Вера Игнатьевна Мухина — биография скульптора


Мухина Вера Игнатьевна

ФИО: Мухина Вера Игнатьевна
Дата рождения: 19 июня (1 июля) 1889 г.
Место рождения: Рига, Латвия
Знак зодиака: Рак
Деятельность: Скульптор, педагог
Дата смерти: 6 октября 1953 г. (64 года)

Веру Игнатьевну Мухину называют легендой скульптуры Советского Союза. Художник, скульптор, дизайнер, педагог, академик, она занимает особое место в истории развития монументального искусства. Ее композиция «Рабочий и колхозница» производит фурор на международной выставке в Париже и признается эталоном скульптурного мастерства.

Ранние годы

В 1889 году в Риге появляется на свет будущая народная художница Вера Игнатьевна Мухина. Отец ее — 13-й ребенок в зажиточной семье купцов из Смоленской губернии. Он женится на дочери аптекаря Надежде Вильгельмовне Мюде и продолжает семейное дело — торговлю пшеницей, пенькой, льном. Игнат Кузьмич увлекается живописью и помогает художникам и людям искусства.

Мать умирает от туберкулеза, когда Вере нет и 2-х лет, а старшей дочери Маше идет пятый год. Отец увозит детей в Крым, переживая за их здоровье. У младшей дочери в гимназии проявляется склонность к рисованию. В Феодосии она берет частные уроки живописи у преподавателя В.Н.Трегубова.

В юности

В юности

Через 13 лет отца не стало. Сирот забирают курские родственники. Гимназию девушка заканчивает с золотой медалью. Сестры с разрешения опекунов переезжают в Москву.

В молодости

В молодости

Творческий путь

  1. 1911 год. Вера поступает в школу К.Юона. Пробует лепить в мастерской Синицыной и мечтает учиться в Париже. Но родственники не пускают девушку одну, и она переходит в студию И. Машкова.
  2. 1912 год. Зимой на каникулах, катаясь с горки, получает серьезную травму носа и надолго выбывает из строя. После нескольких операций остаются шрамы на всю жизнь. Чтобы отвлечь ее, опекуны разрешают поездку в Париж. Там девушка занимается в мастерской Бурделя, ученика Родена.
  3. 1914 год. Вера вместе с подругами уезжает в Италию на 2 месяца знакомиться с искусством Возрождения. Война не дает возможности продолжить обучение, и, вернувшись в Москву, после медицинских курсов она трудится в госпитале. Там и встречает молодого хирурга Алексея Замкова, своего будущего супруга.
  4. 1916 год. Мухина работает над декорациями для Камерного театра Таирова, придумывает и моделирует сценические костюмы. Знакомится со звездой русской моды Надеждой Ламановой, и они становятся не только коллегами, но и подругами.
  5. 1919 год. Художнице поступает заказ на памятник русскому публицисту и просветителю Н.И. Новикову, но в холодной мастерской глиняная модель трескается, и осуществить замысел не удается. Мухина, кроме работы дизайнером в журнале «Красная нива», берется за плакаты, афиши, обертки для конфет и этикетки для консервных банок.
  6. 1923 год. Вместе с дизайнером Александрой Экстер оформляет здание газеты «Известия» для Всероссийской выставки в Москве.
  7. 1925 год. Мухина и Ламанова выпускают журнал мод «Искусство в быту». На Всемирной выставке в Париже их коллекция платьев из сукна, бязи, льна, удостаивается Гран-при. В Историческом музее открывается первая скульптурная выставка художницы.
  8. 1926 год. Ведет класс ваяния в Художественном техникуме. Через год продолжает педагогическую деятельность в институте.
  9. 1927 год. К 10-летию Октября лепит «Крестьянку», за которую ей присуждают первое место. Другие крупные проекты этого периода: план Фонтана национальностей, идея памятника М. Горькому, скульптурная группа «Хлеб», проект композиции «Челюскинцы», скульптура «Ветер», «Пламя революции».
  10. 1929 год. Директор музея П.И. Чайковского заказывает Мухиной бюст композитора. Скульптура погибает во время войны.
  11. 1930 год. По доносу бывшего коллеги Алексея Замкова арестовывают. Буденный, Горький и другие пациенты доктора ходатайствуют за него. Алексея высылают на три года в Воронеж. Вера с сыном едет за ним. Участвует в конкурсе на мемориал Т.Г. Шевченко, но эскизы не принимают. Скульптора обвиняют в украинском национализме из-за костюма великого Кобзаря. Через два года семья возвращается в Москву.
  12. 1934 год. Знаменитую «Крестьянку» после экспозиции в Венеции покупает музей Триеста. В 50-х скульптура становится собственностью Ватикана. Архитектор А.В. Щусев предлагает Мухиной поработать над оформлением гостиницы «Москва». Эскизы художницы одобряют, но реализовать их не удается — заказ отменяют.
  13. 1936 год. Мухину утверждают автором монумента для советского павильона на Международной Парижской выставке. Идею двух фигур на крыше здания предложил Борис Иофан — архитектор, строивший выставочный зал.
  14. 1938 год. За «Рабочего и колхозницу» художница награждается орденом Трудового Красного Знамени. Проектирует статуи для Москворецкого моста: «Море», «Земля», «Гимн Интернационалу», «Плодородие», «Хлеб», «Пламя революции». Но все идеи, кроме скульптуры «Хлеб» остаются в рисунках и макетах. После гибели В. Чкалова задумывается «Пантеон летчиков» для хранения урн с прахом погибших в небе, но тоже остается в проекте.
  15. 1940 год. Начало сотрудничества с Ленинградской зеркальной фабрикой, в экспериментальном цехе которой по эскизам художницы изготавливаются вазы, статуэтки, портреты. Здесь же она придумывает дизайн знаменитой пивной кружки. С началом войны семья Мухиных-Замковых эвакуируется в Каменск-Уральский.
  16. 1942 год. Получает статус заслуженного деятеля искусств. Создает скульптурные образы полковника И.Л. Хижняка, Б.А. Юсупова, хирурга Бурденко, балерины Улановой. После третьего инфаркта умирает муж Веры. От депрессии ее спасает только творчество.
  17. 1943 год. Получает почетное звание Народный художник СССР.
  18. 1944 год. В планах появляется сооружение монумента защитникам Севастополя в виде маяка у входа в Севастопольскую бухту. Дальше изготовления модели дело не продвигается.
  19. 1945 год. Н.С. Хрущев вызывает Мухину в Киев, чтобы обсудить реконструкцию и украшение города. Она уже начинает делать наброски, но, получив командное письмо, отказывается сотрудничать.
  20. 1947 год. В Русском музее Вера Игнатьевна представляет экспериментальный портрет химика Качалова из стекла. Получает звание академика Академии художеств Советского Союза и члена президиума академии. Делает для киностудии «Мосфильм» маленькую копию «Рабочего и колхозницы» для заставки. Знаменитый монумент впервые появляется в картине «Весна».
  21. 1952 год. В Нижнем Новгороде возводится памятник Горькому — единственный, который был установлен при жизни автора. Последняя работа — статуя «Мир» для сталинградского планетария была закончена коллегами после ее смерти.
  22. 1953 год. Легенда Советской скульптуры уходит из жизни 6 октября. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
  23. 1954 год. Памятник П.И. Чайковскому Веры Мухиной устанавливается во дворе Московской консерватории.
Скульптор Вера Мухина

