Полное имя: | Поль Мари Верлен |
Дата рождения: | 30 марта 1844 г. |
Место рождения: | Мец, Франция |
Знак зодиака: | Овен |
Деятельность: | Поэт |
Дата смерти: | 8 января 1896 г. (51 год) |
Французского поэта Поля Верлена считают представителем символизма. Он оказал большое влияние на поэзию этого литературного направления, но не ограничивал своё творчество рамками только одного стиля. Его значение шире – он был также поэтом-импрессионистом, его поэзию сближало с картинами художников-импрессионистов умение изображать неуловимое и преходящее. Жизнь его была наполнена событиями и поэзией.
Детство и юность
Поль-Мари Верлен родился 30 марта 1844 г. в городе Мец (Лотарингия, Франция).
Его отец, Николь-Огюст Верлен, был военным инженером, поэтому семья часто меняла место жительства, пока в 1851 г. отец не ушёл в отставку. Семья поселилась в предместье Парижа.
Мать, Элиза-Жюли-Жозеф-Стефани Деэ, происходила из зажиточной крестьянской семьи.
Поль учился в лицее, но не был особенно усерден к занятиям. Больше всего его интересовала современная поэзия (Готье, Гюго, Бодлер), он и сам уже начал писать стихи. В 1858 г. юный поэт даже отослал стихотворение «Смерть» на рецензию Виктору Гюго.
Краткая биография
- В 1862 г. поступил на юридический факультет в Сорбонну, но учёба продлилась всего 2 года – материальные проблемы не позволяли продолжать образование. Верлен начал работать в различных учреждениях мелким служащим.
- В 1863 г. впервые было опубликовано его сочинение (сонет «Господин Прюдон»). Верлену было 19 лет.
- В этом же году познакомился с поэтами Парнасской школы, вошел в их круг, стал последователем французского поэта Леконта де Лилля. Начал посещать литературные салоны, вести богемную жизнь.
- В 1866 г. в 9-ой книге альманаха «Современный Парнас» опубликованы 8 стихотворений Верлена, а затем вышел его сборник «Сатурнийские стихи». Постепенно он начинает отходить от принципов парнасской эстетики.
- В 1867 г. умерла Элиза, подруга детства, воспитанная в их семье. Верлен тяжело переносит её смерть, начинает сильно пить.
- В 1867 г. встречался с В. Гюго. В этом же году умер поэт Ш. Бодлер, Верлен присутствовал на его похоронах.
- В 1869 г. напечатан сборник «Галантные празднества», навеянный мотивами картин французских художников XVIII в.
- В 1869 г. познакомился с Матильдой Моте и попросил её руки. Она приходилась ему кузиной.
- 1870 г. ознаменовался выходом сборника стихов «Добрая песня», он посвятил его Матильде. 11 августа 1870 г. Верлен обвенчался с ней. Вступил в Национальную гвардию добровольцем.
- В марте 1871 г. приветствовал Парижскую коммуну, работал в мэрии в бюро печати. После падения Коммуны скрывался под Аррасом, на родине матери.
- В 1871 г. начинается переписка Верлена и молодого поэта А. Рембо, которая скоро перерастает в дружбу. Рембо по приглашению Верлена переезжает к ним, Матильда – против. В этом же году родился сын Поля и Матильды.
- В 1872 г. происходит резкий разлад в семье Верлена в основном из-за Рембо. Молодой поэт с его сильной натурой имел большое влияние на Верлена. Матильда с сыном уезжает к родственникам, а Рембо снова поселяется у Верлена.
- В этом же году усилились преследования сторонников Парижской коммуны. Верлен и Рембо уезжают за границу, бродяжничают в Бельгии, затем отправляются в Лондон.
- Весь 1873-й год проходит у Верлена в переездах с одного места на другое, в ссорах и примирениях с Рембо, в попытках примирения с Матильдой. В июле после очередной ссоры с Рембо Верлен стрелял в него и ранил в запястье. Приговорён к 2 годам тюрьмы. В тюрьме приходит к религии.
- В 1874 г. выходит сборник стихов «Песни без слов». Развод с Матильдой.
- В 1875 г., выйдя из тюрьмы, Верлен встретился с Рембо, снова между ними произошла ссора, драка, больше они не виделись.
- В 1876-1877 гг. Верлен пытался наладить и упорядочить свою жизнь, начал работать: преподавал, интересовался сельским хозяйством, но не нашёл себя в этом и снова вернулся к творчеству.
- В 1881 г. вышел сборник его стихов «Мудрость», наполненный религиозными мотивами. Встречается с сыном, желает помириться с Матильдой, но безуспешно.
- В 1884 г. вышел сборник стихов «Когда-то и недавно» и книга литературно-критических статей «Про́клятые поэты», в неё вошли очерки о Рембо, Малларме и других французских поэтах, в том числе и о самом Верлене.
- В апреле 1885 г. месяц пробыл в тюрьме за пьяные угрозы в адрес матери. По выходе обосновался в Париже. Жил в нищете, в долгах, пил и серьезно болел.
- 1886-1893 гг. прошли в больницах и приютах. Но творчество он никогда не оставлял. Один за другим появляются сборники «Любовь» (1888), «Параллельно» (1889), «Счастье» (1891), «Песни для неё» (1891), «Интимные литургии» (1892), проза «Мои больницы» (1891).
- В 1894 г. Верлена избирают «Принцем поэтов». Пришло признание, но оно было слишком поздним.
- 5 января 1896 г. опубликовал свое последнее стихотворение «Смерть».
- Умер в Париже от воспаления лёгких 7 января 1896 г.
- Похоронен 10 января на кладбище Батиньоль в Париже. На его похороны собрались тысячи поклонников творчества.
Личная жизнь
Жена: Матильда Моте де Флервиль (? -1914). Брак был по взаимной любви, но семейная жизнь не сложилась из-за систематического пьянства Верлена, который поднимал руку на жену, а затем и на маленького сына.
Ещё одно обстоятельство привело к распаду семьи – связь Верлена с молодым поэтом Рембо. В 1874 г. она подала на развод.
В 1886 г. она повторно вышла замуж за бельгийского инженера Огюста Дельпорта, с которым развелась в 1900 г. У них родились двое детей: Сюзанна и Феликс. Сын от брака с Верленом стал жить самостоятельно в возрасте 24 лет.
Сын: Жорж Верлен (1871-1926). По профессии был часовщиком. Служил в Алжире, в африканском егерском полку. Страдал приступами летаргического сна после некоего гипнотического воздействия на него, как он сам указывал.
Принимал участие в сохранении литературного наследия отца. Жорж Верлен писал стихи. Одно из них, на смерть отца, было опубликовано.
Характеристика творчества
- Несмотря на определённую беспорядочность жизни, Верлен много писал. В его стихах, по выражению М. Горького, «был ясно слышен вопль отчаяния, боль чуткой и нежной души, которая жаждет света, жаждет чистоты, ищет Бога и не находит, хочет любить людей и не может».
- Верлен начал творческий путь под влиянием Бодлера и поэтов парнасской школы, которые противопоставляли своё творчество поэзии романтизма, по их мнению, устаревшего.
- Верлен хорошо знал поэзию предшественников, поэтому мог использовать эти знания для своего творчества. Юношеские стихи поэта отличались чёткостью образов, а в последующем всё больше наполнялись чертами символизма.
- Лучшей книгой Верлена критики считают «Романсы без слов», особенно отличают её музыкальность. Именно музыкальность считал он основой импрессионизма в поэзии. В этом его новаторство и отход о парнасцев.
- Другая особенность поэзии Верлена – наполненность меланхолическими настроениями и тоской, о чём бы он ни писал. Видение поэтом мира вокруг него сходно с неясностью картин импрессионистов, наполненных мерцанием воздуха и света.
- В поэзии Верлена почти нет событий, только чувства, образы, фантазии; природа в его стихах – отражение состояния души.
- В стихотворении 1874 г. «Поэтическое искусство» он выступил против ясности поэзии (в противовес «Поэтическому искусству» Буало) за музыкальность и туманность, что позволило М. Горькому назвать его поэзию декадентской.
- Верлен – поэт субъективизма, он стремился в своём творчестве «за черту земного».
Значение творчества
Поэты-символисты считали Верлена своим основоположником, а его стихотворение «Поэтическое искусство» – манифестом символизма. Его влияние на символистскую поэзию не подлежит сомнению. Но значение творчества Верлена намного шире: он создал свой особенный музыкальный стих, обращался к средневековой поэзии как к истоку французской лирики. Он обогатил французскую и мировую лирику многообразием поэтических форм, особой задушевностью, искренностью, музыкальностью.
Творчество Верлена стало образцом для поэтов XX в. Г. Аполлинера, П. Элюара. Стихи П. Верлена переводили многие русские поэты: В. Брюсов, Б. Пастернак, Ф. Сологуб, И. Анненский, Г. Шенгели и др.