Юрий Каморный — биография и личная жизнь


Каморный Юрий Юрьевич

ФИО: Каморный Юрий Юрьевич
Дата рождения: 8 августа 1944 г.
Место рождения: Алапаевск
Знак зодиака: Лев
Деятельность: Актер театра и кино
Дата смерти: 27 ноября 1981 г. (37 лет)

Ранние годы

Юрий Каморный родился на Урале, в городе Алапаевске (Свердловская область), 8 августа 1944 года. Его мать Галина Фёдоровна во время войны была в действующей армии. Любовь к командиру миномётной бригады Юрию Каморному, встреченному под Старой Руссой, увенчалась рождением мальчика. Демобилизовавшись, женщина приехала в родной Алапаевск, где и появился на свет будущий артист.

После войны она уехала в Кировск, рабочий город Мурманской области и стала работать школьным учителем английского языка. Сын какое-то время оставался у её родителей, а устроившись, она забрала его к себе. С отцом ребёнка отношения не возобновились, у него была своя жизнь. Но, став взрослым, Юрий встречался с отцом в Москве и знал о том, как он живёт.

Мать вышла замуж за Николая Лаврентьевича Сухорукова, соседа по дому. У подростка сложились с ним добрые отношения. Юрий хорошо учился, много читал, любил поэзию. Благодаря влиянию матери, овладел английским языком. Она была очень артистичным, весёлым человеком, душой компаний, что привилось и сыну. Уже в школьные годы юноша строил планы поступить в театральный вуз и стать артистом.