Скульптор Вера Мухина

Семейный круг

Семья Веры Мухиной:

  • Замков Алексей Андреевич (1883 — 1942) — муж, врач, профессор.
С мужем Алексеем

С мужем Алексеем

  • Всеволод Алексеевич (1920 — 2003) — сын, кандидат физико-математических наук.
  • Рождественская (Гаврилова) Наталья — невестка.
  • Марфа Всеволодовна (1949 —) — внучка, художница, искусствовед.
  • Рождественский Дмитрий Дмитриевич (1954 — 2002) — внук, музыкант, телевизионный режиссер.
  • Рождественская Анастасия Дмитриевна — правнучка, кинопродюсер.
  • Веселовский Алексей Игоревич — правнук, живописец.
  • Мухин Михаил Михайлович — правнук.
С сыном Всеволодом

С сыном Всеволодом

В Москве в Пречистенском переулке стоит дом Веры Игнатьевны. Часть дома по-прежнему принадлежит ее потомкам. В 2018 году здание отреставрировано, как объект культурного наследия.

Женщина — легенда

Признанный мастер монументальной скульптуры, неоднократный Лауреат Сталинской премии, обладательница высоких наград и званий Вера Игнатьевна Мухина, тем не менее, оказалась недооцененной при жизни. Большая часть ее идей и творческих замыслов хранится в виде эскизов, макетов и рисунков. В мастерской скульптора на стеллажах теснятся гипсовые и глиняные модели неосуществленных композиций. Она называла их «мечты на полке».

Мухина — новатор: впервые для скульптуры «Рабочий и колхозница» она использовала нержавеющую сталь, которая считалась не пластичной. Вера Игнатьевна участвовала и в разработке технологий изготовления собственных монументальных фигур. Благодаря ее работам появился термин «статуестроение».

Конечно, она была «белой вороной» в художественной среде своего времени, не вписываясь своей неординарностью в основные тенденции развития искусства. Творческое наследие женщины-легенды, его осуществленная часть, и сейчас поражают полетом мысли и талантливым воплощением.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *