Полное имя: | Рудольф Кристиан Карл Дизель |
Дата рождения: | 18 марта 1858 г. |
Место рождения: | Париж, Франция |
Знак зодиака: | Рыбы |
Деятельность: | Инженер, изобретатель |
Дата смерти: | 29 сентября 1913 г. (55 лет) |
Детство
Рудольф Дизель родился в Париже 18 марта 1858 года. Отец, Теодор Дизель, был переплетчиком по профессии и немецким иммигрантом. После знакомства с дочерью торговцев и будущей женой Элизой Штробель он сумел во французской столице стать владельцем небольшой мастерской.
Рудольф с раннего детства интересовался не семейным бизнесом, а разными механизмами. Любимым местом пребывания для ребенка был Музей искусств и ремесел, куда по его просьбе регулярно водили родители.
Беззаботная жизнь мальчика продолжалась лишь до 12 лет, а с разворачиванием Франко-Прусской войны власти направили волну народного гнева на жителей немецкого происхождения, поток заказов в мастерской Дизелей резко упал, и они уехали в Лондон.
Не в силах обеспечить будущее троих детей, родители отправили Рудольфа в германский город Аугсбург к бездетным родственникам Барбаре и Кристофу Барникелям. Мальчик очаровал тетю и дядю своими способностями, усидчивостью и любознательностью. Он быстро освоил немецкий язык, получил доступ к большой дядиной библиотеке и начал посещать Королевское Земское училище.
Биография инженера
- 1873 – С отличием окончил училище и был принят в Техническую школу.
- 1875 – Как самый одаренный учащийся школы, досрочно поступил в престижную Политехническую школу (ныне – Мюнхенский технический университет). Это было одно из лучших высших учебных заведений в мире. Получаемая стипендия позволяла Рудольфу не только обеспечивать свое существование, но и помогать родителям. При этом студент не только превосходно учился, но и занимался музыкой, а также много читал.
- Лето 1878 – Прошел инженерную практику на машиностроительном заводе братьев Зульцер в Швейцарии. Заболел брюшным тифом и пропустил государственные экзамены.
- 1879 – Сдал экзамен, поразив профессора Карла фон Линде и знаниями, и приобретенным опытом. Завершил учебу с лучшими результатами с момента основания вуза. Карл Линде был прекрасным инженером, работавшим над созданием холодильного оборудования. Его теоретические изыскания продвинулись так далеко, что он создал компанию «Хладогенераторы Линде» и стал в ней заниматься прикладными исследованиями. Он взял Рудольфа на завод АО «Холодильник» в Париже.
- 1881 – Продвинулся до должности директора. Чтобы содержать родителей, по совместительству работал инженером-консультантом на заводе Хирша и в представительстве фирмы Линде для бельгийских колоний и Франции. Но мысли его занимали двигатели, на которые он возлагал надежды по изменению общества. Начавшаяся промышленная революция основывалась на огромных по размерам паровых двигателях с коэффициентом полезного действия, как правило, всего лишь до 10 %. Они сильно увеличивали затраты на производство и были доступны лишь крупным предприятиям, которые вытесняли с рынка малый и средний бизнес. Чтобы выжить, последние остро нуждались в более компактном и дешевом источнике энергии, который можно было бы приспособить под любые виды и масштабы производства.
- 1881-1890 – В компании Линде усовершенствовал изобретенный Учителем механический холодильник, основанный на испарении и конденсировании аммиака в качестве хладагента. Параллельно пытался реализовать возникшую в голове идею сконструировать двигатель, работавший на аммиаке. Механизм должен был превращать расширение аммиака под воздействием температуры в механическую энергию. В качестве топлива использовался порошок из каменного угля, залежами которого славилась Германия. При благосклонности Линде он выполнил много проектов с расчетами таких устройств различных типов. Но все они не давали значительного перевеса перед паровыми машинами. Однажды при сжатии аммиака при соединении с топливом газ взорвался, и изобретателю пришлось несколько месяцев лечиться в госпитале, но проблемы со зрением остались у него на всю жизнь.
- 1890 – Вдохновленный образцом пневматической зажигалки для прикуривания сигар, решил заменить аммиак на воздух. При сжатии в зажигалке воздух нагревался до температуры, необходимой для воспламенения фитиля. Нужно было соединить нагретый при сжатии воздух с топливом. Одержимый идеей сфокусироваться на разработке нового механизма, Рудольф переехал в Берлин, где возглавил отделение компании Линде и участвовал в ряде коммерческих проектов.
- Февраль 1892 – Подал заявку на устройство и алгоритм действия нового рационального двигателя.
- Февраль 1893 – Получил первый патент на описание метода и механизма «преобразования высокой температуры в работу».
- Июль 1893 – Получив финансовую поддержку компаний Зульцеров и Круппа, изготовил и испытал на Аугсбургском заводе первый на Земле дизельный двигатель. Конструкцию весом 4,5 тонны, без водяного охлаждения, испробовали на буроугольной пыли. После нескольких вспышек образец разлетелся на куски.
- Ноябрь 1893 – Зарегистрировал второй патент на модифицированный цикл Карно.
- Февраль 1894 – Готовый второй образец проработал на керосине 1 минуту.
- 1895 – Создан 3-й опытный образец с водяным охлаждением и распылением жидкого топлива с помощью воздушного насоса, самостоятельно проработавший полчаса.
- Конец 1896 – Построен 4-й вариант механизма, не соответствующий патенту. Применил калильную свечу зажигания. Образец проработал 17 суток с термическим КПД, равным 29 %, превысив по этому показателю почти вдвое лучшие в то время двигатели.
- Июнь 1897 – Сделал доклад о своем изобретении на съезде германских инженеров в Касселе. Был подвергнут критике за то, что практический образец значительно отходил от запатентованного. Но сумел заинтересовать крупные заводы Круппа, «Дойтц», «Братья Карелс», «Братья Зульцер» и другие.
- 1898 – Продал лицензию на механизм мощностью 20 л.с. с комплектом чертежей крупному российскому нефтепромышленнику Эммануилу Нобелю, владевшему в Санкт-Петербурге чугунолитейным и машиностроительным заводом.
- 29 сентября 1913 – Отправился на пароходе «Дрезден» на открытие нового завода в Лондоне. Туда его пригласила компания Consolidated Diesel Manufacturing Co, производившая изделия конструкции изобретателя. Утром инженера на борту не обнаружили. Выдвигались версии о его самоубийстве и убийстве, но ни одна не получила достаточного подтверждения.
Личная жизнь
О семейной жизни изобретателя известно мало. Став директором, он в 1883 году женился на Марте Флаше. Они прожили в браке 30 лет, став родителями троих детей: Рудольфа (1984), Гедвиги (1885), Евгения (1889).
После свалившейся славы и большого состояния конструктор погрузился в коммерцию и вложил деньги в собственное предприятие. Но продукция выпускалась небольшими партиями, и в Германии изобретателя не очень ценили. За рубежом же ему устраивали торжественные приемы, предлагали сотрудничество. Годы напряженного труда и недосыпаний привели к головным болям, не поддающимся лечению. Из-за перепадов людского отношения и проблем со здоровьем из спокойного человека он превратился в нервную личность. Жена даже однажды отвела его к психиатру.
Начавшийся кризис и неудачные операции с акциями сделали компанию изобретателя нерентабельной. С момента обнародования факта появления дизеля цена на нефть подскочила почти вдвое, а уголь быстро дешевел. Угольные магнаты развернули травлю инженера, посмевшего конкурировать своим изделием с потреблявшими уголь паровыми машинами. Из-за неправильной эксплуатации и отсутствия сервисной службы часть проданных двигателей не работала, копились штрафы и неустойки.
Выдающийся изобретатель
Рудольф Дизель вошел в историю как изобретатель двигателя, который назвали его именем. Он испытал прижизненные славу и богатство, был владельцем собственного предприятия. Но не обладал талантом дельца и предпринимателя. К концу лета 1913 года его компания обанкротилась, а срок действия патентов заканчивался.
Своим открытием он значительно опередил технологические возможности большинства существующих предприятий. Его изделия требовали высокой точности изготовления деталей, жаропрочных материалов, использовали жидкое топливо вместо первоначально задуманной угольной пыли.
Судьба изобретения оказалась намного успешнее судьбы его автора. Надежный и экономичный двигатель входит в состав многих видов транспорта, а также стационарной техники.