ФИО: | Хармс (Ювачев) Даниил Иванович |
Дата рождения: | 17 (30) декабря 1905 г. |
Место рождения: | Санкт-Петербург |
Знак зодиака: | Козерог |
Деятельность: | Писатель, поэт, драматург |
Дата смерти: | 2 февраля 1942 г. (36 лет) |
Детство и юность
Даниил Иванович Ювачев появился на свет в Санкт-Петербурге 17 (30 но новому стилю) декабря 1905 года в семье Ивана Павловича и Надежды Ивановны Ювачевых. Путь отца писателя не был простым. Осужденный на 15 лет каторги, в годы одиночного заточения, он обрел духовную веру и впоследствии приучил к ней детей. Был знаком с Л. Н. Толстым, М. А. Волошиным, А. П. Чеховым.
Мать Надежда Ивановна Ювачева, в девичестве Колюбакина – потомок древнего немецкого дворянского рода, педагог по образованию, заведовала «убежищем для женщин», освободившимся из тюрьмы. При убежище у Ювачевых была казенная квартира, там и родился через два года семейной жизни сын Даниил.
Он рос способным мальчиком: в шесть лет свободно читал, писал, учился немецкому и английскому языкам, очень любил книги. Отличался любознательностью и богатой фантазией. Рано был крещен, посещал церковь, знал молитвы и православную символику.
Он был скромным и интеллигентным юношей, при этом вызывающе одетым и способным на неожиданные розыгрыши, к которым толкала его игривая и живая фантазия.
Разносторонне развитый ребенок уже в школе начал писать стихи, сочинять сказки, придумав себе псевдоним Хармс: с французского слово переводится как «шарм», с английского как «вред», что довольно точно отражает противоречивый характер юного поэта.
После окончания школы Хармс едет в Ленинград.
Краткая биография
- Студенчество. В 1924 Даниил поступает в Первый Ленинградский электротехникум, но интересы неординарного студента лежат за пределами точных наук.
- Публичные выступления. Осенью 1924 года юный поэт читает авторские стихи в техникуме, библиотеке, Госпараходстве, посещает концерты, знакомится с произведениями поэтов серебряного века. Юноша ищет свой стиль, он тяготеет к футуристическому направлению в поэзии и литературе абсурда.
- Заумники и чинари. В марте 1925 года поэт знакомится с А.В. Туфановым и вступает в «Орден заумников DSO», члены которого смело экспериментируют с буквой и словом, чуть позже начинает общение с чинарями, группой молодых людей, увлекающихся литературой, философией, богословием.
- Новые знакомства. В обществе чинарей весной 1925 года Даниил встречает людей близких себе по духу и особенно сближается с Я. С. Друскиным (благодаря ему был сохранен архив писателя), Л. С. Липавским, А.И. Введенским, дружбу с которыми он пронес через всю жизнь. Молодые люди много общаются, делятся своим творчеством, размышляют о роли искусства в обществе и способах его выражения.
- Левый фланг. С таким названием в декабре 1925 года Даниил Хармс создает группу, в которую объединяет единомышленников. 5 января 1926 года происходит первое выступление новой организации совместно с имажинистами.
- Вступление в союз поэтов. 26 марта 1926 года Даниила принимают в Ленинградское отделение Всероссийского союза поэтов. В сборнике объединения печатают два его стихотворения. В ноябре он создает рукописный поэтический сборник, куда входят стихи «Конец героя», «Казачья смерть».
- ОБЭРИУ. В 1927 году Хармс, Бахтерев, Заболоцкий, Введенский создают ОБЭРИУ, или «Объединение реального искусства», и сразу же начинают подготовку к творческому вечеру. В группу входят не только литераторы, но и музыканты, кинодраматурги и режиссеры.
- Нашумевший вечер. 24 января 1928 года в Доме печати ОБЭРИУты проводят вечер «Три левых часа», который состоит из трех частей. В первой – они читают стихи, во второй – представляют пьесу «Елизавета Бам», написанную Хармсом, в третьей – показывают кино. Это было неординарное представление, не всеми понятое, а в прессе и вовсе раскритикованное, но с интересом досмотренное публикой до конца.
- Детская проза. ОБЭРИУты привлекают к себе внимание Б. С. Житкова и С.Я. Маршака, которые приглашают их к сотрудничеству в детские журналы «Чиж» и «Еж». В 1928 году в первом номере «Ежа» выходит стихотворение Хармса «Иван Иванович Самовар», во втором «Иван Топорышкин»; с писателем заключают договор на издание 3 детских книг.
