Полное имя: | Франческо Петрарка |
Дата рождения: | 20 июля 1304 г. |
Место рождения: | г. Ареццо, Флорентийская республика |
Знак зодиака: | Рак |
Деятельность: | Поэт |
Дата смерти: | 19 июля 1374 г. (69 лет) |
Имя Петрарки известно главным образом благодаря легенде о его любви к некой Лауре и посвященному этому факту поэтическому наследию. Да, сонеты к Лауре – замечательные произведения. Но кроме них, Петрарка интересовался философией и историей, а один из фактов его биографии считается началом эпохи Возрождения. И к Лауре этот факт отношения не имеет.
Сын опального юриста
По происхождению Петрарка – флорентиец. Но родился он в городе Ареццо, что в 80 км от Флоренции. Его семья была вынуждена бежать туда из-за политической позиции отца. Одновременно (и по той же причине) флорентийским изгнанником стал Данте, так что компания у семьи выходила почтенная.
Датой рождения Франческо считают 20 июля 1304 года. Имени его матери история не сохранила, а отец звался Пьетро ди сер Паренцо, и был он юристом. Почтенный муж имел и прозвание – Петракка, и считается, что именно оно послужило основой для прозвания его сына. В семье был по меньшей мере еще один сын (ибо есть упоминания о брате Франческо).
Семейство опального юриста несколько лет переезжало из одного небольшого тосканского городка в другой, но, в конце концов, обосновалось в Авиньоне. Связано это с тем, что тогда уже началось (с 1309 года) так называемое «авиньонское пленение» римских пап, и жить в Авиньоне означало жить при папском дворе.
Похоже, что в семье не было ладу. Иначе не понять, почему мать недолго оставалась в Авиньоне и вскоре уехала в Карпантра (недалеко, но не одно и то же). Однако Франческо находился под влиянием отца до самой его смерти в 1326 году.
Однако профессия юриста Франческо не нравилась. И после смерти отца он сразу забросил занятия правом, предпочтя этому литературу и философию.
Священник как «отец» поэзии
Франческо не получил от отца богатого наследства – собственно, только редкий томик Вергилия. И он сделал то, что делали в то время многие образованные люди, желающие заниматься искусствами или наукой – принял священнический сан. Всю жизнь он оставался убежденным католиком, но вот благочестия в его биографии не так и много.
- Сразу после смерти отца, в 1326 году, он вернулся в Авиньон, принял сан и стал жить при папском дворе. Устроиться ему помог бывший однокурсник Джакомо Колонна, представитель очень влиятельной в церковных кругах семьи.
- Будучи рукоположен, Петрарка занимал различные необременительные церковные должности (точно неизвестно, какие именно). Время же он тратил в основном на занятия литературой и написание философских трактатов на латинском языке.
- В 1327 году произошла встреча Петрарки с Лаурой (предположительно, дамой по имени Лаура де Нов, в замужестве Лаура де Сад). До 1356 года он писал обращенные к ней стихотворения, преимущественно сонеты.
- Первое время Петрарка постоянно жил в Авиньоне, тем более что это давало ему возможность регулярно видеть Лауру (в церкви). В 1336 году он вместе с братом стал официально первым покорителем горы Ванту (1912 м над уровнем моря) недалеко от города Карпантра.
- Очевидно, финансовое положение Петрарки быстро поправилось, ибо в 1337 году он купил дом в общине Воклюз. Это было его основное место жительства до 1353 года, хотя в Авиньон он тоже наезжал регулярно.
- В 1337 году вышла его книга «О знаменитых мужах» – биографические рассказы об известных деятелях римской истории (на латыни). В этот же период он также выступал с речами, вел обширную переписку и публиковал другие произведения (в основном философские), что сделало его известным.
- В 1339 году Петрарка начал работу над латинской поэмой «Африка», где речь шла о Пунических войнах и деяниях Сципиона Африканского. Поэма вызвала такой интерес, что одновременно Неаполь, Париж и Рим пожелали наградить автора лавровым венком.
- В 1341 году Петрарка его получил – в Риме, по своему выбору. Именно этот момент условно считается началом эпохи Возрождения. В ходе этого визита поэт познакомился и подружился с другим выдающимся литератором Возрождения (на тот момент еще будущим) – Джованни Боккаччо.
- Около года (ориентировочно 1341-1342 гг.) Петрарка жил в Парме при дворе ее правителя Аццо ди Корреджо. Затем он снова вернулся домой в Воклюз.
- В 1343 году им был опубликован философский диалог «О презрении к миру».
- В 1344-1345 гг. он совершил большое путешествие по Италии. Он вообще довольно много путешествовал и оставил собрание описаний разных достопримечательностей от Генуи до Палестины.
- В 1346 году (ориентировочно) им была начата работа над трактатами «О монашеском досуге» и «Об уединенной жизни» этико-религиозной направленности. На написание работ ушло несколько лет.
- В 1347 году ему вновь пришлось уехать из Воклюза, а его отношения с семейством Колонна были испорчены. Причиной стала открытая поддержка Петраркой Кола де Риенци, захватившего власть в Риме (во время восстания знати против его правления 20 ноября 1347 года погибло много членов фамилии Колонна). Риенци сам проявлял интерес к работам Петрарки, их объединяло почтение к римской истории и традициям. В этот же период (в 1347 или 1348 году) умерла Лаура, судя по записям самого Петрарки, в его отсутствие.
- Петрарка вернулся домой из Италии в 1351 году, но в 1353-м уехал из Воклюза навсегда. Дело было в том, что новый папа Иннокентий VI был готов обвинить писателя в волшбе из-за его повышенного интереса к Вергилию.
- До 1361 года Петрарка жил в Милане при герцогском дворе. Ему давали разные поручения дипломатического характера, в частности, он ездил в Прагу ко двору императора Священной Римской империи Карла IV Люксембургского.
- В Милане в 1360 году он начал писать трактат «О средствах против превратностей судьбы», законченный лишь в 1366 году.
- Поэт пытался вернуться в Авиньон, имел также намерение переехать в Прагу, но ничего из этого не удалось, и в 1362-1367 гг. он проживал в Венеции у дочери и зятя.
- Несмотря на солидный возраст, он совершал регулярные путешествия по Италии, некоторое время жил в Падуе, а последние дни провел в деревне Аркуа под Венецией. Все это время он не оставлял занятий литературой.
- Умер Петрарка в Аркуа 19 июля 1374 года, не дожив до 70-летия одного дня. По тем временам это была весьма долгая жизнь. В момент смерти он был занят написанием биографии Цезаря.
Лаура и некоторые другие
Петрарку прославили в первую очередь стихотворения, адресованные даме его сердца по имени Лаура (всего их 366, их условно объединяют в сборник под названием «Книга песен»). Но даже само существование этой дамы не доказано на 100%. Кроме того, будучи священником, Петрарка был обречен иметь проблемы в личной жизни, так как сан требовал от него целибата (безбрачия).
Но отношения с Лаурой оставались платоническими не поэтому. Главной кандидаткой на эту роль признана Лаура де Нов (1308-1348), в 1325 году вышедшая замуж за графа Гуго де Сада. То есть на момент встречи с Петраркой дама уже была замужем.
Лаура де Сад была почтенной матерью семейства, родила 11 детей (ее дальним потомком является скандально известный маркиз де Сад). Притом она интересовалась литературой и вообще была женщиной культурной. Однако она вряд ли вообще знала о привязанности к себе Петрарки и уж точно не имела с ним никаких отношений.
Тем не менее, ни платоническая любовь к Лауре, ни положенный по сану целибат не мешали Петрарке иметь романтические связи. В этот период уже распространилось популярное в период Возрождения понимание целибата как запрета исключительно на официальный брак с его правами и обязанностями. Тогда получалось, что без официальной процедуры можно все, и множество священников даже не пытались скрывать наличие любовниц и внебрачных детей.
У истоков Возрождения
Известно, что Петрарка серьезно относился к своим философским и историческим произведениям, которые писал на латыни. Однако наибольшую известность ему принесли сонеты к Лауре, написанные на итальянском, хотя писал он их «для души».
Петрарка был действительно выдающимся мыслителем гуманистического направления. Не отказываясь от религиозных доктрин, он стремился помирить их с гуманизмом и резко осуждал аморальность, распространенную в то время среди духовенства. Его философские трактаты, письма, памфлеты и другие произведения философско-публицистического жанра сыграли большую роль в формировании мировоззрения Возрождения.
Итальянская поэзия Петрарки стала одним из «краеугольных камней» национальной итальянской литературы и вообще основой для дальнейшего развития поэтической традиции нового времени. Кроме стихов к Лауре, он оставил еще итальянскую поэму философского жанра «Триумфы».
Ритмика стихов Петрарки делала их удобными для переложения на музыку, что и было сделано уже в XIV веке. Таким образом, Петрарка поспособствовал появлению в «высокой» музыке светского песенного жанра, причем в определенных формах (мадригал, канцона, сонет…).
Философ, поэт, историк, дипломат, политик – Петрарка по масштабам своих дарований вполне соответствует «титанам Возрождения». И потому вполне справедливо считать его одним из первых представителей этой эпохи.