ФИО: | Хитяева Людмила Ивановна |
Дата рождения: | 15 августа 1930 г. (94 года) |
Место рождения: | Нижний Новгород |
Знак зодиака: | Лев |
Деятельность: | Актриса, телеведущая |
Детство, юность
Хитяева Людмила Ивановна – уроженка Нижегородской области. Она появилась на свет в селе Широкое 15 августа 1930 года. Отец Иван Яковлевич был инженером экономического профиля, а мать Вера Ивановна – врачом. В подростковом возрасте, с 11 до 15 лет девочка редко видела родителей. Шла война, отец работал на секретном заводе, мать была военврачом.
После войны, окончив школу, Людмила поступила в театральное училище в областном центре. Произошло это неожиданно для самой девушки. Отправившись поддержать подругу на экзамене, она экспромтом и сама прочитала комиссии монолог Катерины из «Грозы».
По результатам прослушивания была принята именно она, а подруга, как говорит предание, – нет. Из однокурсников Людмилы, ставших знаменитыми, был Евгений Евстигнеев. В 1952 году училище было окончено, и его выпускница стала играть на сцене Горьковского театра драмы (к тому времени Нижний Новгород был переименован в Горький).
Страницы биографии
С 1952 по 1962 годы Людмила Хитяева сыграла на театральной сцене несколько характерных и комедийных героинь:
- Лисена – «Учитель танцев» Мольера.
- Галя – «Не называя фамилий» В. Минко, в переводе с украинского Ю. Киселёва.
- Шурка – «Егор Булычёв и другие» М. Горького.
- Румянцева – «Всё остаётся людям» С. Алёшина.
- Галина – «В добрый час» В. Розова.
В театре её заметил писатель Анатолий Рыбаков. На киностудии имени Горького начинались съёмки фильма по его роману. Он предложил Хитяеву на главную роль.
- В 1957 году, благодаря рекомендации писателя, актриса дебютировала картине «Екатерина Воронина». В период кинопроб ей пришлось выдержать конкуренцию с Нонной Мордюковой. Режиссёр Исидор Анненский выбрал на роль женщины с сильным характером партийного руководителя никому не известную талантливую актрису Хитяеву.
- В 1958 году ей посчастливилось сыграть своенравную казачку Дарью Мелехову в киноленте режиссёра Сергея Герасимова по эпопее Михаила Шолохова «Тихий Дон». Эта работа была пропуском в большое кино. Людмила Хитяева стала звездой советского экрана.
- В 1959 году С. Герасимов вновь пригласил актрису на роль такого же плана в фильме «Поднятая целина». Персонаж Шолохова Лукерья Нагульнова (Лушка) стал откровением для советского зрителя. Актриса передала женскую чувственность героини из народа, наделённой природной красотой, сильным характером и стремлением любить.
- В 1961 году Людмила Хитяева выступила в роли колоритной гоголевской Солохи в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Полусказочный образ матери кузнеца Вакулы и одновременно сельской ведьмы, принимающей ухажёров, получился ярким и комичным.
- В 1962 году артистка окончательно рассталась с театром и была зачислена в штат киностудии им. Горького. И на этой студии, и на «Мосфильме» она много снималась. После звёздных ролей в фильмах «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Вечера на хуторе…» с 1961 по 2008 годы актриса снялась в 38-и картинах (7 главных ролей).
В советский период кино обязано было разрабатывать партийно-производственную тематику. В 60-ые годы Людмила Хитяева воплотила на экране ряд героинь, для которых работа и долг на первом месте:
- «Секретарь обкома» – художник Юлия.
- «Понедельник – день тяжёлый» – Анна Соловьёва.
- «Путешественник с багажом» – мать героя, совхозный зоотехник.
- «Карантин» – врач Евдокия Ивановна Дорошенко.
- «Сыны Отечества» – учительница Елена Салимова.
Однако наиболее интересными и полюбившимися зрителю были киногероини с ярким, сильным женским началом или сошедшие со страниц сказок. В 60-70-ые такими стали:
- Евдокия Чернышова в фильме «Евдокия».
- Галина Сахно в картине «Стряпуха».
- Антонида Половодова в сериале «Приваловские миллионы».
- Анфиса в фильме-сказке «Финист – Ясный сокол».
- Устинья в киноленте «Отец и сын».
- В 1965 году Людмиле Ивановне Хитяевой было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР за заслуги, достигнутые в кинематографе.
- В 1968 году Хитяева посетила кинофестиваль в Греции, и на одном из банкетных ужинов её неоднократно приглашал танцевать один из богатейших людей планеты – миллиардер Аристотель Онассис. Известно, что он ценил в женщинах не только красоту, но и талант. Его надежды на благосклонность советской кинозвезды не оправдались.
- В 1970 году артистка приняла участие в грандиозном турне по Сибири. Партия в год очередного съезда решила приблизить народных любимцев к жителям необъятных просторов северного края. В правительственном самолёте был собран коллектив из звёзд кино и эстрады. В этих гастролях была возможность познакомиться со страной, зрителями и коллегами по цеху.
- В 80-90-ые годы актриса переиграла много возрастных ролей: администратора-взяточницу («У матросов нет вопросов»), заведующую фермой («Хроника одного лета»), женщину на кладбище («Умирать не страшно») и другие.
- В 1983 году Л.И. Хитяева была удостоена звания Народной артистки РСФСР за заслуги в развитии советского кинематографа.
- В годы, последовавшие за преобразованиями в государстве и искусстве, актриса 10 лет, с 1993 по 2003 годы, не имела работы в кино. От некоторых предложений отказывалась из-за низкого качества материала. В 2000-ые она сыграла в трёх фильмах роли второго плана: Варвару Анненскую («Покаянная любовь», 2003 г.), жену Осмоловского («Сыщики районного масштаба-2», 2003 г.), бабу Лизу («Хлеб той зимы», 2008 г.).
- В 2014 году 84-летняя Л.И. Хитяева попробовала себя как участница телевизионного ток-шоу на Первом канале – «Дело ваше». Артистка в преклонном возрасте не побоялась взяться за освоение роли соведущей.
- В 2020 году Людмила Ивановна Хитяева праздновала знаменательный юбилей – 90 лет со дня рождения. Она в хорошей форме и считает, что обязана этим своим родителям, здоровой генетике. Бывшая артистка переехала из центра столицы, где в начале карьеры получила квартиру по распоряжению министра Фурцевой, – в Замоскворечье. До недавнего времени любила бывать на даче, на Икшинском водохранилище. В этом же году она приняла участие в передаче «Судьба человека» с Борисом Корчевниковым на канале «Россия-1».
- В начале 2022 года в одном из интервью она поделилась секретами красоты, сказав что никогда не ходила к косметологу и не сидела на диетах.
Личная жизнь
Людмила Ивановна Хитяева трижды выходила замуж. Будучи студенткой третьего курса, она вступила в брак с первым мужем – актёром Александром Белокринкиным. У пары родился сын Павел. Брак распался из-за частых съёмочных экспедиций Людмилы.
Единственный сын оставался в Горьком, у дедушки и бабушки, а после окончания школы приехал к матери в Москву и занялся изучением восточных языков и экономики. Он живёт с семьёй в Таиланде и работает в торгпредстве. Его дети, сын Павел и дочь Мария – и соответственно, внуки актрисы, выбрали сферу деятельности своего отца.
Второе замужество в 60-ые годы, за врачом-урологом Борисом Якобсоном, продлилось 13 лет. Это был талантливый хирург, первым в Союзе делавший операции по смене пола. С ним Людмила Хитяева была счастлива, но развелась, столкнувшись с изменой.
В 1975 году в жизни Хитяевой появился третий муж, постановщик трюков В. Леонтьев, спортсмен, на 10 лет моложе. Брак с ним 20 лет оставался гражданским. Актриса не хотела сковывать узами супружества мужчину, которому не могла родить ребёнка. Они расстались по обоюдному согласию, когда актрисе был 61 год.
По иронии жизни, следующий поклонник Андрей был моложе на 30 лет. Офицер спецслужб, он оказался талантливым музыкантом, играл на фортепиано, вместе с Людмилой Ивановной отправлялся на концерты. Восемь лет жизни с ним закончились расставанием из-за пристрастия мужчины к алкоголю.
Вклад в отечественный кинематограф
Несмотря на жизненное и творческое долголетие, главными работами Людмилы Ивановны в киноискусстве остались три первые. Две из них – это роли, созданные в 50-ые годы на материале литературных произведений Михаила Шолохова: Дарья Мелехова и Лукерья Нагульнова стали непревзойдёнными по силе женских образов и по мастерству их воплощения. Большая заслуга в этом и гениального режиссёра Сергея Герасимова.
Третья роль – заглавная в фильме «Евдокия» (1961 г.), была сыграна под руководством режиссёра Татьяны Лиозновой. Эта героиня стала дорога зрителям как воплощение материнской любви, для которой нет своих и чужих детей.