Полное имя: | Иерун Антониссон ван Акен |
Дата рождения: | около 1450-1453 г. |
Место рождения: | Хертогенбос, Нидерланды |
Деятельность: | Художник |
Дата смерти: | 9 августа 1516 г. (≈66 лет) |
Ранние годы
Голландский живописец эпохи Возрождения Иероним Босх родился около 1450 года (по другим данным – 1453 г.) в Хертогенбосе (герцогство Бургундское, юг современных Нидерландов). Точная дата его рождения неизвестна. Подлинное имя – Иерун Антониссон ван Акен. Семья Босха происходила из немецкого Ахена. Художественное ремесло являлось семейным делом, дед Иеронима Ян ван Акен и почти все его сыновья, в числе которых был и отец Босха, Антоний, были художниками. Работы родственников Босха до наших дней не дошли. У Иеронима было два брата и сестра.
О детстве Иеронима никаких данных нет. Исследователи предполагают, что начальные навыки живописи он получает в семейной мастерской. Первое упоминание о Босхе в архивах Хертогенбоса датировано 1474 годом, здесь его именуют уже как Jheronimus (Иероним). Мастер берет фамилию Босх, видимо желая подчеркнуть свою самостоятельность по отношению к семейному ремеслу.
Данные о жизни художника весьма скупы. Не сохранилось его личных писем, воспоминаний, всё, чем располагают на данный момент исследователи его творчества и жизни, это немногочисленные документы. Упоминания о Босхе есть в архиве братства Богородицы, где состоял художник.
Информационный вакуум породил в ХХ веке многочисленные псевдобиографии, где Босха изображали первым сюрреалистом, магом, алхимиком, наконец, еретиком.
Искусствоведы не могут точно судить о развитии творческих подходов и хронологии произведений художника. Ни на одной из его картин не указана дата создания, художественная техника автора развивается неравномерно и не подчинена законам поступательного движения. В ней заключается собственная логика.
Взрослая жизнь и творческий путь
- 1475-1480 гг. – создает первые полотна «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» (висела в спальне испанского монарха Филиппа), «Брак в Кане», «Фокусник», «Удаление камней глупости», «Лекарство от безумия».
- 1478 г. – после смерти отца Иероним наследует семейное дело – мастерскую. В этот период Босх берется за самые разные заказы – расписывает стены, выполняет золочение статуй, изготавливает церковную посуду. Творческий метод художника называется «а ла прима» (a la prima). Эта техника работы масляными красками, в ходе которой первые (prima) мазки формируют окончательную фактуру.
- 1480 г. – в официальных документах именуется уже как Иеронимус-живописец. Псевдоним «Босх» произошел от сокращенного названия родного города мастера. Это первое упоминание о Босхе как о художнике.
- 1486 г. – вступает в братство Богоматери («братья лебедя»), исповедовавшее поклонение Деве Марии, а точнее, её чудотворной иконе, хранившейся в соборе св. Иоанна. Это религиозно-благотворительное общество, основанное в Хертогенбосе в 1318 году. Оно существует и в наши дни. В него могли вступать как люди церковные, монахи, так и обычные миряне. Босх выполняет различные заказы для нужд братства, о чем свидетельствуют архивные документы. Он оформляет торжественные и религиозные мероприятия общества.
- 1488 г. – становится почетным членом братства Богоматери. Согласно правилам, почетным членом мог являться только имеющий богословское образование, однако для наиболее уважаемых людей могли быть сделаны исключения. Это позволяет сделать вывод о том, что к концу XV в. художник становится одним из самых авторитетных людей городской общины Хертогенбоса.
- 1489 г. — в соборе св. Иоанна расписывает створки алтаря для капеллы, однако результат этой работы считается утраченным. Алтарь начал оформлять еще отец Босха, однако в связи со смертью работа осталась незавершенной. Иероним выкупил алтарь и завершил его роспись.
- 1497 г. — смерть брата – Госсена ван Акена.
- 1490-1500 гг. – создает полотна «Корабль дураков» (сатиру, направленную против монаших орденов), «Сад земных наслаждений», «Аллегория чревоугодия и любострастия».
- 1499 г. – удостоен чести председательствовать на ежегодном пиршестве братства лебедя.
- 1504 г. Босх получает крупный заказ от кастильского короля Филиппа I Красивого на создание картины «Страшный суд». Произведение выступает в форме триптиха и является наиболее масштабным из дошедших до нас произведений художника.
- 1500-1515 гг. – пишет «Смерть купца», «Воз сена», «Блаженные и проклятые».
- 1516 г. – наместница Нидерландов Маргарита Австрийская заказывает мастеру образ святого Антония («Искушение святого Антония»).
- 16 августа 1516 г. – Иероним Босх скончался, предположительно, в возрасте 66 лет. Отпевание проходило в капелле собора св. Иоанна. После смерти жена раздала оставшееся после него немногочисленное имущество наследникам. При жизни художник не владел каким-либо недвижимым имуществом. В 1977 г. могила была вскрыта, но никаких останков в ней обнаружено не было. Дальнейшие раскопки были прекращены.
Личная жизнь
В 1480 году (по другим данным – 1481 г.) состоялось бракосочетание Босха и происходившей из состоятельной семьи купцов Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Супруги были земляками и с детства знали друг дружку. Жена была старше Иеронима. В качестве приданого художник получил крупные капиталы и к началу XVI века вошел в число самых богатых горожан Хертогенбоса. Детей у пары не было.
Оценка личности и творчества
Босх справедливо причисляется к числу выдающихся живописцев позднего Средневековья и эпохи Возрождения. До нас дошли около 40 картин художника, возможно их было больше, так как автор подписал только 7 своих работ. Названия, которые картины имеют сегодня, скорее всего придуманы не самим Босхом, а появились позднее, в процессе каталогизации.
Творчество художника наполнено сатирой на современный ему мир, он высмеивает недостатки и пороки людей. Смело осуждал развращенность служителей культа. За склонность к гротеску, мифологии, получил прозвище «Почетный профессор кошмаров». Входит в число предтечей сюрреализма. Одним из первых живописцев Европы стал изображать на полотнах сцены современной ему повседневной жизни.
Популярность творчества Босха породила многочисленные подделки его произведений, многие копировали манеру работы художника. В связи с этим количество работ, авторство которых признается учеными-искусствоведами за Босхом, со временем уменьшается.