Юрий Каморный в молодости

Юрий Каморный в молодости

Страницы биографии

  1. Окончив школу, Каморный два года не ехал поступать в вуз, отчасти потому что в выпускном классе травмировался. Но за это время он попробовал себя в разных профессиях: был почтальоном, электриком-релейщиком на комбинате «Апатит» в Кировске. Успел сходить мотористом на каботажных судах в Баренцево море. Подготовкой к будущей профессии стали занятия в театральной студии, созданной при местном Дворце культуры.
  2. В 1962 году 18-летний Юрий Каморный был принят в вуз. Он стал студентом Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Актёрскому мастерству обучал известный педагог Зиновий Корогодский. Случалось подрабатывать на жизнь, например, в милиции оружейным мастером. Но вскоре появилась возможность попробовать себя в профессии.
  3. В 1966 году, заканчивая институт, Юрий появился на экранах в главной роли старшего лейтенанта Михаила в военном фильме «Зося» режиссёра М. Богина. Его партнёршей была замечательная польская актриса Пола Ракса. В этом фильме обозначился подход Каморного к технически сложным ролям: отказ от дублёров, каскадёров, готовность к риску, презрение к опасности. В фильме «Зося» из-за оплошности пиротехников был подорван плот, на котором находились актёры. Юрия контузило, ему был предписан трёхмесячный курс лечения в госпитале.
  4. В 1967-1976 годы окончивший вуз Ю. Каморный служил в Ленинградском ТЮЗе имени Брянцева, где вновь встретился со своим педагогом З. Корогодским, который руководил театром. Работа в театре раскрыла талант актёра в разноплановых ролях: Лаэрта («Гамлет»), декабриста Михаила Бестужева («Глоток Свободы»), весёлого ковбоя («Наш цирк»). По признанию коллег, лучшей стала острохарактерная роль Рисположенского в спектакле режиссёра Льва Додина по пьесе А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся». Особенной популярностью пользовались появления актёра на сцене с гитарой, когда он пел. Параллельно с работой в театре Каморный много снимался.
  5. В 1969 году на телеэкраны вышел фильм «Проводы белых ночей», снятый Юлианом Паничем. Юрию досталась главная роль журналиста Валерика. Первоначально планировалось снимать Аристарха Иванова, но в сравнении с начинающим артистом он оказался неубедительным. В результате Каморный не только стал центром картины, а и замечательно спел песню «Ах, как они любили». Радость от успеха была непродолжительной из-за запрета на дальнейший показ ленты. Фильм до 80-ых пролежал в архиве по причине антисоветской акции режиссёра: Ю. Панич эмигрировал на Запад.
  6. С 1967 по 1971 годы режиссёр Ю. Озеров вёл съёмки киноэпопеи «Освобождение» по сценарию Ю. Бондарева и О. Курганова. В проекте участвовало несколько стран. Юрий Каморный воплотил одну из сложных ролей – танкиста лейтенанта Васильева. Он водил танк, преодолевал водные и наземные преграды. В одной из сцен, спрыгнув на ходу с боевой машины, он сломал ногу, но довёл эпизод до конца.
  7. В 70-ые годы количество работ в кино требовало большой физической выносливости. Присутствие актёра в любом фильме приносило успех. В этом была магия его таланта, человеческого обаяния, мужской красоты. Наиболее значительными фильмами 70-ых с его участием стали: «И был вечер, и было утро» – мичман, 1970 г.; «Петерс» – белогвардейский агент, внедрённый в ЧК как Лиманов, 1972 г.; «Вера, Надежда, Любовь» – Василий Королёв, 1972 г.; «Будни уголовного розыска» – Олег Александрович Таранцев, 1973 г.; «Верный друг Санчо» – отец Риты, 1974 г.; «Стрелы Робин Гуда» – шут шерифа, 1975 г.; «Голубые молнии» – командир десантной роты Копылов, 1978 г.; «Инженер Графтио» – инженер Аксентьев, 1979 г. Сочетать работу в театре и в кино становилось всё труднее. Артист не мог делать что-то наполовину. Например, во время съёмок в «Голубых молниях» он месяц прожил в казарме, чтобы достоверно сыграть своего героя. Для этого же осваивал прыжок с парашютом.
  8. В 1976 году Каморный написал заявление об увольнении из ТЮЗа. Причиной была названа невозможность трижды в день участвовать в спектаклях, что в рабочих графиках детских театров было обычным явлением. Актёр выбрал кино и поступил на «Ленфильм» – был зачислен в штат Театра-студии киноактёра. Здесь ему предоставили жильё в коммуналке. Купить нормальную квартиру в СССР было невозможно. Недвижимость не продавалась, её можно было в перспективе получить в порядке очереди.
  9. Во второй половине 70-ых артист был не беден: приобрёл дачу в Соснове, заимел личный катер, купленный у режиссёра БДТ Г. Товстоногова. Ходил на нём по Финскому заливу и осуществил мечту почувствовать себя капитаном. Юрий был владельцем богатой коллекции оружия, которое начал собирать студентом. Ему передал своё собрание клинкового оружия и пистолеты Ю. Панич, когда решил эмигрировать. Каморный был не только знатоком оружия, но и отлично владел им.
  10. Кинематографические работы 1980 года вновь поразили зрителей способностью актёра к перевоплощению. Понятие «амплуа» не имело над ним власти. Он одинаково убедительно сыграл младшего лейтенанта Дубинина в картине «От Буга до Вислы» и воздушного акробата Михаила Раскатова в фильме «Клоун».
  11. В 1980 году труд артиста был отмечен присвоением звания Заслуженного артиста РСФСР. На подходе было получение отдельной квартиры. Как оказалось, ордер на её получение был подписан за неделю до гибели актёра.
  12. Кинокарьера Юрия Каморного шла по восходящей. Внешнее благополучие при этом сочеталось с глубоко скрываемой проблемой душевного разлада. Диагностированная на поздней стадии мания преследования была связана с алкогольной зависимостью, с хроническими физическими и психическими перегрузками. В 1981 году актёр продолжал сниматься («Игра без козырей», «20 декабря»), но скрывать свой недуг уже не мог. Он стал лечиться в психиатрической клинике. Назначенный курс уже приносил положительные результаты, но был неосмотрительно прерван.
  13. Ради работы в фильме «Правда лейтенанта Климова» (по мотивам повести Л. Крейна «Дуга большого круга») актёр был под расписку руководителей съёмок отпущен из больницы. Роль командира подводной лодки Евгения Степанова, капитан 2-го ранга, была мастерски сыграна, но стала последней в жизни Юрия Каморного.
  14. Болезнь возвратилась. Артист не мог оставаться один, начиналась паника. В таком состоянии 27 ноября 1981 года он позвонил своей коллеге и попросил ненадолго приехать. Она прибыла, но почуяв неладное, сбежала. Накануне он звонил в Литву и просил приехать женщину, с которой сблизился на съёмках фильма «Игра без козырей», обещал встретить. Но ей пришлось добираться самой, а затем стать участницей трагедии. Юрий Каморный уже не владел собой, его охватила агрессия. Вызванная соседями милиция не смогла иначе освободить гостью, к горлу которой был приставлен нож, как только применив оружие. Один из выстрелов оборвал жизнь артиста.
  15. Смерть Юрия Каморного власти Ленинграда запретили освещать в прессе. Некрологов в газетах, гражданской панихиды и похорон в городе на Неве артиста не удостоили. Приехавшая мать забрала тело сына и похоронила в Старой Руссе на Симоновском кладбище. Через 13 лет её похоронили там же.
Актер Юрий Каморный

