ФИО: | Петровский-Ситнианович Самуил Гаврилович |
Дата рождения: | 12 декабря 1629 г. |
Место рождения: | г. Полоцк, Великое княжество Литовское, Речь Посполитая |
Знак зодиака: | Стрелец |
Деятельность: | Богослов, писатель, поэт, драматург, переводчик |
Дата смерти: | 25 августа 1680 г. (50 лет) |
Детство
Самуил Гаврилович Ситнянович-Петровский родился 12 декабря 1629 года в Полоцке. Город принадлежал Великому княжеству Литовскому. Полоцкий – топонимическое прозвище, данное Симеону в Москве.
Родственники будущего монаха были людьми знатными и богатыми. Папа Габриэль (Гавриил) владел торговыми лавками, а также являлся государственным служащим. Он работал в магистрате. Родной отец скончался в молодом возрасте.
Мама Татьяна Яковлевна, овдовев в 23 года, повторно вышла замуж. Она выбрала в избранники Емельяна Шеремета, богатого вдовца. Отчим Самуила – радца, входил в состав магистрата. Семья владела домом на ул. Великой.
Мальчик воспитывался вместе с четырьмя братьями. От первого брака у Татьяны родились Сильвестр, Ян, Лука(ш). От второго – Ян. Некоторые источники указывают на наличие сестры.
В семь лет Самуил пошел в школу. Учился неподалеку от дома на той же улице. В братской школе преподавали базовые науки и изучали церковную литературу – Часослов, Псалтырь. Подростком он поехал в Киев, чтобы продолжить обучение в Киево-Могилянской коллегии (между 1637-1650). Там его наставником был Лазарь Баранович. Изучал арифметику, языки, поэзию и др. Выпустился оттуда в звании дидаскала.
Жизненный путь
- С 1650 по 1654 гг. Самуил получал образование в Виленской иезуитской академии. Он приобрел там звание духовного оратора и вступил в греко-католический орден св. Василия Великого. Будущий богослов следовал латинским средневековым традициям.
- В 1656 году Полоцкий вернулся в родной город и принял православное монашество, называясь теперь Симеоном. Постриг состоялся в Богоявленском монастыре 8 июня. Он проходил послушание в качестве учителя в братской школе. Монах выражает свои идеи и мысли в стихах. Годом ранее он написал рождественскую пастораль.
- В июле 1656 г. Полоцк посетил царь Алексей Михайлович. Симеон преподнес ему «Метры» — хвалебные приветственные стихи. Так он был замечен государем.
- 19 января 1660 г. Полоцкий и его ученики выступали в Москве с торжественными и хвалебными декламациями царю.
- В 1664 году инок поехал в столицу, чтобы заступить к царю на службу. Ему поручили обучать подьячих в Спасском монастыре. Богослов преподавал латынь в Школе, просуществовавшей четыре года. А сам он изучает польский, украинский, русский языки.
- В 1665 году Симеон пишет «благоприветствование о новодарованном сыне» царю (3 апреля 1665 года у него родился сын Симеон Алексеевич). А также в это время является переводчиком для митрополита Паисия Лигарида, знавшего только латынь.
- В ноябре 1666 года Полоцкий выступает с предложением повышения уровня образования в государстве. Участвует в проведении Собора по низложению патриарха Никона и присутствует на судебных заседаниях в декабре 1666 г.
- Через год царь приглашает его к себе во служение. Симеон становится воспитателем царских детей, включая царевича Алексея и Федора Михайловича. Он является также придворным поэтом. Престолонаследники получили знания в языках, обширные сведения в философии, риторике, богословии. Дети умели и сочинять стихи.
- Как писатель и поэт уже выпустил ряд произведений. «Венец веры» — 9 июня 1670, а зимой-весной 1667-го — «Жезл правления» (книга от имени царя, образец схоластической риторики). В «Венце» выражена религиозная позиция автора. Это произведение нередко считают спорным из-за переданных в ней мыслей и осмысления Полоцким догматических основ богословия. Но все-таки они были направлены на наполнение светской жизни духовностью.
- В промежутке между 1672 и 1674 годами (не позднее 24 февраля) Симеон написал пьесу «Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных» (переплет выполнен в декабре 1675 г.). Около 1678 года (написана в период с 1673 по 1678 гг.) вышла и вторая — «Комидия о блудном сыне». Ее особенно часто ставили в театре. Обе пьесы вошли в сборник «Рифмологион», составленный автором в 1678 г.
- В 70-е автором написаны «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Венец веры» (написан к 9 июня 1670 г.). В последнем автор изложил все знания, полученные им в школе, при чтении книг, включая апокрифы и астрологию. Симеон использовал Библию в тексте Вульгаты, а из церковных деятелей ссылался на Иеронима, Августина.
- В период 1676-1680 написан сборник стихов «Вертоград многоцветный» (вершина поэтического творчества Полоцкого, пример литературного барокко). В нем Симеон создавал тексты, расположенные по алфавиту славянской азбуки. Он собрал в стихотворениях личные наблюдения и переживания, переложил истории Священного Писания. Книгу можно считать пособием, отражающим нравственно-религиозные представления Полоцкого. Он хотел научить подопечных любовь к труду, научению, причем продолжать учиться и приносить пользу в течение всей жизни, невзирая на свое положение и достигнутые вершины.
- Симеон является автором сборников «Рифмологион» (1678), «Месяцеслов» (1680). Первое – поэтическое переложение Псалтири, сделано в стиле барокко. Стихам из этого сборника присущи вычурная манера изложения, приукрашивание, поэт прибегал к усложненным конструкциям.
- Всего поэтом написано около 50 тысяч строк, содержащих познания в географии, зоологии, минералогии. Полоцкий создавал вирши, пагерики, сатиру, дидактику. Он был автором анекдотов и притчей, 200 проповедей. Известные и изданные после его смерти два сборника – «Обед душевный», «Вечеря душевная» (1681-1683 гг.).
- В конце 70-х Симеон работал над проектом Устава для Славяно-греко-латинской академии. Окончательную версию представил Федору Михайловичу С. Медведев уже после кончины Полоцкого в 1682 году. Симеон отводил главенствующую роль ректору и преподавателям академии и призывал их контролировать вопросы веры и образования учеников. Он также возлагал на них обязанности борьбы с ересью. Учреждение открылось в период регентства Софьи Алексеевны, еще одной ученицы Полоцкого.
- В конце 70-х, в 1678-79 гг., Симеон поспособствовал открытию «Верхней» типографии при Кремле. В ней печатали «Букварь языка словенска» (написан Полоцким в 1679 году для семилетнего Петра Первого), а также книги с иллюстрациями. Последние создавались граверами и художниками. Просуществовала типография с 1679 по 1683 годы.
- Не сохранилось сведений, как прошли последние дни старца. Причина его смерти также не названа. Симеон скончался 25 августа 1680 года, находясь в Москве. Богослова похоронили в Спасском соборе при Заиконоспасском монастыре. Там, в районе Китай-города, Полоцкий открывал школу, послужившую прообразом для будущей духовной академии Москвы. Погребение не сохранилось, но осталась надмогильная плита с эпитафией. Ее автор – Сильвестр Медведев. Она содержится в том же соборе. А в Полоцке именитому деятелю в 2003 году поставлен памятник (скульптором выступил А. Финский). В музее-библиотеке города хранятся рукописи и издания поэта.
Личная жизнь
Монашеский постриг исключал любую вероятность вступления в близкие, романтические взаимоотношения с женщиной. Симеон принял обет в 27-летнем возрасте, ни разу не давал повода для слухов, не было и таковых фактов, чтобы Полоцкий нарушил данное себе и Господу обещание.
По религиозным законам Самуил не мог вступать в брак, иметь детей. Личная жизнь заключалась в беззаветном и безусловном служении, безоговорочном принятии Бога. На этом сложном пути случались проступки и грехопадения, но только не с Симеоном.
След в истории
Симеон Полоцкий – удивительная и заметная фигура допетровской эпохи. Он давал монашеский обет и при этом не был затворником, а занимался активной просветительской деятельностью. Она выражалась в богословских и литературных трудах. Старец успешно совмещал служение Господу, требующее уединения и концентрации, со светскими делами. Драматургические произведения удавались ему не хуже проповедей и имели не меньше влияния на окружение. Полоцкий пришелся ко двору у царя Алексея Михайловича и был приглашен для воспитания сына Федора, что говорит о его высоком уровне образованности и широты познаний.
Симеон – пример глубоко и всесторонне развитого человека, не перестававшего совершенствоваться, постигать и делиться мудростью с окружающими, не деля их по сословиям и статусам. Одаренный и в поэзии он помимо религиозной науки сделал вклад в культуру и литературу.