович был сначала заместителем, а через 2 года – командиром авиационного корпуса ПВО.
  • В 1956 году его назначили командующим авиацией Северо-Кавказской армии. С 1957 по 1958 год он проходил обучение в Высшей военной академии им. Ворошилова.
  • С 1958 по 1968 год служил на различных высших военных должностях Киевского военного округа.
  • Летом 1968 года Покрышкина назначили на должность заместителя Главкома ПВО Советского Союза.
  • В 1972 году Александра Ивановича перевели работать в центральный комитет ДОСААФ, на должность председателя. В этом же году ему было присвоено воинское звание – маршал авиации.
  • С 1981 года он вошёл в состав военных генеральных инспекторов министерства обороны Советского Союза.
Александр Покрышкин в старости

Александр Покрышкин

О семье

Свою супругу – Марию Кузьминичну Коржук, Покрышкин встретил в госпитале в 1942 году, где она работала медсестрой. Лётчик зашёл навестить своего товарища, проходившего курс лечения после тяжёлого ранения. Увидев Марию, ас влюбился в неё с первого взгляда.

Супруга была рядом с Александром Ивановичем вплоть до его смерти. В браке родилось двое детей – дочь Светлана и сын Александр.

С женой и детьми

С женой и детьми

Награды и память

Александр Иванович Покрышкин умер 13 ноября 1985 года в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.

За годы службы выдающийся лётчик и военачальник награждён множеством орденов и медалей, среди которых, три Золотых Звезды Героя СССР и шесть орденов Ленина. Он прошёл путь от младшего воентехника до маршала авиации.

Именем героя в России, Украине и Казахстане названы улицы, учебные заведения и воинские части. В его честь в ряде городов страны установлены памятники и мемориальные доски. Описанию его жизни и воздушных боёв, посвящён ряд художественных произведений.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *