Полное имя: | Эрик Хомбургер Эриксон |
Дата рождения: | 15 июня 1902 г. |
Место рождения: | Франкфурт-на-Майне, Германия |
Знак зодиака: | Близнецы |
Деятельность: | Ученый, психолог, психоаналитик |
Дата смерти: | 12 мая 1994 г. (91 год) |
Эрик Эриксон (1902-1994) – психоаналитик, разработавший теорию стадий психосоциального развития. Ввел в научный обиход термин «кризис идентичности».
Детство и юность
Происхождение Эрика весьма запутано и своеобразно. Он родился 15 июня 1902 года в Германии у Карлы Абрахамсен в результате случайной связи. О его отце ничего неизвестно (предположения, что он — датчанин), мать – еврейка. Она была замужем за Саломонсеном, чью фамилию и присвоили новорожденному. Карла выучилась на медсестру, развелась, уехала в Карлсруэ и заключила брак с врачом-педиатром Хомбургером. В семь лет Эрику поменяли фамилию, а в девять он был усыновлен отчимом. В семье поддерживали еврейские традиции.
В еврейской школе мальчика дразнили и не принимали в компанию, его внешность отличалась от типичных для его национальности черт. Другие же сверстники, не евреи, не считали его своим за вероисповедание. Юношу интересовали языки, гуманитарные дисциплины, искусство. Он поступил в художественную школу Мюнхена. Эрик не доучился и отправился в путешествие с другом Питером. Вместе с ним он остановился в Вене, где занялся преподаванием живописи детям.
Краткая биография
- В столице Австрии Эрик познакомился с Фрейдами и заинтересовался психологией. Это произошло с ним в 25 лет, когда Эриксон с подачи Анны послушал лекции ее отца Зигмунда о психоанализе. Он начал изучать детскую психологию, в частности, методику Монтессори. Его особенно волновали вопросы идентичности, связанные с отсутствием у него сведений об отце, неполных данных об этнической и национальной принадлежности.
- В 1930-м году женился на Джоан, принял решение стать христианином. В те же годы, 30-е, официально закрепил за собой фамилию Эриксон. Он взял этот псевдоним, так и не разузнав правды о биологическом отце, что гложило его, и Эрик словно обозначил, тем самым, что он сам себе отец.
- В 1933-м г. к власти в Германии пришел Адольф Гитлер. Эриксоны почувствовали угрозу и попытались эмигрировать в Данию. С гражданством дела уладить не удалось, и семейство выбрало для переезда США. Там Эрик, набравшись достаточно знаний и опыта (отучившись в психоаналитическом институте), стал практиковать как первый детский психоаналитик.
- В 1936-м году Эрик исследовал взаимосвязи антропологии и психологии, преподавая и развиваясь как научный специалист в Йельском университете. Он знакомится с выдающимися учеными Мид, Левином, Бенедикт, что укрепляет его желание прогрессировать и продолжать исследования.
- Через два года ученый отправился изучать особенности поведения детей, их развития в племенах в Южной Дакоте, Калифорнии. Это был уникальный и ценный опыт изучения чужих культур и традиций, сравнение с американской, что позволило ему прийти к прорывным идеям в психологии.
- По результатам длительных исследований он выпустил труд «Детство и общество» в 1950 году. В нем психолог описал, как социум влияет на ребенка, развитие его личности и влияние на детскую психику. Появились понятия жизненного цикла, психобиографии.
- Эрик продолжил научные измышления. В 1951-1960 годы он преподавал в Центре Остина Риггса, был приглашенным профессором в университете в Питтсбурге. Занимался с эмоционально нестабильными подопечными, а также с людьми, вернувшимися с войны. Молодые военные, привыкшие убивать ради высших целей и наблюдать смерть, не могут встроиться обратно в систему ценностей мирного сообщества. Психолог определил, что их проявляющаяся отчужденность от социума обусловлена не тем, что от них сознательно отказываются другие, а трудностями самого бывшего военного принять новые правила жизнедеятельности. Итоги работы с ними Эриксон зафиксировал в книге «Молодой Лютер», вышедшей в 1958-м. В ней он описывает концепцию «моратория» — свойственного молодежи состояния бездействия, ухода в себя, размышлений перед вступлением в период зрелости (на основе проанализированного чужого и собственного опыта). В той же книге Эрик пишет о кризисе идентичности и способе его преодоления на конкретных примерах своих пациентов (в том числе военнослужащих).
- В 1950-м г. Эриксона заподозрили в связях с коммунистами, поддержке их идей, сочувствии к ним. От него потребовали полной лояльности действующей власти и партии в США. Ученый отказался клясться в этом и оставил университет Беркли, где на тот момент работал.
- В 1954-м вышла работа психоаналитика «Образцы сновидений в психоанализе», где автор предлагает собственную интерпретацию сна об инъекции Ирмы. Этот пример анализировал ранее З. Фрейд (это было его сновидение).
- В 60-е и до 70-го гг. Эрик преподавал в Гарварде. Он не переставал вести практику в клинических больницах.
- В 1968 году вышел значимый труд Эриксона «Идентичность: юность и кризис», где в полной мере раскрывается упомянутый термин, причины возникновения кризиса, говорится о важности социализации.
- В 1970-м удостоен Пулитцеровской премии за художественную книгу «Истина Ганди».
- Эриксон работал над теорией личности в течение 20 лет, публикуя таблицу периодизации развития в 1959, 1963 и 1968-м годах. Он предложил 8 стадий развития личности, опираясь на теорию Фрейда. Вместо генитальной фазы рассматривал понятие юности и присовокупил три стадии для описания более зрелых пожилых лет. Разработал и теорию адаптации, соответствующей каждому возрасту на определенном этапе.
- После 1970-го Эрик активно не преподавал, впрочем, продолжая трудиться как ученый. Они с женой поселились в Сан-Франциско и совместно проводили дальнейшие наблюдения. Главной темой его работ и задач было описание последней стадии жизни человека – старости.
- Эрик умер 12 мая 1994 года. Ему был 91 год. Похоронен в Хариуче Массачусетсе.
Личная жизнь
Эрик сочетался браком с творческой женщиной Джоан Моват Серсон в 1930 году. Она была танцовщицей и художницей из Канады. Примечательно, что супруга мечтала заниматься психологией, но в результате оставила эту стезю мужу, а он так и не состоялся как художник, словно «уступив» эту дорожку любимой. Через три года пара переехала в США, куда также эмигрировали его сестры. Джоан родила Эрику дочку и двух сыновей. С женой Эрик прожил всю жизнь рука об руку.
Кай Т. Эриксон – старший ребенок, стал социологом. Дочка Сью занялась психотерапией. Второго сына звали Джоном.
Вклад и значимость
Эриксон стал основоположником нового направления в психоанализе – неофрейдизма, благодаря своей концепции об идентичности. Он дополнил и развил описанные Фрейдом фазы жизненного цикла личности, добавив к пяти еще три стадии.
Оказал значительное влияние на проблемы, связанные со взаимодействием человека с обществом. Доказал, что среда во многом определяет сформированное в будущем самосознание ребенка, степень его адаптации в социуме влияет на самооценку, самоопределение подрастающего человека. Эрик создал психологию эго, предложил прогрессивную теорию личности, внес вклад в психологию религии, детскую психологию.
Его труды до сих пор цитируются, применяются на практике психологами, психоаналитиками, зачитываются любителями психологии.