ФИО: | Броневицкий Александр Александрович |
Дата рождения: | 8 июля 1931 г. |
Место рождения: | Севастополь |
Знак зодиака: | Рак |
Деятельность: | Композитор, дирижер хора |
Дата смерти: | 13 апреля 1988 г. (56 лет) |
Советский, российский композитор и дирижер Александр Броневицкий больше известен как основатель популярного ансамбля «Дружба» и муж Эдиты Пьехи. Увлекшись идеей джазового звучания, он аранжировал многие популярные песни и исполнил их в ритме диско, показав новое направление в музыке. Именно с подачи Броневицкого появились первые ВИА.
Детство и юность
Родился Александр Александрович Броневицкий 8 июля 1931 года. Его отцом был моряк российского флота, капитан I ранга Александр Семенович Броневицкий, белорус по происхождению. Мать — Эрика Карловна, наполовину немка, наполовину латышка, пела в Ленинградской капелле. От нее маленький Александр унаследовал идеальный слух и любовь к музыке.
Несмотря на принадлежность рода Броневицких к элите военно-морского флота России, мальчика мало интересовала военная стезя. Он мечтал о карьере музыканта. В 1951 году юноша уехал из родного Севастополя в Ленинград, где подал документы в консерваторию и был зачислен на дирижерско-хоровой факультет.
Поддержкой и первым поклонником Александра стал младший брат Евгений, родившийся 30 июля 1945 года. Невзирая на ранний возраст, он также увлекся музыкой и в дальнейшем стал бессменным участником ВИА «Поющие Гитары».
Еще в студенческие годы Александр Броневицкий организовал первый в мире вокально-инструментальный ансамбль «Липка», вокалисткой которого стала Эдита Пьеха.
Основные вехи биографии и музыкальная карьера
Сегодня имя Александра Броневицкого незаслуженно забыто. А в начале 70-х годов он был кумиром молодежи. Вряд ли можно назвать более популярную группу тех лет, чем ансамбль «Дружба». А началось все с хорового дирижирования.
- 1955 год. Создание самостоятельного ансамбля, в котором пели сокурсники Александра из разных стран. В том же году к коллективу присоединилась Эдита Пьеха, а ВИА получил новое название — «Дружба».
- 1957 год. Ансамбль под руководством Броневицкого стал работать от Ленконцерта, перед этим завоевав первую золотую медаль на VI Международном фестивале молодежи.
- 1958 год. Броневицкий окончил Ленинградскую консерваторию и начал самостоятельную музыкальную деятельность.
- 1959 год. Обновилась мужская часть солистов ВИА «Дружба». После окончания консерватории большинство музыкантов разъехались. Броневицкому понадобилось несколько месяцев, чтобы найти новых исполнителей. В этом же году из-за претензий чиновников от культуры ансамбль дисквалифицировали.
- 1961 год. Благодаря вмешательству видных музыковедов Броневицкому удалось возродить состав и вернуться к работе на сцене.
- 1962 год. Гастроли в Европе закончились грандиозным успехом. Ансамбль стал лауреатом второго Всероссийского конкурса артистов эстрады и получил первую премию.
- 1963 год. Александр Броневицкий записал первый мини-альбом на студии Мелодия, который содержал несколько песен под музыку композитора.
- 1964 год. Очередное обновление состава. Броневицкий пригласил в коллектив музыкантов из республик СССР, исполняющих песни на национальных языках. Расширился и инструментальный состав — на смену контрабасу пришли электрогитары, появился электроорган. В этом же году «Дружбу» запретили. Композитора обвинили, что его искусство идет вразрез с идеями партии и проповедует западный образ жизни. Однако благодаря вмешательству видных деятелей культуры Александру Александровичу удалось отстоять проект.
- 1966–1967 годы. Вышли второй и третий мини-альбомы и несколько сборных грампластинок, куда вошли песни, написанные Броневицким. Среди них: «Дорога», «Мама», «Моржи», «Великаны и гномы», «Это здорово», «Это значит любовь».
- 1970 год. Стал заслуженным артистом РФСФР.
- 1972 год. Вышел большой диск ансамбля «Кораблик Золотой» с песней «Прощай», музыку для которой написал Броневицкий.
- 1974 год. Увидела свет очередная гибкая пластинка группы, содержащая песню «Край березовый» в соавторстве А. Броневицкого.
- 1976 год. Александр Александрович расторг брак с Пьехой, после чего популярность ансамбля «Дружба» резко пошла на спад. Муза ушла.
- 1977 год. Приход в коллектив новой солистки Ирины Романовской, которая решила стать второй Пьехой, но ничего хорошего из этой затеи не получилось. ВИА продолжал работать, но прежнего успеха уже не было.
- 1988 год. Записана новая грампластинка ансамбля «Верь мне, только верь…», ставшая последней для композитора.
- Александр Александрович Броневицкий скончался в ночь с на 13 на 14 апреля 1988 года в номере своей гостиницы. Он умер от сердечного приступа с телефонной трубкой в руках, так и не успев позвать на помощь. Был похоронен в г. Санкт-Петербург на Кладбище Памяти жертв 9-го января.
Похоронен А. А. Броневицкий в Санкт-Петербурге. После его смерти ансамбль «Дружба», которому он отдал всю жизнь, перестал существовать.
Личная жизнь Александра Броневицкого
Александр Броневицкий был женат дважды. Первой супругой музыканта была Эдита Пьеха. Они заключили брак 8 декабря 1956 года и развелись спустя двадцать лет, в 1976 году.
В 1961 году родилась единственная дочь Броневицкого — Илона, впоследствии ставшая эстрадной певицей, известной теле- и радиоведущей.
Второй раз Александр Александрович женился в 1977 году, выбрав в супруги солистку Ленинградской музкомедии Ирину Романовскую. Девушка была на 20 лет моложе композитора и мечтала стать звездой эстрады. Она тут же заняла место солистки и начала вмешиваться в работу ансамбля. Не выдержав давления и постоянных скандалов, из группы ушли лучшие музыканты.
В 1981 году Александр Броневицкий впервые стал дедушкой. У дочери Илоны 13 августа родился сын Стас, будущий певец и автор слов. Весной 1986 года на свет появилась внучка Эрика Быстрова. Она окончила МАРХИ и выбрала работу дизайнера.
Вывод
Александр Броневицкий был уникальным человеком и композитором. Он на десятилетия опередил свое время, став первым продюсером, концертным директором и музыкантом в одном лице. Никто не оценил завоевание Броневицким зарубежной эстрады. Тогда это считалось чуть ли не преступлением и жестоко каралось. И только спустя годы стало видно, как много сделал музыкант для российской эстрады.
Александр Александрович был настоящим мастером своего дела. Если бы композитор не сумел больше ничего создать, кроме этих произведений, и то бы он вошел в число лучших и навсегда остался в памяти поколения семидесятых.