ФИО: | Леонтьев Алексей Николаевич |
Дата рождения: | 5 (18) февраля 1903 г. |
Место рождения: | Москва |
Знак зодиака: | Водолей |
Деятельность: | Психолог, философ, педагог |
Дата смерти: | 21 января 1979 г. (75 лет) |
Детство и отрочество
Алексей Николаевич родился 18 февраля 1903 года. Его отец Николай Владимирович вышел из московской мещанской среды, занимался финансами и работал в сфере кинопроката, а мать, Александра Алексеевна, происходила из купеческой семьи.
Они были достаточно обеспеченными людьми, так что каждый год семья уезжала на отдых в Ялту. Когда у мальчика возникли проблемы со здоровьем, его с гувернанткой отправили на лечение за границу, в австро-венгерский санаторий.
Родители заботились и о том, чтобы сын получил хорошее образование. Он досрочно окончил Первое московское реальное училище, после чего еще подростком смог поработать конторским служащим. В будущем он хотел стать инженером, увлекался авиационным строительством и конструировал модели самолетов. Гражданская война застала семью в Крыму, и только в 1921 году им удалось возвратиться в Москву.
Наука и жизнь
- Революционные события захватили юношу, и он увлекся философией и вопросами устройства государства и общества. Вернувшись в Москву, он решил пойти в МГУ на факультет общественных наук.
- Одним из преподавателей Алексея был Г.И. Челпанов — профессор философии, который вел также семинар по психологии. Это человек, создавший Психологический институт в рамках университета, который в 1926 году стал самостоятельным учебным заведением. Учась у Челпанова, Леонтьев начал изучать психологию.
- В 1924 году получил диплом и остался работать в Психологическом институте. Занимался научной и педагогической деятельностью, в том числе в Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, во ВГИКе и ГИТИСе.
- С 1925 года вместе с Л.С. Выготским и А.Р. Лурией исследует механизм формирования и работы памяти. Их совместные изыскания приведут к возникновению культурно-исторической теории, на которой будет основана дальнейшая научная работа Леонтьева.
- В конце 1920-х годов многие учебные заведения попали в опалу, и их преподаватели стали преследоваться из-за подозрений в пропаганде оппозиционных настроений. В 1930 г. Леонтьеву пришлось покинуть ВГИК, а в следующем году его уволили из Академии коммунистического воспитания, которая была распущена и перенесена в Ленинград.
- Леонтьеву и его сторонникам было трудно найти работу в столице и невозможно продолжать свои исследования. Вскоре им удалось получить места в Харьковском педагогическом институте, и Леонтьев переехал в этот город и вступил в должность в 1931 году.
- В этом же году выходит книга Алексея Николаевича«Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций», в которой он описывает результаты многолетнего изучения памяти.
- В 1933 г. стал заведующим кафедрой психологии института. Здесь вокруг него и его коллег образовалась группа ученых, взгляды и деятельность которых позже назовут Харьковской психологической школой. Их целью было продвигать изучение психологии и смежных дисциплин (например, психиатрии и педагогики) посредством экспериментальных исследований.
- В это время Леонтьева интересуют вопросы формирования психики человека. Вместе со своей харьковской группой он исследует детское поведение, что приводит к более глубокому пониманию работы и развития психических процессов в сознанииребенка.
- В 1930-е годы, продолжая идеи Выготского, основывает собственную теорию деятельности. Ее предметом является установление связи между сознанием и деятельностью и характера их взаимного влияния друг на друга.
- В 1936 году смог вернуться в Москву и снова преподавать в Психологическом институте, а также в МГУ, во ВГИКе и ГИТИСе. Одновременно до 1938 года он продолжал работу в Харькове, регулярно путешествуя между двумя городами.
- Теперь его время посвящено изучению чувствительности кожи, ее реакций на раздражители, а в сотрудничестве с С.М. Эйзенштейном он исследует психическое восприятие фильмов. Алексея Николаевича волновала роль и функция творчества в жизни человека, что привело его к анализу психологии искусства. Занимается и психическим развитием животных, что позволит ему выдвинуть новые теории эволюции сознания.
- В 1940 году Леонтьев защищает докторскую. В своей диссертации он рассматривает психику в ее историческом развитии — филогенезе — и разбирает устройство памяти, восприятия, воли, произвольности и эмоций. Эта работа была опубликована в виде книги «Развитие психики».
- В 1960-е гг. интересуется вопросами личности и ее связи с обществом. В 1977 г. выходит книга «Деятельность. Сознание. Личность», подводящая итоги его расследованиям в этой области.
- В 1966 г. Леонтьев полностью переходит на работу в МГУ и становится деканом и заведующим кафедрой психологии. Эти должности он неизменно занимает до конца жизни. Именно он основал факультет психологии в Московском университете.
- Алексей Николаевич скончался 21 января 1979 года. Похоронен на столичном Кунцевском кладбище.
Семья
Леонтьев встретил свою будущую жену в 1929 году. Свадьба последовала очень быстро после знакомства и привела к долгому и крепкому браку. Маргарита Петровна всегда поддерживала мужа и содействовала его научной деятельности. В январе 1936 года у них родился сын. Родители решили назвать его в честь отца.
Маленький Алексей остался их единственным ребенком. Повзрослев, он пошел по стопам отца и вскоре тоже стал известным психологом. В 1960 году он принес родителям внука Дмитрия, который продолжил семейную традицию и посвятил свою жизнь психологии. Алексей Алексеевич всегда гордился наследием отца и в 2003 году опубликовал книгу, посвященную его жизни и карьере.
Заслуги
Не говоря о его находках и достижениях в изучении психологии, Алексей Николаевич повлиял на продвижение этой дисциплины в Советском Союзе. Благодаря его усилиям психология стала самостоятельной наукой и получила свои факультеты в ведущих университетах страны.
Всю свою жизнь Алексей Николаевич упорно и принципиально служил науке, искал ответы на пользу общества. Несмотря ни на какие трудности он всегда находил возможность продолжать свои занятия и в результате за свою карьеру достиг выдающихся результатов в самых разных направлениях — от эволюции психики до зоопсихологии, педагогики и самых широких вопросов формирования личности.