ФИО: | Крылов Алексей Николаевич |
Дата рождения: | 3 (15) августа 1863 г. |
Место рождения: | с. Висяга, Симбирская губерния |
Знак зодиака: | Лев |
Деятельность: | Изобретатель, кораблестроитель, математик, механик |
Дата смерти: | 26 октября 1945 г. (82 года) |
Детство и юность
3 августа 1863 года в деревне Висяга Симбирской губернии в семье состоятельного помещика Николая Крылова и представительницы старинного дворянского рода Софьи Ляпуновой родился сын. Мальчика назвали Алексеем.
В девятилетнем возрасте он оказался в Марселе. Туда на некоторое время пришлось переехать отцу из-за семейных проблем. С Николаем Крыловым во Францию поехала вся семья. Алексей поступил в частный пансион, где выучил французский. Через два года Крыловы вернулись в Россию.
В 1878 году Алексей поступает в Петербургское Морское училище. Много времени курсант уделяет математике, знание французского пригодилось: Алексей занимается по иностранным книгам.
В 1884 году Алексей Крылов оканчивает училище с присвоением звания мичмана. Первым местом работы будущего корабела стало Главное гидрографическое управление, Компасная часть.
Краткая биография
- 1886 год. Алексей пишет свою первую научную работу о нейтрализации девиаций (отклонений) магнитной стрелки компаса под воздействием магнитного поля судна. Крылов придумал прибор дромоскоп, показывающий, на сколько зависит девиация от курса. Его изготовили, стали применять на военных кораблях, изобретателю дали премию: 1000 рублей (килограмм говядины стоил в то время 40 копеек).
- 1887 год. Молодой ученый вникает в теорию кораблестроения, ему нравитсяизучать эту сферу, потому что здесь можно применять свои математические знания. Крылова отправляют на стажировку в Петербург. На судостроительной верфи он изучает корабли.
- 1888 год. Становится штатным слушателем Морской академии, отделение кораблестроения. Лекции читают выдающиеся ученые А.Н. Коркин, Н.Я. Цингер и И.А. Евневич. Крылов жадно впитывает впитывает новые знания, он в восторге от общения с передовыми умами того времени.
- 1890 год. 27-летний Крылов заканчивает Академию и получает приглашение работать преподавателем Морского училища.
- 1892 год. Крылов помогает делать расчет подводной лодки.
- 1893 год. Крылов изобрел новый метод расчета подводной части судов. Методы, описанные в этом труде ученого, стали классикой вычисления остойчивости и плавучести кораблей.
- 1896 год. Выступил с докладом в Англии, рассмотрев свою работу о килевой качке. Светилы кораблестроения одобрили его работу. За еще одну работу по вычислению прочности корпуса в зависимости от нагрузок на него во время качки англичане наградили Крылова золотой медалью и включили в состав Британское королевское общество. Иностранцев в обществе не было, но ради Крылова было сделано исключение.
- 1900 год. Крылова назначают заведующим Опытовым бассейном. Он уходит из Морской академии, чтобы иметь возможность на практике проверять свои идеи и проводить эксперименты. Крылов проводит капитальный ремонт бассейна и приступает к экспериментам. В это же время он знакомится со знаменитым моряком и ученым Степаном Макаровым.
- 1902 год. Крылов и Макаров изучают тему непотопляемости корабля. Крылов предлагает идею затопления некоторых отсеков для выравнивания. Так возникла таблица непотопляемости Крылова. Идею не поддержали и корабли продолжали строить по-старому. За резкие высказывания Крылова против рутины морских генералов, не дававших ход его новшеству с затоплением, Крылову в приказе по флоту объявили выговор.
- 1904 год. Сражение при Цусиме. Российские корабли, получив даже небольшие пробоины, тонут один за другим. Лишь разгром заставил чиновников поверить в идею Крылова. Постепенно все корабли оснастили согласно его таблиц непотопляемости. В Англии этот метод Крылова взяли на вооружение только в 1926 году, после гибели «Титаника».
