Тициан Вечеллио — краткая биография


Тициан Вечеллио

Полное имя: Тициан Вечеллио
Год рождения: ≈1488-1490 г.
Место рождения: Пьеве-ди-Кадоре, Италия
Деятельность: Художник, живописец
Дата смерти: 27 августа 1576 г. (≈86-88 лет)

Тициан Вечеллио – «король художников и художник королей» – итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Блистательный представитель венецианской школы живописи прожил больше 100 лет по легенде, начало которой положил он сам. Мастер работал в основном в жанре портретной, мифологической живописи, до сих пор остается непревзойденным виртуозом тончайшего красочного хроматизма.

Детство и юность

Тициан (Tiziano Vecellio) появился на свет в местечке Пьеве-ди-Кадоре (Pieve di Cadore), провинции Беллуно Венецианской республики. По месту рождения его иногда называют да Кадоре. Сам он позднее утверждал, что родился в 1474 г., что весьма неправдоподобно. Современные исследователи склоняются к мнению, что родился будущий художник не ранее 1488 г. и не позднее 1490 г.

Отцом его был Грегорио Вечеллио, который занимал пост инспектора угольных шахт в регионе. Помимо работы на государственной должности, он являлся начальником народного ополчения. Семья имела средний достаток, однако мальчик не получил хорошего по меркам того времени образования. Известно, что он не владел латынью и другими древними языками, что служило показателем классического обучения.

О матери его, Лючии, практически ничего не известно, кроме того, что она была отличной хозяйкой и очень любила своих четверых детей. У Тициана был старший брат Франческо и две сестры. Отец мечтал, что сыновья станут нотариусами и займут престижное место среди жителей городка.

Первую художественную работу – изображение Пресвятой Девы Марии – мальчик выполнил самодельными красками для ткани из домашней красильни. Образ на беленой стене так впечатлил родителей, что они решили отправить братьев на учебу подмастерьями художника в Венецию.

Около 1500 г. они попали сначала в ученики к признанному мастеру мозаики Бастиано Дзуккато (Цуккато). Потом в мастерскую к Джентиле Беллини.

Живописное мастерство Беллини ценилось и за пределами Италии. Он обучил братьев азам композиции, научил толочь пигменты и смешивать краски. Однако рисунок Тициана его категорически не устраивал, он безапеляционно заявил своему ученику, что профессиональным художником тому не бывать. Тогда юноша перешел в мастерскую к младшему из братьев Беллини – Джованни.

Здесь произошло судьбоносное знакомство. Альбрехт Дюрер, гений рисунка северного Возрождения, указал начинающему мастеру не только на ошибки в рисовании. Благодаря Дюреру молодой Тициан получил возможность распространять копии-гравюры со своих живописных полотен. Таким образом было возможно продать больше работ, познакомить со своим творчеством большой круг ценителей прекрасного. Тициан сначала выполнял гравюры самостоятельно. Будучи уже признанным мастером, он тщательно отбирал исполнителей для этой работы.

