Владимир Васильев — биография артиста балета


Васильев Владимир Викторович

ФИО: Васильев Владимир Викторович
Дата рождения: 18 апреля 1940 г. (84 года)
Место рождения: Москва
Знак зодиака: Овен
Деятельность: Артист балета, хореограф, балетмейстер, актер, педагог, художник, поэт

Детство

18 апреля 1940 года в Москве в простой семье Васильевых родился сын Владимир. Мать Татьяна Яковлевна и отец Виктор Иванович готовили ребенка к обычной советской жизни, не подозревая, какое дарование растет в их доме. Все изменит 1947 год, когда Володя объявит о своем твердом желании танцевать.

Васильевы жили скромно, наравне со всеми пережили военные и послевоенные годы. Отцом в семье гордились, он прошел две войны и до конца жизни был верен своей стране и делу. В доме не было ничего, чтобы могло «заразить» балетом, а из развлечений отцовские рассказы о службе и трофейные пластинки, мамины песнопения и духовные истории. Сам же Володя любил рисовать и читать и два этих увлечения он хранит до настоящей поры.

Владимир Васильев в детстве

Владимир Васильев в детстве

Детские московские годы шли чередом, наступило время школьной учебы. Тогда каждый ребенок Союза должен был быть пионером и посещать какой-либо кружок. И однажды осенним днем, после уроков, первоклассник Володя Васильев ждал во дворе дома маму, чтобы вместе отправиться по делам. Но соседский мальчишка увлечет его за собой в дом пионеров, чтобы поглядеть на кружок народной пляски. Так он оказывается в танцевальном классе, где главенствует дама красоты и образа, невиданный раньше Васильеву. Этой дамой была Елена Романовна Россе. Все это — и помещение, и женщина, и музыка — открыло семилетнему Володе совершенно иной мир, в котором не было победных агитирующих выкриков и серых одежд.

Динамика и веселье, различные движения и прыжки, внимание преподавателя и рядом танцующих людей доставило огромное удовольствие. Потеряв чувство реального времени, он пробыл в доме пионеров до самого вечера, забыв про встречу с мамой, поэтому по возвращению домой получил от родителей наказание и запрет на «танцульки».

Увлечение кружком отец Владимира не поддерживал, думал, что это проходящая блажь. Да и какие могут быть танцы, когда страна нуждалась в строителях, врачах и летчиках? Мама тоже ждала, что сын вернется к рисованию и тихому чтению. Но видя упрямство и серьезные намерения Володи, родители уступили и сами привели его к Россе. Так в 1947 году начался путь танцовщика и будущего величайшего артиста.

Начало пути

Елена Романовна была лишь отправной точкой к большому будущему, однако она дала Васильеву базовые знания и технику. Но это были народные танцы, прославляющие этнос или подвиги человека, далекие от классического балета.

В 1948 году вместе с педагогом и ансамблем дома пионеров Васильев попадает на танцевальный конкурс, который проходил в Большом театре. Одним из номеров был фрагмент из балета, который исполняли выпускники училища. Для восьмилетнего мальчика это стало новым открытием: движения, пластика, образ, особая эстетика танца. Тут же он пытается копировать все, что увидел на сцене, ему это нравится, его это одухотворяет и окрыляет. Занятия, которые продолжает с Россе, не приносят желаемого результата, ему мало этих знаний. Да и сама Елена Романовна замечает, что Володя не хочет больше заниматься доведенной до совершенства самодеятельностью, его тянет на академическую платформу, и в 1949 году дает ученику рекомендацию на поступление в хореографическое училище.

Во время занятий в детстве

Во время занятий в детстве

Конкурс на поступление был огромный, требования жесточайшие. Но Васильев легко проходит испытания и зачисляется в состав учеников училища при Большом театре. Одновременно в этот же состав входит Катя Максимова, которая станет для Владимира партнершей, музой и любовью на всю жизнь.

Учеба и карьера

В первые годы учебы Владимир уже определил для себя, что балет это не просто увлечение, а профессия, к которой он стремится. Увиденная репетиция спектакля «Красный мак» закрепляет его убеждения, что есть жизнь и она только на сцене, в движениях и музыке. В 2010 году, уже став знаменитым танцовщиком и хореографом, Васильев поставит этот балет под своей редакцией, а премьера состоится 23 ноября в Красноярском театре оперы и балета им. Д.А. Хворостовского.

Для него вообще занятия никогда не были рутиной, наоборот, он с жадностью впитывает знания от преподавателей Габовича и Мессера, Улановой и Лепешинской, доводит свою технику до совершенства. Конечно, такого ученика оставить без внимания и поощрения нельзя, поэтому по окончанию училища в 1958 году Владимир Васильев получает место в Большом театре.

Далее и на протяжении всей карьеры у него будут только главные партии, всегда аншлаги и оглушительный успех. Васильев станет поистине мировым танцовщиком.

С Екатериной Максимовой в балете «Жизель»

С Екатериной Максимовой в балете «Жизель»

  • 1958 — дебют в «Шопениане» вместе с Улановой на сцене Большого театра.
  • Апрель 1959 — первые зарубежные гастроли, вместе с труппой Большого театра отправится в Америку.
  • 1959 — в Вене на фестивале молодежи получает Золотую медаль и первую премию за заслуги в творчестве.
  • 4 марта 1960 — премьера балета «Конек-Горбунок» на сцене Большого театра, и Васильев первый, кто танцует главную партию.
  • 3 июня 1961 — женитьба на балерине Екатерине Максимовой.
  • 4 июня 1961 — поездка на гастроли в Париж, знакомство с балериной бывшего императорского театра Матильдой Кшесинской. Дебют в кино «Сказка о Коньке-горбунке».
  • 1966–1967 — гастроли в США.
  • 1967–1968 — гастроли в Европе.
  • 1968 — гастроли в Риме и фурор спектакля «Жизель». В этом же году Васильев танцует «Спартак» в России на сцене Большого театра — уникальная роль, которая еще раз подтвердит мастерство артиста, и станет его визитной карточкой.
  • 1969 — гастроли в Лондоне.
  • 1972 — гастроли в Италии.
  • 1971 — пробуется в качестве хореографа, первая работа будет в театре «Современник» в спектакле «Принцесса и дровосек». Позже состоится премьера его балета «Икар» в Большом театре.
  • 1973 — получает звание Народного артиста СССР.
  • 1977–1979 — работа с Морисом Бежаром: балет «Петрушка», «Ромео и Юлия».
  • 1982 — оканчивает ГИТИС, выпускается балетмейстером, преподает классический танец в училище при Большом театре. Совместная работа с Франко Дзеффирелли в фильме-опере «Травиата».
  • Май 1982 — премьера балета «Анюта» в СССР, который изначально ставился Васильевым для Максимовой, и как телефильм. Имел ошеломительный успех по всему миру, впоследствии фильм закупят 14 стран для показа на тв.
  • 1987 — выступает с труппой Марсельского балета Ролана Пети в Париже
  • 1988 — скандальное увольнение из Большого театра.
  • 1988–1991 — гастроли в США, Европе.
  • 1990 — получает научную степень «профессор хореографии».
  • 1990 Нью-Йорк — танцует в последний раз вместе со своей женой Екатериной Максимовой «Жизель» на сцене Метрополитен-опера.
  • 1995 — по особому указу становится главным руководителем Большого театра и почетным профессором МГУ.
  • 1996 — руководит конкурсом для молодых артистов «Арабеск», к созданию которого приложил много усилий.
  • 2000 — уход из Большого театра. Чуть позже откроет балетную школу в Жоинвилле (Бразилия).
  • 2001 — в РФ публикуется сборник стихов «Цепочка дней» под авторством Васильева.
  • 2009 — уход из жизни супруги и великой балерины Екатерины Максимовой. Смерть жены сильно потрясла Васильева, но не остановило его творческий путь.
  • 2010–2015 — плодотворная творческая работа, как в России, так и за рубежом: выставки, конкурсы, вечера памяти, открытие сцен, сотрудничество с кинорежиссерами. В 2014 году являлся постановщиком танцев для церемонии открытия олимпиады в Сочи.
  • 17 июня 2015 — открытие выставки картин Васильева в Москве в Музее современной истории России.
  • 2015 — последняя постановка балета «Даруй нам мир», премьера состоялась в Казани в Татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля.
  • 2019 — награжден специальной премией «Золотая маска» за вклад в искусство.
  • С 2020 года — начало общественной деятельности, является постоянным членом жюри на конкурсах молодых артистов, курирует свои художественные выставки, дает интервью для издательств (выборочно), участвует в документальных фильмах.
Владимир Васильев в наши дни