- 1907 год. Крылов исследует влияние качания судна на меткость стрельбы и разрабатывает гироскоп-успокоитель. Чиновники вновь не верят ученому. Крылов пишет, что 50 000 рублей, которые пожалело правительство, не дало обогнать американцев, тоже изобретавших гироскоп.
- 1908 год. Крылов занимает пост председателя Морского технического комитета и главного инспектора кораблестроения. Это время работы Крылова на высокой должности стало лучшим в истории министерства. Отечественный военный флот вышел на одно из первых мест в мире по своим военно-морским и техническим качествам. Крылов принимает участие в разработке и строительстве первых русских линкоров-дредноутов, вникает во все детали работы. Честность и прямолинейность ученого закрывают ему путь в карьере.
- 1910 год. Крылов покидает должность председателя Морского технического комитета.
- 1911 год. Алексей Николаевич назначен генералом по особым поручениям при морском министре.
- 1912 год. Пишет докладную записку в правительство и просит 500 млн рублей на развитие флота. Деньги по решению Государственной Думы были выделены.
- 1916 год. Крылов получает титул почетного доктора прикладной математики, ординарного академика.
- 1917 год. Назначен директором физической лаборатории Академии наук.
- 1918 год. Является консультантом комиссии по особым артиллерийским опытам. В Советской России пользуется большим уважением властей.
- 1919 год. Возглавляет Морскую академию.
- 1921 год. Крылова направляют в командировку за границу. Советская Россия заказала корабли, Крылов контролирует постройку. Его ум, великолепные знания, честность восхищали всех. Все порученное ему он выполнил прекрасно, удалось даже сэкономить 1,5 млн золотом благодаря смекалке Крылова. Зарубежных партнеров он приводил в шок знанием всех тонкостей корабельного дела и смежных отраслей.
- 1927 год. Крылов возвращается в СССР. Продолжает преподавать в разных учебных заведениях. Консультирует строителей и проектировщиков кораблей, переводит труды Эйлера и Ньютона.
- 1939 год. Крылову присваивают звание заслуженного деятеля науки и техники, награждают Орденом Ленина.
- 1941 год. 78-летний академик Крылов становится лауреатом Сталинской премии 1 степени. Начинается война с фашистами, Крылов эвакуируется в Казань. Там он продолжает работу над книгой «Мои воспоминания».
- 1943 год. Ученому присваивают звание Героя Социалистического труда.
- 1945 год. Окончание войны, Крылов возвращается в Ленинград, включается в работу. 2 октября он выступает перед курсантами морского училища. 26 октября сердце замечательного человека и талантливого ученого остановилось. Алексей Николаевич Крылов был похоронен 28 октября на Волковом кладбище.
Личная жизнь
В первом браке в Елизаветой Драницыной родилось пятеро детей. Два первых ребенка умерли в раннем возрасте. Двое сыновей погибли в годы гражданской войны.
Пятая дочь Анна в 23 года вышла замуж за знаменитого Петра Капицу.
В 1914 году Крылов развелся с первой женой Елизаветой и женился на Анне Богдановой-Ферингер. В 1919 году после гибели двух сыновей Елизавета с Анной уезжают в Париж. Спустя два года по заданию советского правительства в Париж приезжает Крылов. Он работает вместе с Петром Капицей, с которым знакомится юная Анна.
Третьей женой Крылова стала Надежда Константиновна Вовк-Россохо, она была на 20 лет моложе, но умерла рано, от болезни, в 1944 году.
Заключение
Великий кораблестроитель, адмирал, Герой Труда Алексей Николаевич Крылов был настоящим патриотом своей Родины и блестящим ученым, внесшим огромный вклад в развитие русского флота. Корабельная наука стала делом всей жизни талантливого русского ученого и принесла ему мировую славу.
Алексей Крылов был замечательным человеком, блестящим инженером и ученым, популяризатором и энтузиастом науки. Никто не мог так излагать сложные вещи простыми словами как Крылов. Он прожил интересную жизнь, оставив ее описание. Книга «Мои воспоминания», впервые вышедшая в 1942 году, переиздавалась 10 раз и сегодня является библиографической редкостью. Улицы, названные в честь академика Крылова, есть в Санкт-Петербурге, Севастополе, Чебоксарах, Алатыре, Николаеве.