ФИО: | Сикорский Игорь Иванович |
Дата рождения: | 25 мая (6 июня) 1889 г. |
Место рождения: | Киев, Украина |
Знак зодиака: | Близнецы |
Деятельность: | Авиаконструктор, изобретатель, ученый, философ |
Дата смерти: | 26 октября 1972 г. (83 года) |
Детство и юность
Игорь Сикорский родился 25 мая 1889 года в Киеве в семье психиатра, профессора университета Ивана Алексеевича Сикорского. Был младшим из пятерых детей. Мама Мария Стефановна имела медицинское образование, но профессиональной деятельностью не занималась, посвятив жизнь воспитанию детей.
Мальчик отличался любознательностью, рассказы мамы об изобретениях Леонардо да Винчи, вероятно, заронили интерес к полетам в раннем детстве. В 12 лет создал свою первую модель вертолета, которая поднималась в воздух.
В 1903 году, вдохновленный примером старшего брата, поступил в Морское училище в Петербурге. Однако через три года твердо решил стать инженером и в 1907 году поступил в Киевский Политехнический институт. В 1908 году начал заниматься в воздухоплавательном кружке Николая Делоне, существовавшем при институте.
Даты и события из жизни
- 1909, ноябрь – на воздухоплавательной выставке в Киеве представлен один из двух построенных Сикорским к тому времени вертолетов. Грузоподъемность его составляла всего 147 кг, и взлететь с пилотом он не мог. Поняв, что при существующем уровне техники и отсутствию опыта успех в создании вертолета пока невозможен, Игорь перешел к конструированию аэропланов.
- 1910 – сконструировал аэросани и испытал их. В этом же году впервые поднял в воздух свой самолет С-2. Тогда он пролетел 200 метров на высоте одного-полутора метров.
- 1911 – получил диплом летчика. В этом же году Сикорскому удалось на модели самолета С-5 подняться на высоту 450 м и пробыть в воздухе больше часа.
- 1912 – приглашен на должность главного конструктора Русско-Балтийского вагонного завода в Петербурге, осуществлявшего производство аэропланов.
- 1913, май – под руководством Сикорского создан самолет «Русский витязь», размеры которого вдвое превышали размеры существовавших аэропланов. Это был первый в мире многомоторный самолет.
- 1913, ноябрь – завершена постройка четырехмоторного самолета «Илья Муромец». Это усовершенствованный вариант «Витязя», который обладал вдвое большей грузоподъемностью. Из-за начала военных действий самолет, создававшийся как пассажирский, переделали в бомбардировщик. За его создание Игорь Иванович был удостоен ордена Святого Владимира IV степени.
- К 1917 году Сикорским создано 25 базовых моделей самолетов, два вертолета, аэросани и авиадвигатель. Создание самолетов-гигантов сделало его национальным героем России и принесло мировую славу. Революционные события 1917 перевернули жизнь авиаконструктора. Из-за митингов и забастовок производство остановилось, а после победы большевиков и начала красного террора возникла угроза жизни.
- 1918, февраль – эмигрировал из России. Принял предложение французского правительства о строительстве пяти бомбардировщиков – французского варианта «Ильи Муромца». Однако заказ был отозван после заключения мира в ноябре 1918.
- 1919, март – переехал в США, обосновался в Нью-Йорке. Трудовую деятельность начал с преподавания в школе русских эмигрантов и чтения лекций.
- 1923, март – зарегистрировал фирму «Сикорски аэро инжиниринг» и возглавил ее. Пайщиками предприятия, первоначально представлявшего собой небольшую мастерскую на территории бывшего птицеводческого хозяйства на Лонг-Айленде, стали, в основном, русские эмигранты. Помощь становлению компании оказал русский композитор Сергей Рахманинов, прислав чек на значительную сумму.
- 1924 – построен двухдвигательный биплан S-29, первый самолет Сикорского в США. В то время это был один из самых крупных самолетов, рассчитанный на 18 пассажиров.
- 1927, весна – построен самолет S-37. Первоначально создававшийся как трансатлантический, он был преобразован в пассажирский авиалайнер и стал первым самолетом перелетавшим через Анды по маршруту Сантьяго – Буэнос-Айрес. Второй экземпляр модели был разработан как бомбардировщик для ВВС.
- 1928 – началось серийное производство самолета-амфибии S-38. Оно имело значительный финансовый успех: самолет покупали ВВС и ВМС США, армейская авиация, нефтяные компании, частные лица. Он стал самым массовым серийным самолетом Сикорского, всего было построено более 100 машин. Пресса назвала амфибию «переворотом в авиации».
- 1929 – компания Sikorsky Manufacturing перебазировалась в Стратфорд в штате Коннектикут, где был построен новый завод. В том же году стала частью Объединенной строительной и транспортной корпорации. Фирма Сикорского была прибежищем для русских эмигрантов, которые находили там работу и получали специальность, становились руководителями служб, конструкторами, организаторами производства. В Стратфорде со временем выросла значительная русская колония.
- 1934 – создан самолет S-42 Clipper. Это тяжелый грузовой гидроплан – самолет, способный садиться на воду. Такие четырехмоторные гиганты покупала целыми сериями «Пан Америкэн» для трансконтинентальных перелетов.
- 1939 – вернулся к конструированию вертолетов одновинтовой схемы. 14 сентября 1939 вертолет Сикорского совершил свой первый полет. Это был усовершенствованный вариант его первого вертолета, созданного в России тридцать лет назад. За годы Второй мировой войны компанией Сикорского было построено 420 вертолетов, США стала первой страной, имевшей вертолетную промышленность.
- 1942 – был спроектирован первый в мире серийный вертолет R-4.
- 1943 – создана компания «Sikorsky Aircraft», ставшая в последующие годы лидером вертолетостроения в США.
- 1946, февраль – впервые взлетел четырехместный гражданский вертолет S-51. В 1947 году на базе этой модели в Лос-Анджелесе была организована первая в мире почтовая вертолетная служба. Этот легкий вертолет был незаменим в операциях по спасению людей. Всего было построено 279 вертолетов этой модели, в том числе по лицензии в Великобритании.
- 1952 – впервые в мире совершен трансатлантический перелет на вертолете S-55. Впоследствии эта модель стала самым массовым вертолетом: S-55 обслуживали международные пассажирские рейсы в Европе, использовались армиями 40 стран мира. С лицензии на этот вертолет началось французское вертолетостроение.
- 1954-1955 – в Бриджпорте построен еще один построен завод компании Сикорского.
- 1957, 20 мая – Игорь Иванович покинул пост главного конструктора собственной фирмы и стал ее пожизненным консультантом. К тому времени в компании трудилось около 11 тысяч сотрудников, она имела задел заказов на несколько лет.
- 1963 – награжден высшей научной наградой Американского общества инженеров-механиков.
- 1972, 26 октября – умер в собственном доме в городке Истон штата Коннектикут.
Личная жизнь
Игорь Иванович был два раза женат. Его первая супруга – Ольга Федоровна Симкович. В 1918 году родилась дочь Татьяна. Когда Сикорский эмигрировал, Ольга Федоровна с дочерью остались в России. В 1923 году в США перебрались сестры Игоря Ивановича, взяв с собой его дочь Таню. Татьяна Игоревна стала социологом, в течение 20-ти лет работала профессором социологии в университете. Умерла в 2008.
В 1924 году в Нью-Йорке Игорь Иванович вступил в брак с Елизаветой Алексеевной Семеновой.
У них родились четверо сыновей: Сергей, Николай, Игорь и Георгий.
Сергей работал в компании отца, занимал должность вице-президента. Николай избрал карьеру музыканта, стал скрипачом. Игорь – юрист, также занимался историей авиации. Георгий стал математиком. Елизавета Алексеевна умерла в 1995.
Заключение
Игорь Иванович Сикорский – выдающийся русский и американский ученый-авиаконструктор, один из основателей российской авиационной промышленности. Он первым начал создавать многомоторные самолеты, что изменило ход истории развития летательных аппаратов с жесткозакрепленным крылом.
Сконструировал вертолет одновинтовой схемы с автоматом перекоса и хвостовым рулевым винтом, ставшей в настоящее время классической. Сикорский является основателем мирового вертолетостроения. Под его руководством были созданы и запущены в серийное производство вертолеты всех существовавших классов.
Игорь Иванович – лауреат огромного количества премий, наград и почетных званий США и других стран.
В продолжение всего периода жизни в США Сикорский много делал для пропаганды русской культуры. Входил в состав правления Толстовского и Пушкинского фондов, Общества русской культуры. Игорь Иванович был глубоко религиозным человеком и способствовал деятельности Русской Православной церкви в США. Он – автор ряда религиозно-философских произведений.