ФИО: | Соткилава Зураб Лаврентьевич |
Дата рождения: | 12 марта 1937 г. |
Место рождения: | с. Меоре Отобая, Абхазия |
Знак зодиака: | Рыбы |
Деятельность: | Оперный певец |
Дата смерти: | 18 сентября 2017 г. (80 лет) |
Зураб Лаврентьевич Соткилава — один из ярчайших представителей оперного жанра с необычайной судьбой. Благодаря упорству и трудолюбию, мощной природной энергетике и музыкальности, бывший футболист снискал себе славу одного из лучших теноров мира.
Детство и юность
Будущий прославленный оперный певец Зураб Лаврентьевич Соткилава родился в маленьком мегрельском селе Меоре Отобая в западной части Грузии (территория Абхазии) 12 марта 1937 года. Его родители, Соткилава Лаврентий Гутуевич (1905-1976) и Карчава Ксения Виссарионовна (1917-1975), по роду своей профессиональной деятельности со временем перебрались в Сухуми. Отец преподавал историю, занимал должность директора школы. С началом Великой Отечественной войны ушел на фронт. Из трех братьев семьи Соткилавы домой вернулся он один. Мать имела медицинское образование и работала врачом-рентгенологом.
Детство Зураба пришлось на военные и послевоенные годы. Самой любимой забавой мальчишек той поры был дворовый футбол. Несмотря на отсутствие настоящего футбольного мяча, они с удовольствием гоняли самодельный, сделанный из грубой травы и корней. После войны стали появляться американские каучуковые мячи, но играть таким мячом было очень сложно из-за силы отскока. Для него больше подходило покрытие гаревой дорожки, нежели самого футбольного поля. При всех этих сложностях, Зураб Соткилава делал колоссальные успехи в этом виде спорта. Сначала играли на пустыре двор на двор, улица на улицу, школа на школу.
Поболеть за ребят собиралось много народу: друзья, соседи, родители, учителя. Именно на таких играх Зураба заметили и пригласили в Сухумскую спортивную школу «Динамо». Именно там будущему оперному певцу впервые выдали настоящие венгерские бутсы, которые он любовно смазывал сливочным маслом, сэкономленным за школьным завтраком. Самым большим детским горем был случай, когда мама разрубила эти бутсы, чтобы Зураб больше времени посвящал учебе и занятиям в музыкальной школе. По настоянию матери Зураб посещал музыкальную школу по классу скрипки и фортепиано. Однако футбол был главной мечтой и страстью юного Соткилавы.
Ради него занятия по музыке частенько игнорировались, за что мальчику и попадало от матери. В 14 лет (1951 год) Зураб уже входил в юниорскую сборную сухумского «Динамо» и был капитаном команды. Детское увлечение со временем переросло в профессиональный интерес. В 18 лет (1955 год), после победы юниорской команды во всесоюзных соревнованиях, Соткилаву включили в основной состав сборной Грузии, где в 1956 году Зураб тоже стал капитаном. В команде он занимал место крайнего защитника, но благодаря своей быстрой реакции и умению преодолевать стометровку за 11,1 секунды, всегда страстно подключался к атакам.
Что касается музыки, то никаких предпосылок для профессиональной карьеры Зураба Соткилавы в этом направлении не наблюдалось. Музыкантов в семье никогда не было. Более того, отец совершенно не имел музыкального слуха. Правда, мама и бабушка умели играть на гитаре и прекрасно пели, что видимо передалось в полной мере Зурабу. Мальчик часто подпевал им во время домашних посиделок, знал множество старинных грузинских песен, которые составляли основу домашнего репертуара семьи. В грузинской сборной по футболу песнопения тоже имели место. Однако там Зураб никогда не демонстрировал свои голосовые способности.
Время выбора: футбол, горная инженерия и вокал
Первой о наличии таланта певца у сына соседей завела разговор преподаватель Сухумского музыкального техникума Валерия Разумовская, которая жила по соседству с семьей Соткилава и неоднократно присутствовала на домашних концертах. Она же вновь подкинула идею певческой карьеры Зурабу, когда тот в очередной раз приехал в Сухуми к родителям. Это был 1958 год, когда Соткилава уже играл за тбилисский «Динамо». Одной из первых серьезных игр был для него матч с московским «Динамо». Молодому человеку казалось, что самое главное в его жизни только начинается.
На предложение Разумовской показаться профессору Тбилисской консерватории Н.В. Бокучаве он все же согласился, хотя воспринял его с юмором. Причем взаимоотношения с Бокучавой изначально строились на взаимовыгодных условиях. Зураб доставал профессору билеты на дефицитные футбольные матчи, а тот в знак благодарности проводил с ним занятия. На первом прослушивании музыкальные способности Соткилавы не произвели впечатления на профессора. Но спустя всего несколько уроков оперного вокала, Николай Варламович Бокучава уже пророчил Зурабу блестящее будущее на сцене оперного театра.
Сам же футболист не воспринимал эти занятия всерьез, выкраивая время на них между тренировками и матчами. Но жизнь рассудила за него. Метания прекратились в 1959 году после двух серьезных травм, последовавших одна за другой. Точку в карьере футболиста поставили международные соревнования в Чехословакии, в которых он принимал участие в составе сборной Грузии. До этого у него уже была серьезная травма позвоночника с повреждением тазобедренного сустава, повреждена коленная чашечка. Во время одного из матчей в Чехословакии Зураб Соткилава захромал и покинул поле. Врачи констатировали, что вернуть 22-летнему футболисту рабочую форму уже не удастся.
Параллельно шла учеба в Грузинском государственном политехническом институте им. С. М. Кирова на горно-геологическом факультете, куда Зураб Соткилава поступил после окончания школы в 1955 году. Выбор Политехнического института по специальности «инженер-геодезист» был неслучаен. Еще в школе Зураб всерьез увлекался минералогией. Годы учебы знаменитый оперный певец всегда вспоминал с благодарностью, поскольку находился в среде увлеченных людей. По специальности Соткилава поработал всего пару месяцев, находясь на практике в Донецкой области. Диплом он защитил на «отлично» спустя год после расставания с футболом и вполне мог бы работать по специальности.
Однако ближе к защите дипломной работы Зураба стали одолевать сомнения в правильности выбора. Да и профессор Бокучава, узнав о прекращении футбольной карьеры Соткилавы, стал активно приглашать его на концерты в Тбилисскую консерваторию, знакомить с пением знаменитых мировых оперных классиков и предлагать продолжать занятия вокалом. Таким образом, музыка стала все глубже проникать в жизнь Зураба Соткилавы. По настоянию все того же Николая Варламовича бывший футболист через 2 дня после защиты в Политехническом институте пришел на прослушивание в Тбилисскую консерваторию и его дальнейшая судьба была решена.
Мама, как ни странно, на этот раз выбор сына в пользу музыки не разделила. Были огорчены и родственники из родного села, куда Зураб приехал после поступления в консерваторию. Дядя очень надеялся, что после окончания Политехнического института его любимый Зурик вернется на родину и будет большим начальником в милиции. Бабушка тоже была в недоумении, как можно после одного института еще 5 лет учиться тому, что уже умеешь — петь. В результате, после такой новости, за большим семейным столом из 50 человек родственников никого не осталось. А общение с дядей было прервано на много лет. Только отец принял сторону сына.
Звездная карьера оперного певца
Сам Зураб Соткилава не раз упоминал, что без спортивного прошлого не было бы его как оперного певца. Именно спорт научил трудолюбию, самодисциплине и максимальной собранности.
- 1960-1965 гг.: годы учебы в Тбилисской консерватории им. В. Сараджишвили. На прослушивании Зураб Соткилава пел «Эпиталаму» Рубинштейна, за что получил наивысшую похвалу от ректора. При поступлении его голосовой диапазон был определен как баритон и только на 3-м курсе педагог Д.Я. Андгуладзе выявил истинные голосовые возможности Соткилавы как лирико-драматического тенора. Еще во время учебы в консерватории Зураб Лаврентьевич стал лауреатом I премии в Закавказском конкурсе музыкантов-исполнителей.
- В 1965 году, сразу после окончания консерватории, Зураба Соткилаву пригласили в Грузинский театр оперы и балета им. З. Палиашвили, где ему сразу доверили ведущие партии. В качестве дебюта он исполнял партию Каварадосси из оперы «Тоска» Д. Пуччини. На сцену Грузинского театра Соткилава выходил по 1974 год.
- 1966-1968 гг. Несмотря на абсолютный слух и природную музыкальность, погружение в карьеру оперного певца далось Зурабу Соткилаве нелегко. Поскольку музыкальную школу он посещал от случая к случаю, при поступлении в консерваторию имел огромные пробелы в нотной грамоте. Но слушая ди Стефано и Марио дель Монако, он так проникся их исполнением, что твердо решил добиться тех же высот. В 1966 году певец выиграл конкурс на поездку в Италию, где провел 2 года на стажировке в «Ла-Скала». Зураб Соткилава одержимо работает в этот период под руководством педагога Д. Барра и дирижера Э. Пьяцца над ведущими партиями опер «Богема», «Кармен» и др.
- 1968-1971 годы были плодотворными в плане успешного участия в различных конкурсах: Гран-при и приз «Золотой Орфей» на IХ Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии; II премия и серебряная медаль на IV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве; Гран-при Международного конкурса вокалистов имени Франсиско Виньяса в Барселоне, где Зураб Соткилава был удостоен специального приза «Покровительница Барселоны» за исполнение произведений Дж. Верди.
- В 1971 году З. Соткилава впервые выступил на сцене Большого театра, куда труппа Тбилисской оперы прибыла на гастроли. Певец уже был знаком столичной публике по конкурсу им. Чайковского, поэтому его встретили особенно горячо. В 1972 году Соткилава принял участие в концерте, посвященном 100-летию Л.В. Собинова, проходившем так же в Большом театре. А в 1973 году дирекция театра предоставила ему возможность спеть партию в опере «Кармен». Сольный концерт Зураба Соткилавы в рамках фестиваля «Русская зима» подвел певца к окончательному решению вступить в труппу столичного театра.
- К этому времени учеба в аспирантуре при Тбилисской консерватории уже была завершена (1972 год). Решение поступить в аспирантуру и начать преподавать осенила Соткилаву рано. Порекомендовал это и его педагог Д. Андгуладзе. По его мнению, только обучая другого лучше учишься сам, видишь свои ошибки и просчеты. Тогда Зураб Лаврентьевич взял ученика, которого все отказывались брать.
- Несмотря на теплый прием и внимательное отношение всей труппы Большого театра к Зурабу Соткилаве, к столичной жизни он привыкал медленно. Его партнерами по сцене были Елена Образцова, Тамара Синявская, Маквала Касрашвили. Певец из Грузии нисколько не отличался от других солистов группы теноров. Но над актерским мастерством, которого ему все же не доставало, усердно работал. В 1977 году именно под З. Соткилаву в Большом театре поставили оперу О.В. Тактакишвили «Похищение луны».
- В 80-е годы Зураб Лаврентьевич достиг всемирной известности. Его концертная деятельность имела невероятный успех, как в России, так и за рубежом. Болонская музыкальная академия вписала его в число своих почетных членов. С триумфом проходили его выступления в Германии, Италии, Венгрии, Испании, США, Японии, Израиле, Индии. Соткилава отличался широтой своей благотворительной деятельности (концерты для Фонда Мира, помощи Чернобылю, Спитаку, воинам-афганцам, спортсменам-инвалидам). С 1987 года он стал преподавать в Московской консерватории им П.И. Чайковского, где вел класс сольного пения.
- В 90-е годы много сил и времени оперный певец отдавал просветительской деятельности. По его инициативе и при его участии на телеэкранах появились циклы передач «Мастера оперной сцены», «Клуб любителей оперы», где Зураб Лаврентьевич открылся зрителям еще и как мастер слова и человек с широким кругозором. В 1994 году З. Л. Соткилава возглавил жюри Х Международного конкурса П.И. Чайковского по сольному пению. А в 1996 году он – член жюри Первого Международного конкурса теноров имени Д.Я. Андгуладзе, проходившего в Батуми.
- В 2000-е годы Зураб Лаврентьевич Соткилава больше занимался преподавательской деятельностью в Московской государственной консерватории, но продолжал активно выходить на сцену. В июле 2015 году прославленному певцу диагностировали рак поджелудочной железы. В Германии была проведена операция, но реабилитацию Соткилава пожелал провести в России. Казалось, что болезнь отступила, и осенью 2015 года он снова вышел на сцену в Сергиевом Посаде.
- В марте 2017 года З. Соткилава планировал бенефис в честь своего юбилея, хотя врачи уже категорически запрещали ему голосовые нагрузки. По их совету, можно было только сидеть на сцене и принимать поздравления. Однако Зураб Лаврентьевич до последнего не падал духом и мечтал выйти в свой 80-летний юбилей на сцену Зала Церковных Соборов. 18 сентября 2017 года Зураб Лаврентьевич Соткилава скончался на 81-ом году жизни. Похоронен в Тбилиси на Сабурталинском кладбище.
Личная жизнь: любовь и музыка вечны
Свою единственную любовь на всю жизнь Зураб Соткилава встретил в стенах Тбилисской консерватории. Это была Элисо Турманидзе. Она училась на курс старше по классу фортепиано. Для Зураба это была любовь с первого взгляда, хотя познакомиться с девушкой он долго не решался. Случилось так, что Элисо сама пришла на экзамен по вокалу, чтобы услышать невероятный голос некого футболиста из «Динамо», слух о котором прошел уже на всю консерваторию. После экзамена девушка подошла к Зурабу, чтобы выразить ему свое полное одобрение. Так они и познакомились. Через всю жизнь Соткилава пронес верность своей избраннице.
Узаконить свои отношения пара решила, когда Зураб учился на последнем курсе. Однако этому воспротивился педагог Андгуладзе. Он опасался, что женитьба отвлечет талантливого ученика от учебы в самый ответственный момент окончания консерватории. Из уважения к учителю Соткилава отложил свадьбу. Первое время супруги занимались концертной деятельностью вместе: Зураб пел, а Элисо ему аккомпанировала. Но с рождением детей Элисо Максимовна полностью посвятила себя заботе о семье, создав все условия для комфортной работы мужа. Надо сказать, что и сама она была талантливой пианисткой, подающей большие надежды.
Однако жена Зураба Лаврентьевича предпочла остаться в тени его славы на правах друга, советчика, критика и матери его детей. У Зураба Соткилавы и Элисо Турманидзе родились две дочери: Теа (1967 г.р) и Кетино (1971 г.р.). Старшая окончила романское отделение филологического факультета МГУ и проживает в Испании. Младшая тоже получила образование в МГУ, только на историческом факультете (отделение истории искусств). Некоторое время Кетино работала режиссером телевизионных программ и помогала отцу в создании цикла передач об искусстве. Прочная дружная семья всегда была для Зураба Лаврентьевича источником сил и творческого вдохновения.
В интервью певец не раз признавался, что без любви невозможно достичь успеха в музыке, тем более в оперном пении. Ведь каждая партия — это душевная страсть. Он искренне не представлял, как можно расстаться с женщиной, с которой пройден самый важный и трудный этап в жизни — профессиональное становление. Судьба успела порадовать Зураба Соткилаву и внуками, которых у него двое: Кети и Леван. Когда певец узнал о своем недуге, то больше переживал за близких. Именно любовь к ним позволила еще какое-то время находить в себе силы для борьбы с болезнью.
Что отдашь — твое, что оставил себе — потеряно
Все, кто хоть раз в жизни имел счастье пересечься с Зурабом Лаврентьевичем, отзываются о нем как об очень светлом, душевном человеке. Как преподаватель он был строг, но по-отечески относился к каждому своему ученику. Никогда не кричал в аудитории, хотя обладал весьма горячим темпераментом. Но свою неуемную энергию он направлял на любимое дело, которому отдавался без остатка. С какой страстью и энергией он играл в футбол, с такой же более полувека выходил на сцену как оперный певец. В исполнении Соткилавы каждая оперная партия — это душевное откровение и артистизм, идущий от сердца.
Зураб Лаврентьевич очень дорожил заветом Шота Руставели, согласно которому и шел по жизни: «Что отдашь — твое, что оставил себе — потеряно». Своей любовью к музыке, темпераментом, жизнелюбием, он продолжал делиться с публикой до самой кончины. Со сложными партиями из произведений Дж. Верди Зураб Соткилава справлялся даже после длительного лечения. Именно неповторимая техника исполнения Верди прославила его на мировом уровне. На малой родине и в России Зураба Лаврентьевича тоже очень ценили, о чем говорят многочисленные звания и награды.
В 1970 году ему присвоено звание Заслуженного, а в 1973 Народного артиста Грузинской ССР. В 1979 году Зураб Соткилава абсолютно заслуженно стал Народным артистом СССР. Он трижды лауреат Государственных премий: Грузинской ССР (1983 год), Автономной республики Крым (1995 год), Республики Грузия (1998 год), трижды обладатель ордена «За заслуги перед Отечеством» разных степеней, трижды награжден орденом Чести (Грузия). Зураб Соткилава считал себя самым счастливым человеком, потому что исполнил за свою карьеру оперного певца все, что хотел.