Полное имя: | Жан Батист Поклен |
Дата рождения: | 15 января 1622 г. |
Место рождения: | Париж, Франция |
Знак зодиака: | Козерог |
Деятельность: | Комедиограф |
Дата смерти: | 17 февраля 1673 г. (51 год) |
Детство и юность
Жан Батист Поклен (настоящая фамилия) родился 15 января 1622 г. в Париже в старинной буржуазной семье.
Его отец, Жан Поклен, служил королевским обойщиком-драпировщиком, мебельщиком и камердинером. Мать мальчика, Мария Поклен-Крессе, умерла от туберкулёза, когда сыну было 10 лет.
Образование Жан Батист получил в престижном Клермонском иезуитском колледже, куда отдал его отец. Там мальчик изучал латынь и другие древние языки, естественные науки, философию. В 1639 г. он окончил колледж и успешно сдал экзамен на звание лиценциата права. Однако ни юридическая карьера, ни отцовское ремесло юношу не привлекали, и он решил посвятить свою жизнь театру.
Краткая биография
- В 1643 г. Поклен вместе с другими артистами создал театр «Блистательный». Начинающий актёр взял псевдоним «Мольер» и в 1644 г. впервые вышел на сцену. В Париже новый театр не смог победить в жесточайшей конкурентной борьбе с уже завоевавшими популярность труппами, поэтому Мольер решил покинуть столицу.
- В 1645 г. вместе с друзьями он примкнул к театральной труппе Шарля Дюфрена и на протяжении 13 лет выступал в провинции.
- В 1650 г. Мольер становится главой труппы. Так как актёрам нужен был свежий репертуар, он взял на себя роль драматурга. За годы работы в провинции Жан Батист написал и поставил множество комедий, большинство из которых не сохранилось. В основном это были фарсы – комедии с лёгким содержанием и использованием внешних комических приёмов. До наших дней дошли пьесы «Летающий лекарь» 1645 г. и «Ревность Барбулье», написанная предположительно в 1653 г. Авторство Мольера в обоих случаях специалисты ставят под сомнение.
- В 1655 г. драматург сочинил большую комедию в стихах «Шалый, или Всё невпопад», которая упрочила репутацию труппы.
- В 1656 г. была написана пятиактная пьеса в стихах «Любовная досада».
- В 1658 г. ставшую известной в провинции труппу пригласил в Париж Месье, младший брат Людовика XIV. Артисты представили в Луврском дворце комедию «Влюблённый доктор», которая так понравилась королю, что он предложил труппе работать в придворном театре Пти-Бурбон. А Месье стал покровительствовать артистам.
- Первой комедией, написанной и поставленной Мольером в Париже, стала «Смешные жеманницы». В своей пьесе автор высмеивал утвердившуюся в салонах и буржуазных кругах моду на прециозность – манерность, вычурность. Высшее общество не приняло сатиру, и спектакль был запрещён к показу на двухнедельный срок. Но после снятия запрета он стал пользоваться ещё большей популярностью, пьеса была сыграна за сезон 38 раз.
- В 1660 г. драматург написал яркую динамичную комедию-фарс «Сганарель, или Мнимый рогоносец», закрепившую парижский успех труппы. В этой пьесе впервые появляется оригинальный мольеровский персонаж – простак Сганарель, – фигурирующий впоследствии во многих произведениях автора.
- Для королевского двора Мольер создаёт особый жанр – комедию-балет. Первой пьесой в таком стиле стала «Несносная».
- В 1661 г. артисты перешли в другой театр – Пале-Рояль. Там была поставлена комедия «Школа мужей», написанная в новом для драматурга жанре – комедии воспитания.
- В следующем году вышла ещё более тонко проработанная пьеса «Школа жён».
- На нападки недоброжелателей, обрушившихся на пьесу, Мольер ответил короткой пьеской «Критика «Школы жён»», поставленной в 1663 г.
- В том же году труппой Мольера была поставлена комедия «Версальский экспромт», в которой автор критиковал другой крупный парижский театр «Бургундский отель».
- В 1664 г. выходит комедия-балет «Брак поневоле», в которой Мольер улучшает новый жанр, органично переплетая фарсовую и балетную составляющие.
- «Принцесса Элида», поставленная в том же году, стала первой представительницей балета-комедии галантно-пасторального типа.
- В 1664 г. комедиограф написал свою знаменитую пьесу «Тартюф, или Лицемер». Первый и второй варианты пьесы были запрещены к показу. В репертуаре театра она закрепилась только в 3-й редакции в 1669 г. под названием «Тартюф».
- В 1665 г. в Пале-Рояль впервые была поставлена новая дерзкая пьеса «Дон Жуан, или Каменный пир». Не желая нового скандала, Мольер убрал комедию из репертуара после 15 представлений.
- В 1666 г. состоялась премьера «Мизантропа», глубокой психологической комедии «высокого» стиля. Она отличалась от всего, что ставил комедиограф ранее, и была прохладно принята публикой.
- В 1668 г. была поставлена знаменитая пьеса «Скупой, или Школа лжи» на сюжет «Кубышки» знаменитого римского комедиографа Плавта.
- В 1670 г. по заказу короля была написана комедия-балет «Мещанин во дворянстве».
- В 1671 г. по заказу короля в соавторстве с поэтами-драматургами Ф. Кино и П. Корнелем и композитором Ж. Б. Люлли была создана трагедия-балет «Психея». В подготовке постановки также принимали участие: хореограф П. Бошан, костюмер А. Жиссе и декоратор К. Вигарани. Это был роскошный спектакль, поразивший современников своим великолепием.
- Последней комедией драматурга стала «Мнимый больной» 1673 г. На момент написания пьесы автор был смертельно болен, однако произведение получилось одним из самых ярких и жизнерадостных в карьере драматурга.
- Жан Батист Мольер умер 17 февраля 1673 г. в возрасте 51 года. Он почувствовал себя плохо во время спектакля и был доставлен домой, где вскоре и скончался.
Личная жизнь
В 1662 г. 40-летний Мольер женился на 20-летней актрисе Арманде Бежар, сестре своей бывшей любовницы Мадлен. Этот брак породил немало сплетен – поговаривали, что Арманда не сестра, а дочь Мадлен от Мольера, и он якобы женился на собственном ребёнке.
За Мольера вступился сам король, он стал крёстным отцом первенца супругов, сына Луи, который родился 19 января 1664 г. Но, не прожив и года, мальчик скончался.
В браке родилось ещё 2 детей: дочь Эспри-Мадлен и сын Пьер Жан Батист Арман. Второй сын супругов также умер в младенчестве.
Память
Жан Батист Мольер был крупнейшим французским комедиографом и театральным деятелем XVII века, создателем классической комедии. Помимо написания пьес он выступал и в качестве актёра, обыкновенно сам исполняя главные роли в своих спектаклях.
Несмотря на ещё сохранившуюся односложность характеров персонажей и схематичность сюжетов, Мольер в своих пьесах сделал большой шаг вперёд и приблизил их к реальной жизни. В его произведениях появились представители всех слоёв общества и начали подниматься серьёзные морально-нравственные вопросы.
Пьесы Мольера входят в копилку шедевров мировой литературы и до сих пор вызывают интерес у читателей и театралов. Его творчество оказало огромное влияние на развитие комедии, театра и литературы в Европе в XVIII веке.