Жан Батист Мольер — краткая биография


Жан Батист Поклен

Полное имя: Жан Батист Поклен
Дата рождения: 15.01.1622
Место рождения: Париж, Франция
Знак зодиака: Козерог
Деятельность: Комедиограф
Дата смерти: 17.02.1673 (51 год)

Детство и юность

Жан Батист Поклен (настоящая фамилия) родился 15 января 1622 г. в Париже в старинной буржуазной семье.

Его отец, Жан Поклен, служил королевским обойщиком-драпировщиком, мебельщиком и камердинером. Мать мальчика, Мария Поклен-Крессе, умерла от туберкулёза, когда сыну было 10 лет.

Образование Жан Батист получил в престижном Клермонском иезуитском колледже, куда отдал его отец. Там мальчик изучал латынь и другие древние языки, естественные науки, философию. В 1639 г. он окончил колледж и успешно сдал экзамен на звание лиценциата права. Однако ни юридическая карьера, ни отцовское ремесло юношу не привлекали, и он решил посвятить свою жизнь театру.

Жан Батист Мольер в молодости

Краткая биография

  1. В 1643 г. Поклен вместе с другими артистами создал театр «Блистательный». Начинающий актёр взял псевдоним «Мольер» и в 1644 г. впервые вышел на сцену. В Париже новый театр не смог победить в жесточайшей конкурентной борьбе с уже завоевавшими популярность труппами, поэтому Мольер решил покинуть столицу.
  2. В 1645 г. вместе с друзьями он примкнул к театральной труппе Шарля Дюфрена и на протяжении 13 лет выступал в провинции.
  3. В 1650 г. Мольер становится главой труппы. Так как актёрам нужен был свежий репертуар, он взял на себя роль драматурга. За годы работы в провинции Жан Батист написал и поставил множество комедий, большинство из которых не сохранилось. В основном это были фарсы – комедии с лёгким содержанием и использованием внешних комических приёмов. До наших дней дошли пьесы «Летающий лекарь» 1645 г. и «Ревность Барбулье», написанная предположительно в 1653 г. Авторство Мольера в обоих случаях специалисты ставят под сомнение.
  4. В 1655 г. драматург сочинил большую комедию в стихах «Шалый, или Всё невпопад», которая упрочила репутацию труппы.
  5. В 1656 г. была написана пятиактная пьеса в стихах «Любовная досада».
  6. В 1658 г. ставшую известной в провинции труппу пригласил в Париж Месье, младший брат Людовика XIV. Артисты представили в Луврском дворце комедию «Влюблённый доктор», которая так понравилась королю, что он предложил труппе работать в придворном театре Пти-Бурбон. А Месье стал покровительствовать артистам.
  7. Первой комедией, написанной и поставленной Мольером в Париже, стала «Смешные жеманницы». В своей пьесе автор высмеивал утвердившуюся в салонах и буржуазных кругах моду на прециозность – манерность, вычурность. Высшее общество не приняло сатиру, и спектакль был запрещён к показу на двухнедельный срок. Но после снятия запрета он стал пользоваться ещё большей популярностью, пьеса была сыграна за сезон 38 раз.
  8. В 1660 г. драматург написал яркую динамичную комедию-фарс «Сганарель, или Мнимый рогоносец», закрепившую парижский успех труппы. В этой пьесе впервые появляется оригинальный мольеровский персонаж – простак Сганарель, – фигурирующий впоследствии во многих произведениях автора.
  9. Для королевского двора Мольер создаёт особый жанр – комедию-балет. Первой пьесой в таком стиле стала «Несносная».
  10. В 1661 г. артисты перешли в другой театр – Пале-Рояль. Там была поставлена комедия «Школа мужей», написанная в новом для драматурга жанре – комедии воспитания.
  11. В следующем году вышла ещё более тонко проработанная пьеса «Школа жён».
  12. На нападки недоброжелателей, обрушившихся на пьесу, Мольер ответил короткой пьеской «Критика «Школы жён»», поставленной в 1663 г.
  13. В том же году труппой Мольера была поставлена комедия «Версальский экспромт», в которой автор критиковал другой крупный парижский театр «Бургундский отель».
  14. В 1664 г. выходит комедия-балет «Брак поневоле», в которой Мольер улучшает новый жанр, органично переплетая фарсовую и балетную составляющие.
  15. «Принцесса Элида», поставленная в том же году, стала первой представительницей балета-комедии галантно-пасторального типа.
  16. В 1664 г. комедиограф написал свою знаменитую пьесу «Тартюф, или Лицемер». Первый и второй варианты пьесы были запрещены к показу. В репертуаре театра она закрепилась только в 3-й редакции в 1669 г. под названием «Тартюф».
  17. В 1665 г. в Пале-Рояль впервые была поставлена новая дерзкая пьеса «Дон Жуан, или Каменный пир». Не желая нового скандала, Мольер убрал комедию из репертуара после 15 представлений.
  18. В 1666 г. состоялась премьера «Мизантропа», глубокой психологической комедии «высокого» стиля. Она отличалась от всего, что ставил комедиограф ранее, и была прохладно принята публикой.
  19. В 1668 г. была поставлена знаменитая пьеса «Скупой, или Школа лжи» на сюжет «Кубышки» знаменитого римского комедиографа Плавта.
  20. В 1670 г. по заказу короля была написана комедия-балет «Мещанин во дворянстве».
  21. В 1671 г. по заказу короля в соавторстве с поэтами-драматургами Ф. Кино и П. Корнелем и композитором Ж. Б. Люлли была создана трагедия-балет «Психея». В подготовке постановки также принимали участие: хореограф П. Бошан, костюмер А. Жиссе и декоратор К. Вигарани. Это был роскошный спектакль, поразивший современников своим великолепием.
  22. Последней комедией драматурга стала «Мнимый больной» 1673 г. На момент написания пьесы автор был смертельно болен, однако произведение получилось одним из самых ярких и жизнерадостных в карьере драматурга.
  23. Жан Батист Мольер умер 17 февраля 1673 г. в возрасте 51 года. Он почувствовал себя плохо во время спектакля и был доставлен домой, где вскоре и скончался.
Портрет кисти Н. Миньяра (1656)

Портрет кисти Н. Миньяра (1656)

Личная жизнь

В 1662 г. 40-летний Мольер женился на 20-летней актрисе Арманде Бежар, сестре своей бывшей любовницы Мадлен. Этот брак породил немало сплетен – поговаривали, что Арманда не сестра, а дочь Мадлен от Мольера, и он якобы женился на собственном ребёнке.

Арманда Бежар

Арманда Бежар

За Мольера вступился сам король, он стал крёстным отцом первенца супругов, сына Луи, который родился 19 января 1664 г. Но, не прожив и года, мальчик скончался.

В браке родилось ещё 2 детей: дочь Эспри-Мадлен и сын Пьер Жан Батист Арман. Второй сын супругов также умер в младенчестве.

Вывод

Жан Батист Мольер был крупнейшим французским комедиографом и театральным деятелем XVII века, создателем классической комедии. Помимо написания пьес он выступал и в качестве актёра, обыкновенно сам исполняя главные роли в своих спектаклях.

Статуя Мольера в Париже

Статуя Мольера в Париже

Несмотря на ещё сохранившуюся односложность характеров персонажей и схематичность сюжетов, Мольер в своих пьесах сделал большой шаг вперёд и приблизил их к реальной жизни. В его произведениях появились представители всех слоёв общества и начали подниматься серьёзные морально-нравственные вопросы.

Пьесы Мольера входят в копилку шедевров мировой литературы и до сих пор вызывают интерес у читателей и театралов. Его творчество оказало огромное влияние на развитие комедии, театра и литературы в Европе в XVIII веке.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *