Полное имя: | Осаму Дадзай (Цусима Сюдзи) |
Дата рождения: | 19 июня 1909 г. |
Место рождения: | Канаги, пр. Аомори, Япония |
Знак зодиака: | Близнецы |
Деятельность: | Писатель |
Дата смерти: | 13 июня 1948 г. (38 лет) |
Осаму Дадзай, родившийся под именем Цусима Сюдзи был японским писателем, который оставил след как один из наиболее авторитетных и выдающихся писателей-фантастов 20-го столетия в Японии. Многие из его работ, такие как «Заходящее солнце» и «Исповедь „неполноценного“ человека» признаны классикой японской литературы.
Произведения Дадзая отличались пессимистичными и мрачными тонами и фирменным полуавтобиографическим излаганием, которое углублялось в его личную жизнь. Несмотря на то что все его творения были невероятно популярны в стране восходящего солнца, лишь небольшая часть из них переведена на сторонние языки. Читатели и критики считают его одним из наиболее ярких писателей, которые заявили о себе в конце Второй мировой войны.
Также он запомнился как выдающийся автор жанра «I novel» и «Бурайха», или декадентской школы маргинальных писателей послевоенной Японии.
Несмотря на успехи в писательстве, его частная жизнь омрачалась страданиями и попытками покончить жизнь самоубийством. В конечном итоге он сделал это, нырнув в водосборник в Японии. Тело писателя нашли в день, когда ему должно было исполниться 39 лет.
Детство и ранние годы
Будущий писатель Осаму Дадзай родился 19 июня 1909 года в семье богатого землевладельца в городе Канаги, который располагается в гористом регионе Тохоку, в префектуре Аомори в северной части Японии. Осаму был 8-ым из выживших в семье детей. В большом семейном доме, где он жил, проживало 3 десятка родственников.
Отец будущего писателя Ген’эмон Цусима, позже занялся политикой, и ему было предложено членство в «Палате пэров» (верхней палате парламента). По этой причине, детство Дадзая в большей своей части проходило без участия отца. Его мать Тане сильно болела. Поэтому его воспитанием занимались тетя Кие и прислуги.
В 1916 году будущий писатель начал обучиться в начальной школе Канаги. Его папа скончался от онкологии легких 4 марта 1923 года. В этом же году, в апреле, Осаму поступил в среднюю школу Аомори. Решив продолжить обучение дальше, в 1927 году он стал студентом литературного факультета национального Университета Хиросаки.
В этот же период у него зародился интерес к культуре Эдо. Помимо этого, он занялся изучением «гидаю» — вида песенного сказа, которое используется в кукольных спектаклях.
К 1928 году он стал заниматься редактурой студенческих газет и вошел в состав газетной группы Университета. Совместно с товарищами он также издавал журнал под названием «Saibō Bungei» («Клеточная литература»).
В 1927 году, после смерти своего любимого писателя и кумира, классика японской литературы Рюноске Акутагава, который покончил жизнь самоубийством, интерес Осаму к работе быстро угас. Он стал тратить свои деньги на покупку одежды, алкогольные напитки и интимные услуги. Также он стал увлекаться марксизмом, который на то время был под запретом.
В октябре 1930 года он сбежал с Хацуё Ояма, которая занималась проституцией. Семья после этого отреклась от него. Спустя 5 лет он покинул университет, не получив ученой степени.
По другим же данным, он был исключен из университета, после чего предпринял попытку суицида на пляже в Камакуре. Совместно с ним это пыталась сделать 19-летняя хозяйка бара Симеко Танабэ. Симеко погибла, но Дадзая спасли местные рыбаки на лодке.
Его хотели привлечь к ответственности за смерть Танабэ, но его семья повлияла на то, чтобы дальнейшего разбирательства на тему его причастности за доведение до самоубийства не проводилось. После этого он вступил в брак с Хацуё. Осаму также дал обещание, что разорвет свои связи и контакты с местной Коммунистической партией на том условии, что ему увеличат сумму выплат по пособию.
Начало карьеры
Дадзай начал сотрудничество с такими писателями, как Масуджи Ибусе, и ему удалось опубликовать несколько своих работ.
После этого он официально взял псевдоним «Осаму Дадзай» чтобы написать рассказ под названием «Ressha» в 1933 году. Работая над этим произведением, он в первый раз использовал автобиографический стиль от первого лица, который стал позже его фирменным стилем изложения.
Он пытался трудоустроиться столичную японскую газету, но его туда не взяли. Дадзай закончил свою работу «Баннэн» («На закате дней») и 19 марта 1935 году предпринял очередную попытку уйти из жизни через повешение. Ему не удалось это сделать.
У него воспалился аппендицит и его доставили в больницу, в которой у него появилась зависимость от обезболивающего препарата «Пабинал», который был сделан на основе морфия. Его принудительно госпитализировали в психиатрическую лечебницу в октябре 1936 года, чтобы он избавился от зависимости.
В 1930-ые и 1940-ые он написал немало рассказов и романов. Его дебютный рассказ «Воспоминания» (1933) написан на тему самоубийства. Другие произведения этого периода: «Цветы шутовства» (1935), «Против течения» (1935) и «Бог фарса» (1936).
В 1936 году он опубликовал свой роман в письмах «Ложная весна», после чего, в этом же году выпустил сборник «Баннэн» («На закате дней»).
Деятельность в годы войны
В конце 1941 года Япония вступила в войну, атаковав базу США Перл-Харбор в Тихом океане, но Осаме по причине туберкулеза удалось избежать попадания на армейскую службу.
Несмотря на все проблемы, он продолжал писать. Большинство его творений были пересказами рассказов японского писателя, прозаика и драматурга Ихара Сайкаку. Среди его работ того периода: «Министр правого санэтомо» (1943), «Цугару» (1944), «Ящик Пандоры» (1945–1946 гг.) и «Сказки» (1945).
После войны
Одной из наиболее известных работ Дадзая послевоенного периода стал рассказ «Жена Вийона» (1947), изображающий опустошенный войной Токио, в центре сюжета которого история жены писателя.
В июле 1947 он опубликовал еще одно свое известное произведение, «Закатное солнце». Это рассказ о крахе японской аристократии в поствоенный период. По некоторым данным, он основан на дневнике Шизуко Оты, которая являлась ярой фанаткой творчества Дадзая и впервые увидела его лично в 1941 году.
После этого Осаму начал работать над повестью «Исповедь «неполноценного» человека» (1948) в Атами, курортном месте, которое известно своими термальными источниками. После этого он перебрался в Омию, где завершил написание романа. Это автобиографическое произведение, которое повествует историю человека, который выбрал путь саморазрушения. Сейчас этот роман признан классикой японской литературы и переведен на множество других языков.
В 1948 году он также занимался написанием повести, для дальнейшей публикации ее в японской национальной газете «Асахи Симбун». Новое творение писателя получило название «Прощай», но так и не было полностью закончено.
Дадзай запомнился как один из основоположников японского литературного жанра в формате исповеди «I novel». Также его принято считать одним из столпов «Бурайхи» или декадентской литературной школы, которая изображала внутренний кризис в послевоенной Японии.
Личная жизнь
В конце 1930 года он вступил в брак с Хацуё Ояма. Когда Осаму проходил лечение от наркозависимости, у нее начались отношения с другом Зенширо Кодатэ. На этой почве Дадзай вместе с женой совершил попытку суицида. Они приняли сильнодействующее снотворное, но остались живы. После этого они оформили развод.
Затем у писателя завязались отношения с преподавательницей школы Митико Исихаре, которая и стала его второй супругой. Ихняя общая дочь Соноко родилась в июне 1941 года.
В 1944 году родился второй ребенок, сын Масаки. А третий ребенок, дочь Сатоко появилась на свет в мае 1947 года. Сатоко в дальнейшем сама стала писательницей, известной под творческим псевдонимом Юко Цусима. Во время бомбардировки американскими ВВС японской столицы, его дом дважды попал под атаку, но семья чудом уцелела.
В 1947 году Дадзай также стал отцом внебрачной дочери Харуко, которую родила поклонница его творчества Шизуко Ота.
Затем он познакомился с косметологом по профессии Томи Ямадзаки, которая потеряла мужа через 10 дней брака. Дадзай вскоре ушел от жены и детей и стал проживать с Томи.
Смерть и память
13 июня 1948 года вместе с Томи он совершил самоубийство, бросившись в Тамагаву (водосборник в Токио). 19 июня, в день 39-летия писателя их тела обнаружили. Могила писателя с его прахом находится в Токио, в храме Дзенрин-дзи в Митаке, рядом с могилой его кумира Мори Огая.
Его работы упоминаются во многих мангах и аниме, таких как «Девушка-книга» и «Котаро Азуми», а главные персонажи аниме «Какая красивая луна!» (2017) и «Кен Канеки» из манги «Токийский гуль», цитировали Дадзая. В аниме «Проза бродячих псов» есть герой, названный в честь Дадзая.