ФИО: | Сусанин Иван |
Дата рождения: | Середина 16 века |
Место рождения: | д. Деревеньки |
Чем известен: | Национальный герой, спасший Михаила Романова от польско-литовского отряда |
Год смерти: | 1613 |
Национальный герой Иван Сусанин прославился тем, что не выдал местонахождение царя Михаила Романова польско-литовскому отряду, за что был жестоко убит.
Уникальным является то, что подвиг по-настоящему оценили лишь через 150 лет после его совершения. С того времени и начал возводиться нерукотворный памятник идеалу самопожертвования и народной доблести, который правители страны использовали в своих интересах, исходя из политической конъюнктуры.
Что известно о детстве, юности и взрослой жизни
О жизни Сусанина известно совсем немного. Родился он в 1550 или 1560-х годах, в д. Деревеньки или Деревнищи. Будучи крепостным, принадлежал дворянам Шестовым, чей вотчинный центр находился в с. Домнино, в 60 верстах от г. Костромы. Сейчас это Сусанинский район в Костромской области.
Некоторые источники указывают, что, по сравнению с односельчанами, Иван имел довольно высокий социальный статус. Он был управляющим или вотчинным старостой у Шестовых и жил при их дворе. Более поздние исследователи называли Сусанина приказчиком или посельским. В любом случае все сходятся во мнении, что он не был простым крестьянином.
Подвиг, и почести после смерти
- 1613 – поздней зимой польско-литовский отряд выступил на поиски нареченного российского царя Михаила Романова. В это время он укрывался в окрестностях Костромы. У с. Домнина поляки захватили Ивана Сусанина, который знал о местонахождении Михаила. По одной версии Иван сразу отказался рассказывать, где скрывается царь и после пыток был убит. По другой – Сусанин специально завел вражеский отряд в непролазное болото и был умерщвлен после того, как это стало очевидным. До 1619 года о подвиге никому, кроме односельчан и родственников героя, известно не было.
- 1619 – 30 ноября, царь Михаил Федорович Романов, своей грамотой, жалует зятя Ивана Сусанина – Богдана Собинина – половиной деревни и освобождением от всех повинностей и податей. Именно эта грамота и послужила первым документальным подтверждением реальности подвига Сусанина. В последующем жалованные и подтвердительные грамоты, а также льготные указы, издавались монархами в 1633, 1644, 1691, 1723, 1724, 1731, 1741, 1767 и 1837 годах. Ими жаловались следующие, после Богдана Собинина, потомки Ивана Сусанина.
- 1767 – во время визита в Кострому императрицы Екатерины II, архиерей Дамаскин (Аскаронский), приветствуя ее, в своей речи упомянул о Сусанине, как о спасителе основателя царской династии Романовых. С того времени это стало официальной традицией.
- 1804 – выходит «Словарь географический Российского государства», под редакцией А.М. Щекотова, в котором Сусанин представлен спасителем царя.
- 1812 – прямое и безапелляционное возведение в статус народного героя. Это сделал историк, писатель и публицист Сергей Глинка, напечатав в «Русском вестнике» работу «Крестьянин Иван Сусанин, Победитель мести и Избавитель Царя Михаила Федоровича Романова». Хотя Глинка не приводил в статье никаких документальных источников, после ее выхода все учебники истории стали включать этого персонажа в описание героического прошлого России.
- 1825 – с началом правления Николая I образ героя становится непременным атрибутом официальной государственной политики.
- 1830 – 1831 – в борьбе с польскими повстанцами власти используют память о народном герое, как повод для поднятия патриотизма.
- 1836 – Михаил Глинка представил публике оперу в 4 актах «Жизнь за царя», о событиях, произошедших в 1613 году. Либретто к опере было написано бароном Розеном.
- 1838 – император Николай I подписал указ о возведении на центральной площади г. Костромы памятника Ивану Сусанину и наименовании самой площади его именем. В указе прозвучали слова о спасении им не только царя, но и православной веры, и русского государства.
- 1862 – в Великом Новгороде, на возведенном в честь 1000-летия Руси монументе, скульпторы М. Микешин, И. Шредер и архитектор В. Гартман, среди прочих героев, изобразили и Сусанина. В этом же году журнал «Отечественные записки» опубликовал статью профессора Санкт-Петербургского университета Н.И. Костомарова. В ней ученый открыто насмехался над предыдущими исследователями, заявляя, что гибель Ивана Сусанина была не подвигом, а он лишь стал случайной жертвой одной из многочисленных банд того времени.
- 1913 – в честь 300-летия царской династии Романовых, в Костроме состоялось открытие архитектурного ансамбля. В него включено изображение умирающего народного героя и склонившейся над ним женщины, символизирующей Россию.
- 1917 – начало развенчания «царских слуг», в число которых попал и костромской герой.
- 1918 – в Костроме начинают разрушать памятник на центральной площади города.
- 1920 – официальная пропаганда заявляет, что подвиг Ивана Сусанина – миф.
- 1938 – разворот политической пропаганды на 180 градусов. Теперь власть, в который уже раз нуждаясь в подъеме патриотизма, официально объявила спасителя царя национальным героем. В июле, в газете «Северная Правда», выходит статья, в которой он предстает смельчаком, отдавшим свою жизнь за Родину.
- 1939 – на сцене Большого театра представлена переработанная и переименованная версия оперы «Жизнь за царя». Теперь она называется «Иван Сусанин». Вышел Указ о переименовании райцентра и всего района в Ярославской области в честь народного героя. Позже в бывшем селе Молвитино, которое и подверглось переименованию, открыт музей его подвига.
- 1967 – в г. Костроме установили новый памятник Сусанину.
- 1992 – костромской «площади Революции» вернули историческое название.
Семья
О семье известно совсем мало и то на основании косвенных выводов. Из-за того, что в царской грамоте 1619 года говорится о зяте, можно понять, что у Сусанина была дочь. Известно и ее имя – Антонина, а также то, что у нее с мужем были дети.
Нельзя не понять, что раз была дочь, была и жена. Но, учитывая, что с момента появления официальных документов и народных преданий, о ней ничего не говорится, можно предположить, что к этому времени она уже умерла.
В заключение
Нельзя узко рассматривать добровольное самопожертвование Сусанина, как то, что он погиб за царя, как за правителя страны. Хотя многие, даже просвещенные и гениальные люди прошлых веков рассматривали это поступок именно так. Гоголь в своей переписке говорил, что смерть «низшего подданного» неразрывно связала государя с народом. О том, что государи не так уж сильно связались, показали следующие века Российской истории.
Такой подвиг совершил не только костромич. Известны мемуары литовского шляхтича, в которых тот описывает подобный поступок можайца, совершенный за год до подвига Ивана Сусанина. Есть свой герой и у украинцев. Это говорит о необычайной силе духа и готовности простых людей пожертвовать собой за Веру и Отечество, как в прежние времена, так и сейчас.