Автопортрет с друзьями

Автопортрет с друзьями

Краткая биография

  1. Официальные упоминания о творческой деятельности художника начинаются с 1508 г. Он работал над росписью Фондако-деи-Тедески – подворья немецких торговцев, заново отстроенного после разрушительного пожара. От этих фресок сохранилась лишь малая часть, находятся эти экспонаты в нескольких музеях.
  2. Работал он совместно с Джорджоне (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко). Тот был старше на 10 лет и по праву считался главным венецианским художником. Эпидемия чумы, свирепствовавшей в 1510 г., унесла жизнь Джорджоне. А Тициан доделывал за старшим товарищем церковные заказы. Манера письма его была весьма схожа с работами Джорджоне. До сих пор некоторые работы того периода сложно атрибутировать, т.е. определить, кисти какого из художников они принадлежат.
  3. Одной из самых ранних сохранившихся работ художника считается портрет Джероламо Барбариго (1509 г.). Считается, что этот холст вдохновил Рембрандта на создание собственного знаменитого автопортрета в 1640 г.
  4. 1511 г. Тициан провел в Падуе. Из работ того периода известна, в частности, роспись Скуола дель Санто. Художник изобразил житие святого-чудотворца Антония Падуанского.
  5. Тициан писал много частных женских образов-портретов и Мадонн по заказу католической церкви. «Цыганская мадонна» датируется 1511 г.
  6. 1514 г. Секретарь Совета Десяти (службы безопасности республики), Николо Аурелио, заказывает молодому и амбициозному художнику картину на тему воспевания возвышенных чувств к женщине. Полотно «Любовь земная и любовь небесная» создавалось как свадебный подарок молодой невесте Аурелио. Столкновение добродетели и чувственности аллегорически отражено на полотне, которое признано настоящим гимном женской красоте. Сейчас является частью собрания Галереи Боргезе (Рим).
  7. 1516 г. По заказу герцога феррарского Альфонса д`Эсте Тициан пишет работу «Динарий кесаря». Папа Римский пытался вернуть историческое господство над Феррарой. Борьба шла под лозунгом: «Воздайте Богу Богово, а кесарю кесарево». Эти слова Христа, сказанные им фарисею, вдохновили Тициана на создание небольшого по размерам (75 см на 56 см), но монументального по смыслу полотна. Темный профиль фарисея, крючковатый нос, жилистая рука, крепко держащая монету, передают приземленный, реальный мир, настойчивый и грубый. Фигура Христа в красно-розовых одеждах занимает практически всю плоскость картины. Тонкая рука, указывающая на монету, олицетворяет мир возвышенных идеалов. Находится в Галерее старых мастеров (Дрезден).
  8. 1517 г. Тициан получил официальный титул первого художника Венецианской республики.
  9. Художник изучал работы Рафаэля и Микеланджело, постепенно вырабатывая свой собственный, уникальный стиль. Работы становятся монументальными, наполненными движением и духовным порывом. Часто композиция разворачивается по диагонали, что придает им большую динамичность и стремительность. Эпичные полотна на религиозные и мифологические темы построены на контрастах теплых и холодных тонов.
  10. Мадонна Пезаро (закончена около 1526 г.) – алтарный образ церкви Фрари (Венеция) – призвана увековечить память семьи Пезаро. Героический пафос росписи подчеркнут яркой гаммой красок, движения персонажей прелестны и полны жизни.
  11. 1529 г. Происходит знакомство художника с императором Священной Римской Империи Карлом V. Тициан в течение жизни написал несколько полотен с изображением императора. Сохранились три из них: «Портрет Карла V с собакой» (1533 г.), «Конный портрет» (1548 г.) – великолепный образец парадного искусства, долгие годы служивший символом династии Габсбургов, «Портрет в кресле» (1549 г.).
  12. В 1533 г. Тициан получил дворянское звание герцога Палатинского и рыцаря Золотой шпоры. Такой чести не удостаивался ни один художник.
  13. Середина 1540-х – до 1560 годов считается кульминационным периодом творчества художника. Художник никогда не льстил своим моделям, выводя на полотне все их скрытые пороки и желания. «Портрет Павла III с племянниками» (1545 г.), «Увенчание терновым венцом» (1542 г.), «Се человек» (1543 г.), несколько полотен с изображением Данаи – во всех работах главным мотивом становится красота человеческого тела, каким его создал Бог, эмоциональность поз, одухотворенность лиц.
  14. «Кающаяся Мария Магдалина» (1565 г.) – один из бесценных шедевров Эрмитажа. Образ раскаявшейся блудницы был распространенным мотивом для живописи, обращался ранее к нему и Тициан. Помимо радостей жизни и плоти, здесь художник передает тему нравственного поиска и очищения. Полотно было оценено современниками мастера по достоинству, он сам создал несколько живописных копий с небольшими отличиями.
  15. Изобразив на полотне «Аллегория времени, которым управляет Благоразумие» (также 1565 г.) себя, своего сына и внука, художник провел параллель между прошлым и будущим, дикой природой и гуманистическими идеалами, разумом и действиями.
  16. Поздние работы мастера характеризуются удивительной свободой письма. Иногда мастер накладывал краски прямо пальцами, так что проглядывал холст и угольный эскиз. Тончайшие переливы красок, цветовые переходы и нюансы помогли родиться на свет образам, наполненным невероятным драматизмом и трепетом.
  17. «Пьета» – оплакивание – последняя работа мастера, начал которую он в 1575 г. Фигуры Марии, держащей тело, коленопреклоненного святого Никодима, и стоящей Марии Магдалины образуют идеальный треугольник. В образе тайного ученика Христа художник изобразил себя.
  18. Очередная эпидемия чумы, случившаяся летом 1576 г., унесла жизнь сына художника, сам он заразился и умер. По легенде, великого мастера нашли с кистью в руках. Вопреки закону, художника вместе с домом и имуществом не предали огню, а погребли по христианскому обычаю.
  19. Похоронен живописец в Венеции, в некрополе собора Санта-Мария Глориоза деи Фрари. Почти через два столетия на могиле был установлен мраморный памятник.
Автопортрет (1567)

Автопортрет (1567)

Личная жизнь

Тициан был высок ростом, хорош собой. Он часто заводил романы со своими натурщицами, они были совершенно не против. Позировали мастеру и знатные дамы. Лукреция Борджиа – супруга герцога Феррары и Модены, и Лаура Дианти – его любовница, соперничали в жизни и на полотнах Тициана.

Лукреция Борджиа

Лукреция Борджиа

Чечилию Сольдано он впервые увидел, навещая родителей в Кадоре, где-то в середине 1510-х годов. Работящая, скромная, цветущая деревенская девушка сразу приглянулась художнику. Франческо пригласил ее вести домашнее хозяйство брата. Страсть к Чечилии буквально ослепила художника, он не видел красоты других женщин. В конце концов девушка уступила настойчивым ухаживаниям художника. Чечилия родила двух сыновей, Помпонио и Орацио, прежде чем они обвенчались в 1525 г.

Законный брак был счастливым для них обоих. В 1530 г. Чечилия скончалась от тяжелых родов, оставив художнику дочь Лавинию. Почти через 30 лет он изобразит ее на полотне «Девушка с корзиной фруктов» (1558 г.).

Официально художник больше не женился.

«Девушка с корзиной фруктов»

«Девушка с корзиной фруктов»

След в истории

Тициан отличался неспешностью, вдумчивым подходом к созданию своих полотен. Иногда какая-то работа могла годами стоять в его мастерской, повернутая к стене.

Художник привнес в изобразительное искусство использование масляных красок на холсте. До него работы велись в основном темперой по доске. Живописная манера Тициана приобрела популярность среди многих европейских школ рисования.

«Венера Урбинская» (1538 г.) через три с половиной века вдохновила импрессиониста Эдуара Мане на создание его скандально известной «Олимпии» (1863 г.).

«Венера Урбинская»

«Венера Урбинская»

Картина «Динарий кесаря» упоминается на страницах романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы». Достоевский любил это полотно, ценил работу Тициана. Притча о «Великом инквизиторе» отражает взгляды писателя на христианские гуманистические ценности.

«Динарий кесаря»

«Динарий кесаря»

Император Карл V не раз говорил: «Я могу создать герцога, но где же мне взять еще одного Тициана?»

Именем Тициана назван кратер на Меркурии.

Титул La Serenissima («светлейшая») свою историю ведет от византийских императоров. В Венецианской республике его получали только высшие должностные лица. Таким титулом был награжден Тициан. Современники за удивительный живописный талант называли его «божественным».

Могильный камень художника украшают слова «Здесь лежит великий Тициан Вечеллио – соперник Зевсов и Апеллесов».


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *