ФИО: | Туполев Андрей Николаевич |
Дата рождения: | 29 октября (10 ноября) 1888 г. |
Место рождения: | с. Пустомазово, Тверская область |
Знак зодиака: | Скорпион |
Деятельность: | Ученый, инженер, авиаконструктор |
Дата смерти: | 23 декабря 1972 г. (84 года) |
Ранние годы
Осенью 1888 года, в Пустомазово, маленьком селе Тверской области родился Андрей Туполев.
Матерью Андрея была дворянка из семьи судебного следователя в городе Торжке, Анна Васильевна Лисицина. Училась она в Твери, в Мариинской женской гимназии. Отцом мальчика, был Николай Иванович – казак, родом из Сургута. Ещё во время учёбы на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета он стал проявлять сочувствие к народникам. После убийства 13 марта 1881 года императора Александра II семья Туполевых была выслана. Николаю Ивановичу было запрещено жить в столицах и губернских городах. Отец Андрея окончил университет экстерном.
На сбережения Анны Васильевны Туполевы купили небольшое имение Пустомазово. В семье было семеро детей. Андрюша – шестой ребенок, у него было два старших брата, три сестры и младший брат.
Отец Андрюши, был вынужден приобщать к труду детей. Будущий авиаконструктор ходил за плугом и столярничал с малых лет. Этими навыками Андрей Туполев пользовался всю жизнь.
Университеты
Начальное образование будущий конструктор получил дома. Затем обучался в Тверской гимназии.
1908 – год поступления в высшее Императорское техническое училище Москвы (МВТУ) на механическое отделение. Став членом воздухоплавательного кружка в 1909 году Андрей увлёкся постройкой планеров и полётами на них.
Андрей Николаевич, как когда-то его отец, увлекшись прогрессивными идеями, вступил в ряды эсеров. Обвинение в распространении запрещенной литературы повлекло за собой арест. Освободившись из-под стражи, принудительно выслан в родное село.
Жизнь и карьера
- 1916 – 1918 годы. Туполев участвует в работе авиационного расчётного бюро. Со своим учителем, Н.Е. Жуковским, стоит у истоков создания и становится одним из руководителей ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института). Туполеву и Жуковскому пришлось применить весь свой дар убеждения прежде чем удалось доказать руководству молодой советской страны насколько важно развивать авиационную промышленность. Исследования и расчёты учёных подтвердили целесообразность использования для строительства самолётов легкого и прочного кольчугалюминия. Это сплав алюминия с медью, магнием, марганцем и никелем.
- 1925 год. Создан двухмоторный цельнометаллический бомбардировщик ТБ-1.
- 1932 год. Туполевым и Сухим сконструирован знаменитый АНТ-25. Конструкторская особенность самолета – крыло большой площади, высокие аэродинамические качества, использование одного мотора.
- 1934 год. Построен АНТ-20 – многомоторный самолёт «Максим Горький».
- Август 1935 года. Перелёт из Москвы до Сан-Франциско на новейшем АНТ-25 группой лётчиков под руководством С. Леваневского прерван из-за проблем с моторным маслом. Начались разговоры о ненадёжности конструкции.
- Июнь 1936 года. Сталин предложил лётчикам Чкалову, Байдукову и Белякову совершить перелёт вдоль северных границ России на Камчатку.
- Июль 1936 года. Экспедиция по маршруту Москва — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Петропавловск-Камчатский — остров Удд успешно осуществлена. Беспосадочный перелёт продолжался более 56 часов, его протяжённость 9374 километра.
- 1936 год. Поездка в США. А.Туполев руководит делегацией, которая должна закупить лицензию и оборудование для авиационной промышленности.
- Июнь 1937 года. На АНТ-25 состоялся перелёт экипажа под руководством Чкалова по маршруту из Москвы через Северный Полюс в США. За 63 часа 16 минут самолёт преодолел 9310 км и приземлился на границе с Канадой в Ванкувере.
- Июль 1937 года. Экипаж Громова на втором самолёте АНТ-25 установил рекорд дальности – 10148 км. Взлетев в Москве с аэродрома Щёлково, пролетев над Северным полюсом, лётчики приземлились на границе с Мексикой в Сан-Джастино. Трансполярные перелёты стали триумфом советской авиационной промышленности и отечественных инженеров-конструкторов.
- 1937 год. Арест за шпионаж и вредительство, приговор – 15 лет лагерей. Перевод Туполева из Бутырской тюрьмы в НИИ тюремного типа – «шарашку». В таких учреждениях «вредителей» использовали для проведения исследований в военной промышленности. А.Н.Туполев стал руководить коллективом инженеров, работающим над созданием двухмоторного бомбардировщика.
- Весна 1939 года. В «Туполевской шарашке» создан Ту-2 – пикирующий бомбардировщик. Серийный выпуск таких самолётов составил 2649. В боях с фашистами участвовало 750 самолётов. Конструкторское бюро (КБ) Туполева – ведущее в стране учреждение по разработке современных авиационных машин.
- Май 1947 года. Совершил первый полет новый тяжелый бомбардировщикТу-4.
- Апрель 1955 года. А.Н.Туполев продолжает конструкторскую работу после реабилитации.
- 1957 год. Закончилась разработка самолёта Ту-114 для пассажирских перевозок.
- 1968 год. КБ Туполева «выпускает» Ту-144. Это первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолёт.
- 23 декабря 1972 года. Скончался в Москве. На Новодевичьем кладбище находится могила авиаконструктора.
Наследие
Трудно переоценить вклад А.Н.Туполева в авиастроение. Самолёты-разведчики, истребители, бомбардировщики, транспортные, пассажирские, морские самолёты «вылетели» из стен КБ Туполева. 100 типов авиационных судов спроектировано, из них 70 запущено в серийное производство.
Андрей Николаевич Туполев – не просто один из крупнейших учёных, доктор технических наук. Это выдающийся авиаконструктор, генерал-полковник инженерной службы.
Личная жизнь
Андрей Туполев в молодости работал в госпитале медбратом. Шла Первая мировая война. Именно здесь юноша познакомился с будущей супругой Юлией.
Жена А.Н.Туполева Желтякова Юлия Николаевна (1894 – 1962) всю жизнь была верной спутницей мужа. Помимо воспитания детей, она интересовалась его работой, помогала с переводами, сопровождала в заграничных командировках. В 1937 году она, как и её супруг, была репрессирована.
Сын – Алексей Андреевич (1925 – 2001) связал свою жизнь с авиастроением, трудился в конструкторском бюро отца и стал известным авиаконструктором. Он также занимался преподавательской деятельностью – был руководителем кафедры аэродинамики МАИ (Московского авиационного института).
Центром маркетинговых исследований ОАО «Туполев» продолжает руководить внук конструктора. Заслуженным врачом РФ стала дочь Туполева – Юлия Андреевна (1920 – 2011).
Сад, охота – увлечения Андрея Николаевича. Конструкторская жилка проявлялась в том, что Туполев любил мастерить деревянные игрушки, которыми с удовольствием играли его дети и внуки.
Признание
- В 1979 году на экраны вышел фильм «Поэма о крыльях» Даниила Храбровицкого, посвящённый конструкторам А.Н.Туполеву и И.И.Сикорскому.
- Казанский национальный исследовательский технический университет, ранее Казанский авиационный институт, назван именем Туполева.
- Аэропорт Москвы «Внуково» с 2018 года носит имя Андрея Николаевича Туполева.
- В Праге и Амстердаме, Москве и Санкт-Петербурге, Киеве и Улан-Удэ есть улицы, названные в честь конструктора.