- Арест. В конце двадцатых годов меняется руководство Дома Печати, в прессе появляются политические обвинения в отношении ОБЭРИУ. 10 декабря 1931 года арестовывают Д.И. Хармса, А.И. Введенского, И.В. Бахтерева, причем поводом для задержания становится работа в издательстве детской литературы.
- Курск. 21 марта 1932 года Хармса приговаривают к трем годам исправительных лагерей, но в мае приговор смягчают, и писателя вместе с Введенским отправляют в Курск, в котором друзья устраиваются в одной квартире. Вскоре Даниил заболевает плевритом, чувствует себя плохо и морально, и физически. Спасают письма близких и работа над пьесой «Дон Жуан». После трех месяцев ссылки он возвращается домой.
- Неофициальные встречи. 15 января 1933 года у Хармса отмечают пятилетие ОБЭРИУ. Почти все современники Даниила, которые были у него в гостях, отмечают необычное оформление квартиры поэта. На проволоках, которые были натянуты в комнате, висели различные символы, эмблемы, записки, чёртики. В центре стоял старинный стол без ящиков, чуть дальше – фисгармония. Над столом висела лампа, на абажуре которой слегка карикатурно были изображены друзья и он сам.
- «Случаи». В апреле 1933 года поэт пишет первые миниатюры, которые вошли в будущий сборник «Случаи». Писатель все больше времени уделяет написанию прозы.
- «Плих и Плюх». Параллельно сочинению рассказов, Хармс занимается детской литературой. Весной 1936 года он переводит с немецкого языка юмористическое стихотворение В. Буша «Плих и Плюх».
- Трудное время. В Ленинграде обстановка ухудшается. Хармса меньше печатают. В январе 1937 года он начинает вести «Голубую тетрадь», пишет рассказы: «Сундук», «Один человек…» Но большинство произведений остаются неизданными. Денег катастрофически не хватает.
- Нищета. В марте 1937 года в журнале «Чиж» выходит стихотворение писателя «Из дома вышел человек», после публикации которого в течение года его перестают печатать, что усугубляет и без того трудное материальное положение поэта. В некоторые дни еды дома не бывает вообще.
- Расцвет творчества. Несмотря на бедственное финансовое положение, предвоенные годы получаются у писателя очень плодотворными, он пишет стихи, рассказы, трактаты, а в 1939 году заканчивает одно из самых главных своих произведений: повесть «Старуха». Последнюю книгу – «Реабилитация» – Даниил Иванович Хармс написал 10 июня 1941 года.
- Война. Войны Хармс очень боялся, даже тюрьма его пугала меньше. Он ее предчувствовал и говорил, что «либо будет война, либо мы все умрем от парши». 10 августа 1941 года его арестовывают за «распространение пораженческих настроений», реабилитируют уже посмертно в 1960 году.
- Кресты. При допросах писатель симулирует сумасшествие и после экспертизы переводится в психиатрическое отделение тюремной больницы при «Крестах». 2 февраля 1942 года, в самое голодное для блокадного Ленинграда время, Даниил Хармс умирает.
Личная жизнь
Писатель пользовался успехом у женщин, он был два раза женат, заводил романы, в том числе и во время брака.
С первой женой – Эстер Александровной Русаковой – он расписался 5 марта 1928 года. Распался брак в 1932 году, но чувства то вспыхивали, то угасали вновь, и молодые люди встречались и после развода. Отношения с Эстер были яркими и сложными одновременно и укладывались в схему «любовь – ненависть». Ей он посвятил много стихов и даже в письмах к другой женщине упоминал, о том, что Эстер была для него больше, чем любовь.
Вторая жена – Марина Владимировна Малич – по характеру была полной противоположностью Э.А. Русаковой: покладистая, она прощала измены, во всем поддерживала мужа и была с ним до самой смерти.
Кроме официальных жен, отношения у писателя были с Алисой Порет, Раисой Поляковской, Рене О Коннел-Михайловской и другими женщинами.
Вклад писателя
Введенский говорил, о друге, что «он не создает искусство, а сам есть искусство» и это очень точная характеристика Хармса. Его квартира, одежда, манеры, поведение и, главное, творчество было вызовом обществу и в то же время возможностью обособиться от него.
Творчество Даниила Хармса прошло испытание временем, сегодня его произведения издаются собранием сочинений и отдельными книгами.
Писатель считал, что жизнь без веры в чудо не имеет смысла, и он верил в это и сам был частью этого чуда.