ФИО: | Ипполитов-Иванов Михаил Михайлович |
Дата рождения: | 7 (19) ноября 1859 г. |
Место рождения: | Гатчина |
Знак зодиака: | Скорпион |
Деятельность: | Композитор, дирижер, педагог |
Дата смерти: | 28 января 1935 г. (75 лет) |
Замечательный композитор, дирижёр и педагог М.М. Ипполитов-Иванов щедро делился своими знаниями и талантом, он жил в то время, когда рядом с ним творили П.И. Чайковский, С.И. Танеев, Н.Я. Мясковский, М. Гнесин, а учился он у Н.А. Римского-Корсакова.
М. Ипполитов-Иванов очень любил музыку, обладал феноменальным трудолюбием, отличался разнообразием и широтой интересов, спокойным нравом и рассудительностью, что помогало ему в преподавательской деятельности, которую он очень любил.
А коллеги и студенты любили его за добросовестность, воспитанность. Он никогда не шёл на конфронтацию с людьми и в любом человеке старался видеть в первую очередь только хорошее. Был строг, но тактичен.
Детство и юность
Михаил Михайлович Ипполитов-Ива́нов родился в Гатчине (Царскосельский уезд Санкт-Петербургской губернии) 7 (19 по новому стилю) ноября 1859 г.
Гатчинский период жизни композитора музыковедами изучен недостаточно. Отдельные факты почерпнуты из его книги «50 лет русской музыки в моих воспоминаниях». Но они могут содержать неточности, т.к. детская память весьма субъективна.
По отцу его род происходил из костромских государственных крестьян. В семье было много талантов: дед – мастер по бронзе, а два его брата учились в Академии художеств. Отец, Михаил Иванович Иванов, заведовал мастерскими при Гатчинском дворце.
Мать, Татьяна Михайловна, – дочь гатчинского служащего. В семье родилось 8 детей: 4 сына и 4 дочери, но две дочери умерли в младенчестве.
Старшие братья работали при дворце в Гатчине. Миша, самый младший ребёнок в семье, в возрасте 2 лет упал в глубокий колодец, но не пострадал, а вот мать, на глазах которой это произошло, испытала сильнейший стресс и заболела нервным расстройством, от которого не смогла оправиться за всю оставшуюся жизнь.
Музыкальность будущего композитора проявилась рано – он хорошо пел. По счастливой случайности рядом с их домом в Гатчине находилась дача пианиста и музыкального педагога Г.Я. Ломакина, который обратил внимание на его красивый голос и посоветовал учить мальчика пению. В семье Ивановых все любили музыку. Неизвестно, играла ли на каком-нибудь музыкальном инструменте мать, но в своих воспоминаниях Ипполитов-Иванов указывает на её тонкий слух. Именно мать была его первым учителем: научила его читать, поощряла интерес к музыке.
В семье были знакомые – профессиональные музыканты. Родители, братья и сёстры были интеллигентными людьми.
С 10 лет, в связи с болезнью матери, он воспитывался в семье старшей сестры Марии (по мужу Ипполитовой) в Петербурге. В знак уважения и благодарности к ней он взял двойную фамилию: Ипполитов-Иванов.
В 1875 г., в возрасте 16 лет, стал студентом Петербургской консерватории и занимался в нескольких классах: освоил контрабас, затем занялся теорией музыки, потом стал учеником Римского-Корсакова в классе композиции. Римский-Корсаков познакомил его с композиторами «Могучей кучки»: М. Балакиревым, А. Бородиным, Ц. Кюи.
В годы учёбы познакомился с некоторыми писателями, поэтами и композиторами: А. Толстым, А. Фетом, Ф. Достоевским, А. Рубинштейном. Окончил консерваторию в 1882 г.
Краткая биография
- Самостоятельную работу начал сразу же после окончания учёбы – в 1882 г. В Тифлисе (Тбилиси) работал дирижёром, преподавал в музыкальном училище и основал отделение Русского музыкального общества.
- Ещё во время учёбы в консерватории познакомился со студенткой вокального класса Варварой Зарудной, в 1883 г. они обвенчались.
- В 1886 г. написал первую свою оперу «Руфь» на сюжет Ветхого Завета.
- 10 лет он провел в Грузии, и за это время реализовал много творческих идей и получил административно-педагогический опыт.
- В 1893 г. был приглашён П.И. Чайковским в Москву, где стал профессором Московской консерватории. Отныне его дальнейшая жизнь связана с Москвой. В Москве композитор занимался творчеством, преподавал в консерватории, дирижировал капеллой Русского хорового общества, преподавал церковное пение в Синодальном училище.
- В 1896 г. по случаю коронации Николая II написал «Коронационную кантату».
- В 1899-1906 гг. работал дирижёром Московской частной оперы Саввы Мамонтова и Оперы Зимина, сотрудничая с художниками того времени В.А. Серовым, А.М. Васнецовым, В.Д. Поленовым и др.
- В 1900 г. написана опера «Ася» по сюжету повести И. Тургенева.
- Работая с частными театрами, поставил оперы известных композиторов, которые по разным причинам были или забыты, или не получили признания: «Чародейка», «Мазепа», «Черевички» П. Чайковского, «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова с декорациями М. Врубеля и др.
- В период 1900-1915 гг., следуя музыкальной традиции Чайковского, создаёт свои лучшие хоровые произведения, в том числе Литургию св. Иоанна Златоуста (1904) и другие духовные произведения.
- В 1915 г. создал оперу «Оле из Нордланда» о жизни норвежских рыбаков. Её премьера состоялась в Большом театре. Ещё в детстве он услышал эту повесть от молодого норвежского писателя Иерсена, гостившего у них в доме. И тогда же решил написать на этот сюжет оперу. Но осуществил мечту почти через 50 лет.
- В 1905 г. стал ректором Московской консерватории и руководил ею 17 лет.
- Одновременно работая с хором, написал несколько произведений для педагогического репертуара и книгу «Учение об аккордах, их построение и разрешение», которая до сих пор является актуальным пособием руководителей хоров.
- С 1895 по 1911 гг. в консерватории вёл класс свободного сочинения.
- В 1922 г. поступил на службу дирижёром в Большой театр.
- В 1933 г. работает над оперой «Последняя баррикада» на сюжет из истории Парижской коммуны.
- Умер 28 января 1935 г.
- Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Личная жизнь
Жена: Варвара Михайловна Зарудная (1857-1939), оперная певица, преподаватель вокала. Происходила из дворян. С Ипполитовым-Ивановым познакомилась в студенческие годы. Брак был счастливым.
В.М. Зарудная начала карьеру как оперная певица, исполняла сольные партии в операх мужа («Руфь», «Азра»), но затем перешла в камерный жанр и стала преподавать. Всегда поддерживала мужа во всех его начинаниях. Детей в семье не было.
Педагогическая деятельность
М.М. Ипполитов-Иванов был замечательным педагогом. Большая часть его педагогической деятельности связана с Московской консерваторией. Среди его учеников много выдающихся деятелей культуры: грузинский композитор А. Баланчивадзе, композитор и дирижёр Р. Глиэр, пианисты А. Гольденвейзер и К. Игумнов и др.
Ипполитов-Иванов призывал студентов изучать и понимать народную музыку, использовать её в своих произведениях, как делал это и он сам, считая народное творчество истоком любого искусства.
Он разрабатывал свои методы работы в оперном, хоровом и оркестровом классах консерватории.
Преклоняясь перед композиторами-классиками (Бахом, Бетховеном, Глинкой, Чайковским, композиторами «Могучей кучки»), старался приобщить к этой любви и своих учеников.
Значение творчества
- М.М. Ипполитов-Иванов был композитором классической школы. В его творчестве прослеживаются влияния Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина и других русских композиторов.
- Музыка Ипполитова-Иванова отличается мелодичностью, простотой, искренностью, лиризмом и гармоничной уравновешенностью. Он не стремился к новаторским приёмам, не экспериментировал в музыке, оставаясь в русле классики.
- Композитор является автором 7 опер, из них лучшими признаны оперы «Ася» и «Оле из Нордланда», в которой мастерски воссоздан национальный норвежский колорит. Он также дорабатывал оперы других композиторов и прилагал много сил к их постановкам.
- В своих произведениях для симфонического оркестра (более 15) Ипполитов-Иванов проявил себя как сторонник программной музыки.
- Им написано много вокальной и камерно-инструментальной музыки. До наших дней популярны его вокальные циклы «Пять японских песен» и «Четыре стихотворения Рабиндраната Тагора». Его вокальные миниатюры и арии из опер включают в репертуар многие знаменитые певцы.
- Композитор не очень любил писать либретто, но иногда по мягкости своего характера соглашался на просьбы: создал либретто для опер Чайковского «Воевода» и «Снегурочка».
- Во время работы в Тифлисе собирал кавказский фольклор, иногда вводил его в свою музыку («Армянская рапсодия на народные темы», 1895).
- Писал также духовную музыку.