Владимир Васильев в наши дни

Зарубежные театры, с которыми работал Васильев:

  • Ла Скала
  • Арена ди Верона
  • Сан-Карло
  • Римская опера
  • Аргентинский театр «Колон»
  • Национальный балет Кубы
  • Бельгийский «Балет ХХ века»

Личная жизнь

Он увидел ее впервые в 9 лет, на экзаменах при поступлении в училище. Полюбил с первого взгляда и на всю жизнь, они были вместе до конца ее дней. Екатерина Максимова — знаменитая балерина и гордость страны, постоянная спутница, партнерша и жена Владимира Васильева. Нет ни одного классического спектакля, в котором бы они не работали вдвоем, на них делали премьеры, для них готовили самые знаменитые сцены, их ждали все театры мира.

Владимир Васильев и Екатерина Максимова в молодости

Владимир Васильев и Екатерина Максимова в молодости

Они поженятся в 1961 году и сразу же отправятся в Париж на гастроли. Поездка будет не столько подарком от Большого театра, сколько необходимостью. Именно Васильева и Максимову ждали за рубежом, как дуэт, только их хотели видеть в романтических любовных партиях. В Советском Союзе они супруги, которые вместе работают, а на западе их воспринимали эталонным пиаром, делающим кассу. Про них сочинят множество историй, снимут десяток лент, придумают сотни легенд. Но Катя и Володя от самого начала карьеры и до ее завершения пройдут путь вместе, неразрывно, и останутся самой крепкой сценической парой до 2009 года.

Они переживут вместе не только славу и успех, но и большие потери. Желание стать родителями не сбудется, т.к. беременность Екатерины прервется на большом сроке из-за гибели плода. Перенести беду поможет любимая работа. Потом вдвоем они решат, что если не суждено прожить обычный быт, значит, посвятят свои дни сцене и искусству. А вместо родных детей у пары появятся ученики, которым они передадут свое мастерство, и которым также будет рукоплескать вся публика мира.

Балет «Анюта», как доказательство своего восхищения женой, Васильев сделает в 1982 году в виде телепроекта специально под Максимову. Эта роль станет для балерины вторым именем. На сцене Анюта впервые покажется 21 января 1986 года в Неаполе в театре «Сан-Карло», а в России ее увидят в Большом театре 31 мая того же года.

1990 году звездный дуэт выступит в последний раз в Америке, а не на родине. Это был балет «Жизель». Сама Екатерина Максимова после 1999 года не выйдет на сцену ни разу.

Владимир Васильев и Екатерина Максимова

Владимир Васильев и Екатерина Максимова

Ее не станет 28 апреля 2009 года. Потрясенный ее уходом, но не сломленный Владимир Васильев продолжит работать, посвящая любимой жене спектакли, конкурсы, творческие вечера и свою жизнь. А балет «Анюта» на любой сцене мира всегда начинается с упоминания Екатерины Максимовой.

Вклад

Значение Владимира Васильева в искусстве бесспорно, вклад бесценен, наследие неиссякаемо. Его творчество описывается словами только превосходной степени, т.к. он ни разу ни одного спектакля не станцевал плохо. Его знают на всей планете, он почетный гость на всех знаковых мероприятиях.

Начав путь первоклассником, поднявшись на вершину в 19 лет и удерживая звездный статус более 30 лет, Васильев просто и спокойно переходит вниз, уступая дорогу новому поколению артистов. Он мог остаться жить в Америке или Европе, сделать колоссальное состояние, но его не прельщало богатство и сомнительная слава, он, как и его отец, всегда был верен родине и делу. Бог создал его танцовщиком, одарил пластикой и силой, а за трудолюбие и волю дал сказочную жизнь человека и счастливейшую долю артиста.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *