Полное имя: | Чандра Мохан Джеин |
Дата рождения: | 11 декабря 1931 г. |
Место рождения: | д. Кучвада, шт. Мадхья-Прадеш, Индия |
Знак зодиака: | Стрелец |
Деятельность: | Духовный и религиозный лидер, мистик |
Дата смерти: | 19 января 1990 г. (58 лет) |
- Детство и юность
- Жизненный путь
- 1957–1966 гг. Преподаватель университета и общественный деятель
- 1969–1974 гг. Мумбай
- 1974–1981 гг. Пуна
- 1982–1984 гг. Раджнишпурам
- 1984–1985 гг. Конец Раджнишпурама в Орегоне
- 1985–1986 гг. Кругосветное путешествие
- 1987–1989 гг. Международная община Ошо
- 1990 г. Смерть Ошо
- Личная жизнь
- След Ошо
Детство и юность
В семье мелкого торговца в деревне Кучвада 11 декабря 1931 года появился первый ребенок. Это был мальчик. Имя, которое ему дали родители – Чандра Мохан Джеин. Его отец, Бабулал, занимался торговлей тканями и фурнитурой, мать – Сарасвати Джейн, была домохозяйкой. Кроме работы по дому она присматривала за младшими братьями и сестрами мужа.
После первенца один за другим родились еще 10 детей. Маленького Чандру отдали на воспитание родителям матери. Первые семь лет жизни, он прожил в деревне родителей мамы. Для него это были самые замечательные годы. Его окружили любовью и заботой, называли его Раджой и ничего не требовали в ответ. Это позволило мальчику иметь собственное мнение, которое он мог свободно высказать взрослым. Кроме любви и тепла, он получил свободу от начального образования. Бабушка хотела, чтобы внук постигал мир самостоятельно и не основывал свои знания на тех, которые дают учебники.
Знакомство со смертью
Безоблачное детство закончилось, когда мальчику исполнилось семь лет. В 1938 году умер его дедушка. Он был для мальчика не просто родственником, а настоящим другом и наставником. Его уход из жизни поверг мальчика в депрессию. Он часто впадал в меланхоличное состояние, мог часами сидеть в комнате и смотреть в одну точку, ни с кем не общаясь.
После смерти мужа, бабушка Чандры переехала в город, где жила семья внука. Мальчик вернулся в семью, но при этом каждый день ночевал в доме бабушки.
Средняя школа
В 1939 году Ошо стал посещать среднюю школу в городе. Но обучаться там ему не нравилось. Его свободолюбивой натуре были противны дисциплина и требования преподавателей. Он считал неприемлемым и телесные наказания своих сверстников. Таким методом обучения особенно выделялся один из его учителей. Когда тот решил применить физическое воздействие на нерадивого ученика, Ошо смог себя защитить. Он пригрозил преподавателю тем, что обойдет все необходимые инстанции и добьется его отстранения от работы. Свое слово мальчик сдержал. Преподавателя выгнали из школы.
Жизненный путь
- 1946 г. Ошо против воли отца поступил на факультет философии в колледж Хиткарин в городе Джабалпур. Через полгода обучения он вступил в конфликт с одним из преподавателей. Свободная натура Ошо подвергалась унижению со стороны этого учителя. Из-за конфликта Ошо был вынужден перевестись в колледж имени Д. Н. Джайн.
- 21 марта 1953 г. Практикуя глубокую медитацию он достиг просветления. Как потом рассказывает он сам – это было озарение истинным ценностям.
- 1955 г. Ошо закончил колледж в степени бакалавра. Во время обучения он победил во Всеиндийских философских дискуссиях. Стал обладателем золотой медали. По окончании колледжа он поступил на факультет философии в Суагарский Университет.
- 1956 г. Закончил обучение в Университете с отличными оценками. Получил степень магистра гуманитарных наук.
1957–1966 гг. Преподаватель университета и общественный деятель
- 1957 г. Получил приглашение на работу в Санскритский колледж в г. Джайпура. Его лекции пользовались большим успехом. Многие студенты сбегали с других предметов, чтобы попасть к нему на лекции.
- 1958 г. Получил работу преподавателем в Университете г. Джабалпура. Среди своих коллег он пользовался огромным уважением. Все отмечали его мудрость и смелость в принятии решений. В этой должности он проработал до 1966 г.
- 1960 г. Ошо стал профессором гуманитарных наук. Начиная с этого времени со своими лекциями, он объехал всю Индию. Его встречи с аудиторией носили антирелигиозный характер. Ошо яростно пропагандировал атеизм, бросал смелые вызовы религиозным лидерам и высмеивал Махатму Ганди. Он был уверен в необходимости установления коммунистического строя, который, по его мнению, освободил бы страну от пут бедности и нищеты.
- 1962 г. Организовал первый лагерь для медитаций. В нем Ошо преподавал практики и читал лекции. Число его последователей росло. Это стало причиной создания Центров медитации по всей Индии. С этого времени он стал называть себя Раджниша. К числу его последователей принадлежала дочь известного политика Морарджи Десаи.
- 1966 г. Он прекратил работать в Университете. Его ортодоксальные взгляды на религию стали считать неуместными и опасными для молодого поколения. Ошо оставил работу без сожалений. Он полностью посвятил себя повышению человеческого сознания. Четыре раза в год в каждом из своих медитационных центров он проводил сборы своих последователей, чтобы передать им новые знания.
1969–1974 гг. Мумбай
- 1969 г. Появились первые переводы его лекций на английский язык. В этом же году его пригласили выступить на Второй Всемирной индуистской конференции. Во время своего выступления он подверг сильной критике последователей известных религий. С этого времени он стал называть себя Ачарья, больше уделял внимание любви и сексуальным отношениям, пропагандировал свободные связи и отказ от подавления естественных природных сексуальных желаний.
- 1970 г. 14 апреля он представил новую медитационную технику, которую разработал самостоятельно – Динамическую медитацию. Презентация состоялась в Мумбаи. Для того, чтобы иметь возможность принимать учеников и посетителей, он снял жилье. В этом же году он организовал школу нео-саньясинов. Специальной формой для посещения занятий стало свободное платье оранжевого цвета, обязательное ношение медальона с фотографией Ачарьи и бус, состоящих из 108 бусинок. Его обучение не строилось на отказе от мирского образа жизни. Оно позволяло ученикам познать возможности своего сознания, расширить их путем медитаций. Для того, чтобы сконцентрировать свою силу на воспитании учеников в созданной школе, Ошо отказался от лекций в других городах Индии.
- 1974 г. Он стал именовать себя Бхагван, что в переводе означало «Блаженный». Его учением заинтересовались в Европе. Известные европейские психотерапевты совместно с Ошо разработали целую систему развития сознания, которая включила в себя практики медитаций, основанные на мудрости Востока и технологии Запада.
1974–1981 гг. Пуна
- 1974 г. Он переезжает в г. Пуна. Причиной послужило массовое заболевание населения Мумбаи. Сам учитель не хотел заразиться неизвестно болезнью, которая передавалась по воздуху. Он продолжал обучать учеников. Его уроки проходили на двух языках хинди и английском. Лекции, которые он проводил, предлагали взглянуть по-другому на большинство религий, йогу, даосизм. Ежедневные занятия занимали более двух часов.
- 1975 г. Его учения получили признание. Они были собраны в 600 томов и переведены на 50 языков. В этом году был создан дневник даршанов, в котором были собраны все 64 даршана Ошо. Две трети из них были опубликованы.
- 1976 г. Начало строительства ашрама. Это учреждение должно было соединить талантливых ремесленников, ученых и тех, кто желал обучаться практикам медитаций.
- 1978 г. На территории ашрама появилась собственная пекарня, мастерские по пошиву одежды, центр создания посуды из керамики, косметические лавки, цех для изготовления сыра и медицинский центр, где могли практиковать врачи. Известность Ошо и его детища росла благодаря тому, что он никогда не запрещал делать видеозаписи своих уроков и частных бесед. Это позволило распространить сведения о нем далеко за пределами Индии. Ашрам посетили более 30 000 человек с разных государств мира.
- 1980 г. Международный ашрам Ошо стал лучшим центром терапии и духовного роста во всем мире. Туда приезжали психотерапевты, которые практиковали на техниках восточной медитации, совмещая их со своими знаниями. Государственным властям Индии не понравилась возросшая популярность Ошо. Его стали преследовать, угрожать расправой и требовать остановить свою деятельность.
- 1981 г. В штате Орегон в США ученики и последователи Ошо приобрели 64 000 акров земли. Они пригласили своего учителя посетить их. Ошо согласился на поездку в США. Его здоровье было подорвано экологической обстановкой в Пуне, развилась астма, кроме этого он получил смещение позвоночных дисков и ему требовалось хирургическая операция. В марте он провел последнюю беседу со своими последователями и объявил о трёхлетнем периоде молчания, который назначил себе добровольно.
1982–1984 гг. Раджнишпурам
- 1982 г. Пустынная земля Орегона превратилась в успешную сельскохозяйственную общину. На приобретенной учениками земле было основано город Раджнишпурам. Он приютил в своих стенах более 5000 жителей. Ежегодно его посещали более 15 000 туристов. Ошо продолжал свои лекции, привлекая все больше последователей и учеников.
- 1984 г. В октябре этого года он заканчивает свой период молчания. Из-за принятого обета число его учеников заметно уменьшилось. Но, как говорил сам учитель, те, кто остался, верны мне духовно. Он возобновил публичные выступления перед тысячами желающих обучаться у него. В это же время против него было возбуждено уголовное дело, из-за обнаруженных оружия и наркотиков на территории города.
1984–1985 г. Конец Раджнишпурама в Орегоне
14 сентября 1984 г. личный помощник Ошо – Ма Ананд Шила тайно покинул пределы города. Для расследования преступлений помощника и некоторых членов управления, Ошо пригласил службу полиции. Однако, это послужило лишь помощью в уничтожении властями Раджнишпурама. Не предъявив ордер на арест, власти задержали Ошо и других его последователей в Северной Каролине 28 октября.
Самого учителя обвинили в 30 преступлениях. Его не выпускали под залог, даже тогда, когда были освобождены все его последователи. Опасаясь за жизнь Ошо, его адвокаты пошли на сговор с властями. Учитель был объявлен невиновным, но признавал наличие доказательств для его осуждения. Через 12 дней ему присудили штраф 400 000 долларов США и депортировали из страны.
1985–1986 гг. Кругосветное путешествие
В 1985 г. Ошо принял решение совершить кругосветное путешествие, чтобы поддержать своих учеников по всему миру. В январе 1985 г. он отправился в Катманду, где проводил лекции два раза в день на протяжении двух месяцев. В марте он отправляется в Грецию. Для посещения страны он получил визу на 30 дней, но через 18 дней пребывания, его арестовали и депортировали из страны.
До конца месяца он пытается получить разрешение на посещение еще 17 стран. Но разрешения не получил. 19 марта он вылетает в Уругвай, а уже через три месяца ему приказали уехать из страны и закрыли въезд. За два года 21 государство запретило ему посещать свою территорию. 29 июля 1986 года он возвратился на родину.
1987–1989 гг. Международная община Ошо
- 1987 г. Через полгода после неудачного путешествия он вновь переехал в ашрам в Пуне. Принятые политические гонения на него и его сподвижников, не оказали должного влияния на религиозного лидера. Он продолжал проводить беседы и практики со своими учениками в Индии.
- 1988 г. Впервые после 14 лет он начинает проводить массовые медитации. На одном из своих выступлений он представил новую медитативную практику – «Мистическая роза».
- 1989 г. Учитель снова меняет свое имя. Он желает, чтобы его называли Раджниш. Но его ученики просили, чтобы он позволил называть себя Ошо. В переводе с европейских языков оно означало «Растворенный в океане», а в версиях переводов с восточных языков означало «благословленный небесами». С этим именем учитель не расстался до самой смерти. Его здоровье улучшилось, он стал появляться на фестивалях, устраиваемых в ашране, посещал Будда-холл. Его ашрам получает название Международная община Ошо.
1990 г. Смерть Ошо
В январе 1990 г. его самочувствие вновь ухудшилось. Он сильно ослаб и не мог самостоятельно передвигаться. Врачи, которые находились рядом стали готовиться к реанимации, в случае отказа сердца. Но учитель их остановил. Он попросил их дать ему спокойно уйти.
18 января в пять вечера Ошо умер. Через два дня его кремировали, а пепел был помещен в самадхи в аудитории Чуанг Цу Международной общины под плитой над которой висела надпись: «Ошо никогда не рождался, никогда не умирал. Только находился на этой планете между 11 декабря 1931 года и 19 января 1990 года».
Личная жизнь
Ошо проповедовал свободные отношения между людьми. Своей собственной семьи учитель не имел. Для него семьей были его ученики и последователи. Но среди его учеников была англичанка Вивек. С ней Ошо находился в близких отношениях на протяжении 30 лет. Она всегда была рядом с ним, отказалась от мирской жизни в Америке и полностью растворилась в учителе. Сам Ошо рассказывал о том, что его связь с этой женщиной была и в прошлой жизни. Там он дал ей обещание не жениться до тех пор, пока не встретит ее.
Их встреча произошла, когда ему было уже 43, а ей только 21 год. Их связь критиковали практически все издания в мире, его обвиняли в сексуальном рабстве. Но она не обращала внимания на все это. Ее миром был только он. Умерла Вивек на руках у Ошо. Перед этим он вновь дал ей обещание не жениться до тех пор, пока ее не встретит.
След Ошо
Сегодня многие спорят о его учении, образе жизни, смешивая ее с грязными историями разврата и мошенничества. Истинную историю Ошо не знает никто, кроме тех, кто был его учеником, последователем, помощником и т.д., т.е. тех, кто был рядом с ним на протяжении различных этапов его жизни. Это был уникальный человек, который смог создать собственное учение. В 50 странах мира сегодня существуют 300 центров медитации Ошо. Полное собрание его сочинений хранится в библиотеке парламента Индии, состоит из 600 томов, переведено на 55 языков и издается тиражом 3 миллиона экземпляров ежегодно.
Возможно, нам еще только предстоит понять и принять то, о чем он учил других. Но на родине, его считают просветленным учителем, который оставил свой след не только в истории этой страны, но и в ее развитии.