Актер Юрий Каморный

Частная жизнь

Непростой, неровный характер наложил отпечаток на личную жизнь актёра. Первый, студенческий, брак Юрия Каморного с Ириной Петровской, распался в начале 70-ых. У них было несколько счастливых лет, общая работа в фильмах. Всё разрушил алкоголизм Юрия. Ситуацию не спасла и дочь Полина, 1967 года рождения. При разводе квартира осталась жене, актёр долгие годы жил в коммуналке, в 12-метровой комнате на улице Кирочной, 24 (бывшая улица Салтыкова-Щедрина). Жена в будущем состоялась как актриса, позже вышла замуж и эмигрировала вместе с дочерью в Германию. У Полины другая фамилия, она в молодости занималась восточными танцами, имела свою студию.

Ирина Петровская

Ирина Петровская

В 1972 году у актёра возникли близкие отношения с Адой Ставиской, студенткой юрфака ЛГУ, оказавшейся на съёмках фильма «Дверь без замка». В их семью она внесла порядок, Юрий подчинился здоровому образу жизни. Жена ездила с ним на съёмки, вела дела, сумела оформиться администратором на «Ленфильм». Но стали случаться срывы, женщина терпела оскорбления и рукоприкладство. Причиной возврата к алкоголю чаще всего были изматывающие съёмки, нервное напряжение. В 1979 году отношения исчерпали себя, пара рассталась.

Последней женщиной, с которой сблизился Юрий Каморный, была Ванда Сапкайте, гримёр. Они познакомились во время работы над фильмом «Игра без козырей». Съёмки шли в Литве. Артист играл главаря банды. На площадке он был суперменом, демонстрировал приёмы каратэ, владение оружием, в котором знал толк. Страсть к коллекционированию холодного оружия стала роковой в судьбе артиста. 27 ноября 1981 года по его настойчивой телефонной просьбе в Ленинград прибыла Ванда. Юрию было плохо, он с помощью алкоголя пытался подавить страх перед мнимым преследованием. С приездом женщины возник скандал. Соседи вызвали милицию.

Приехавший милицейский наряд не смог убедить жильца комнаты отпустить свою гостью. Каморный приставил к её шее лезвие оружия. В состоянии психического расстройства он не среагировал на два предупредительных выстрела. Следующим была ранена в руку Ванда, а четвёртым выстрелом милиционер случайно попал Каморному в бедренную артерию, что не оставило никаких шансов на жизнь.

Загадка личности и таланта

В 2019 году исполнилось 75 лет со дня рождения артиста, из них только 37 лет земной жизни. В воспоминаниях о нём коллег, друзей чаще других звучит мысль о необъяснимой загадочности личности и судьбы Юрия Юрьевича Каморного. «Неразгаданным героем» назвал его актёр Александр Хочинский. О необычной готовности идти навстречу опасности, не боясь погибнуть, вспоминала Людмила Чурсина. О гипнотическом влиянии на зрителей в театре рассказывал Георгий Тараторкин.

И зрители, и коллеги отмечали моменты, наполненные мистическим, пророческим смыслом. Так, в картине «Проводы белых ночей» в одном из эпизодов стену украшают образцы холодного оружия, которое окажется в руках артиста в момент гибели. Песня «Думы непутёвыя, думы окаянныя», проникновенно и с большим чувством исполняемая Юрием под гитару, будто тоже предвещала несчастливый конец жизни, начинавшейся успешно и красиво. Но и десятилетия спустя после ухода Юрия Каморного его талант, темперамент, энергия поступков, незаурядная красота находят поклонников.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *