Нестеров Михаил Васильевич — краткая биография


Нестеров Михаил Васильевич

ФИО: Нестеров Михаил Васильевич
Дата рождения: 19 (31) мая 1862 г.
Место рождения: Уфа
Знак зодиака: Близнецы
Деятельность: Художник, живописец
Дата смерти: 18 октября 1942 г. (80 лет)

Детство и юность

Михаил Нестеров родился в 1862 году в Уфе в богатой купеческой семье Василия Ивановича и Марии Михайловны Нестеровых. Отец вел торговлю мануфактурой и галантерейными товарами. Религиозно-патриархальная атмосфера семьи сформировала христианское миропонимание будущего художника.

С сестрой Александрой (1870)

С сестрой Александрой (1870)

Учиться Михаил начал в уфимской гимназии. Уже там талант к рисованию был замечен преподавателями. В 1874 году поступил в знаменитое московское реальное училище Воскресенского, которое давало образование, близкое к техническому.

Однако училище окончено не было, и в 1877 году Михаил поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. Учился у Василия Перова, известного передвижника, мастера жанровой живописи. Проучившись три года, поступил в петербургскую академию живописи. Но академия не оправдала надежд, и в 1882 году юноша вернулся в московское училище живописи. На этот раз его учителями стали А. Саврасов, И. Прянишников, К. Маковский.

Михаил Нестеров в молодости

Михаил Нестеров в молодости

Краткая биография

  • 1880-е – в поисках своей темы обращается к историческому жанру, пишет картины на сюжеты русской истории.
  • 1885 – за картину «Призвание М.Ф. Романова на царство» получил звание «Свободный художник».
  • 1887 – создана картина «Христова невеста». Картина написана после трагической смерти любимой жены Марии, персонаж наделен ее чертами. Первое произведение из галереи женских образов, в которых художнику удается передать внешнюю и внутреннюю красоту.
Михаил Нестеров в 1898 г.

Михаил Нестеров в 1898 г.

  • 1889 – на VII Передвижной выставке представил картину «Пустынник». Она привлекала внимание тем, как выразительно переданы просветленность, тихая радость уединения, нравственное равновесие схимника, гармония природы и героя картины. Этим полотном Нестеров заявил о себе как о самобытном художнике. Оно было приобретено П. Третьяковым до представления на выставке.
  • 1889-1890 – написал «Видение отроку Варфоломею». Полотно – первое из пятнадцати, посвященных Сергию Радонежскому. Реакция на картину некоторых критиков и коллег-передвижников была скандальной. Они упрекали Нестерова в мистицизме, несовместимом ни с подлинным православием, ни с целями Товарищества передвижников. Полотно приобрел П. Третьяков для своей галереи. Это укрепило уверенность художника в правильности выбранного пути в живописи. Сам Нестеров в конце жизни называл «Видение» лучшим своим творением. На картине впервые появился «нестеровский пейзаж» с характерным для него изяществом линий, тонко выписанными деталями, приглушенным, выбеленным цветом.
  • 1890 – первые опыты работы в монументальной живописи, вместе с В. Васнецовым расписывал киевский Владимирский собор. Позднее работал над росписью Марфо-Мариинской обители в Москве, Спасо-Преображенского собора в Сумах. При оформлении абастуманского храма Александра Невского в Грузии проделал работу огромного объема – расписал весь храм самостоятельно, создав более 50-ти композиций. Храмовые работы Нестерова отличает холодная палитра, изящество силуэтов, несвойственное церковным канонам изображение святых на фоне пейзажа.
  • 1896 – по следам впечатлений серии романов П.И. Мельникова, посвященных старообрядчеству, написал картину «На горах».
  • 1898 – продолжил тему старообрядчества картиной «Великий постриг», за которую удостоен звания «Академик живописи». Картина изображает молодую женщину, идущую к постригу в сопровождении монахинь старообрядческого скита. В представлении Нестерова трагизм ситуации соединяется с сочувствием духовному подвигу иночества.
  • 1901 – поездка в Соловецкий монастырь. Написанные по впечатлениям путешествия картины «Тихая жизнь», «Молчание», «Мечтатели» продолжили тему монашества.
  • 1905 – закончено полотно «Святая Русь». На нем изображено явление Христа русским людям посреди зимнего русского пейзажа. Картина подверглась критике представителей официального православия.
М.В. Нестеров и А.В. Щусев (Москва, 1911)

М.В. Нестеров и А.В. Щусев (Москва, 1911)

  • 1916 – закончена картина «На Руси. Душа народа». Последняя большая работа художника, посвященная православию. На полотне воплощена идея духовной мощи русского народа и отражена тревога о судьбе родины.
  • С 1920-х годов живописец вынужден работать в условиях цензуры, однако он не отказался от христианских сюжетов. Много работал в жанре пейзажа и портрета. В этот период созданы замечательные портретные образы людей искусства и науки: художников братьев Кориных, Е. Кругликовой, хирурга С. Юдина, скульпторов И. Шадра, В. Мухиной. Портреты многих персонажей писал повторно, стремясь к более глубокому и разностороннему отражению их человеческой сущности.
  • 1935 – закончен «Портрет И.П. Павлова» – пример воплощения в живописи высокого нравственного идеала, человека исповедующего принципы деятельного добра.
  • 1935 – состоялась персональная выставка, единственная прижизненная в советское время.
  • 1942, 18 октября – умер от инсульта в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
  • М. В. Нестеров в 1940 г.

    М. В. Нестеров в 1940 г.

    Личная жизнь

    С Марией Мартыновской, будущей женой, Михаил познакомился в Уфе на летних каникулах. Молодые люди полюбили друг друга с первого взгляда и в 1885, несмотря на отсутствие благословения родителей Михаила, обвенчались. Через год в семье произошла трагедия: Мария умерла на следующий день после рождения дочери Ольги. Переживая боль потери, Нестеров вновь и вновь писал и рисовал ее портреты.

    Работая над росписью Владимирского собора в Киеве, познакомился с семьей профессора Прахова и влюбился в его старшую дочь Лелю.

    Елена Адриановна (Леля)

    Елена Адриановна (Леля)

    Сделать предложение решился лишь через три года. Однако Леля расторгла помолвку, узнав о том, что гражданская жена Михаила Юлия Урусман родила от него дочь. В отношениях с Урусман (с 1898 по 1902) родились еще двое сыновей – Михаил и Федор. Федор умер младенцем. Нестеров впоследствии общался с дочерью Верой от этого брака, написал два ее портрета.

    Ю.Н. Урусман с детьми от Нестерова, Верой и Михаилом

    Ю.Н. Урусман с детьми от Нестерова, Верой и Михаилом

    В 1902 году в Киеве Михаил Васильевич познакомился с 22-летней Екатериной Васильевой, преподавателем женского института. Екатерина пришла в мастерскую, которую художник открывал для посетителей, желающих увидеть его картину «Святая Русь». После нескольких встреч Нестеров понял, что встретил женщину, с которой хочет прожить жизнь. Ради нее он расстался с Юлией Урусман. Брак был счастливым, в нем родились дочери Наталья, Анастасия и сын Алексей. Анастасия умерла в младенчестве.

    Михаил Нестеров со второй женой Екатериной и детьми Натальей и Алексеем

    Михаил Нестеров со второй женой Екатериной и детьми Натальей и Алексеем

    Вклад художника

    Михаил Васильевич Нестеров – выдающийся русский советский художник, работавший в жанре религиозно-философской живописи, пейзажа и портрета, виднейший портретист советской русской живописи.

    Основал собственное направление в живописи, в котором черты стиля модерн слиты с реализмом живописи 19 века. В этом стиле написаны произведения религиозно-нравственной тематики. Многие работы Нестерова пронизаны мотивами православной мистики, отражая мир снов, грез и видений. Особенным образом, получившим название «нестеровский пейзаж», художнику удалось выразить очарование русской природы.

    Нестеров внес в церковную живопись поэтическое мироощущение и новый стиль, придавая храмовым композициям черты модерна.


    Ваш комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *