ФИО: | Войно-Ясенецкий Валентен Феликсович |
Дата рождения: | 15 (27) апреля 1877 г. |
Место рождения: | Керчь |
Знак зодиака: | Овен |
Деятельность: | Религиозный деятель, ученый, врач-хирург, писатель |
Дата смерти: | 11 июня 1961 г. (84 года) |
Детство и юность
Валентин Войно-Ясенецкий родился 27 апреля 1877 года в Керчи. Был он четвертым ребенком в семье. Его отец, Феликс Станиславович, работал провизором в городской аптеке. Мать, Мария Дмитриевна, в девичестве Кудрина, занималась воспитанием детей. Их в семье Войно-Ясенецких всего было пятеро. Именно мать привила всем своим детям православное христианское мировоззрение, сострадание и любовь к ближним. В будущем это стало основой для пастырского служения Валентина. Отец, воспитанный в католической традиции, передал сыну пример религиозного усердия.
В 1889 году по делам службы Феликс Станиславович переехал вместе с семьей в Киев. В этом городе Валентин закончил в 1896 году гимназию. Все свое детство он любил рисовать и даже закончил параллельно с гимназией художественную школу. Когда наступила пора выбора будущей профессии, Валентину пришлось принимать нелегкое решение.
Даты и события из жизни
- 1896 год. Валентин подал документы для поступления в Академию Художеств в Москве, но затем передумал и попытался поступить на медицинский факультет Киевского университета. Не пройдя конкурсные испытания, Валентин поступил на юридический факультет университета. Зародившуюся мечту стать врачом он не оставил, а отложил до лучших времен.
- 1897 год. Отучившись год на юриста, Валентин бросает университет и уезжает в Германию для изучения живописи в частной мюнхенской школе Г. Книрра. Вернувшись в Киев много рисует с натуры. Его привлекает жизнь простого народа, их горести и заботы. Воспитанный в православной традиции своей матерью, Валентин вдруг впадает в «толстовство», пытается максимально сблизиться с крестьянами, пишет письма Л.Н. Толстому. Пытаясь разобраться в своем увлечении идеями непротивления злу, читает запрещенную книгу Л.Н. Толстого «В чем моя вера». Словно пелена спадает с глаз Валентина, становится ясна подмена понятий и ложность идей.
- 1898 год. Мечта Валентина осуществилась, он снова стал студентом Киевского университета, но уже на медицинском факультете. Учился с полной самоотдачей, пытался до сути разобраться в анатомии и физиологии человека. По окончании учебы решил стать земским врачом.
- 1904 год. Вместе с госпиталем Красного Креста Валентин Феликсович едет на Русско-Японскую войну. В Чите был организован эвакуационный госпиталь и Войно-Ясенецкий возглавил его хирургическое отделение. Получил огромную практику операций на костях и внутренних органах раненых солдат и офицеров. Стал делать первые заметки для себя, превратившиеся в дальнейшем в труды по гнойной хирургии. Встретил в госпитале свою будущую супругу, Анну Ланскую.
- 1905 год. Молодая семья Войно-Ясенецких переезжает сначала в Симбирск, а затем в Ардатов. Валентин Феликсович становится земским врачом, часто работает по 16 часов в день. Практикуя хирургию, он снова возвращается к своим заметкам, но уже по анестезии. Прочитав современную литературу по этому вопросу, старается внедрить применение местной анестезии при лечении определенного вида травм. Устав от ритма работы, В.Ф. Войно-Ясенецкий с супругой переезжает в Курскую губернию, в село Верхний Любаж. Принимает участие в борьбе с эпидемиями кори, оспы и брюшного тифа.
- 1907 год. Валентин Феликсович переводится в Фатеж, но из-за конфликта с полицией снова отправляется в путь. С новорожденным сыном Михаилом он едет в Золотоношу, город в Малороссии. Там у семьи новое пополнение – дочь Елена.
- 1908 год. Для повышения своей квалификации Валентин Феликсович уезжает в Москву. Обучаясь в экстернатуре и общаясь с известными профессорами хирургии П.И. Дьяконовым и Ф.А. Рейном, он пишет докторскую диссертацию. Разрабатывая методику регионарной анестезии, Войно-Ясенецкий много экспериментирует с анатомическим материалом.
- 1909 год. По результатам своих исследований Валентин Феликсович делает научный доклад перед членами Хирургического общества Москвы. Продолжить научные исследования он не может. Получив письмо от оставленной в провинции и испытывавшей финансовые трудности семьи, В.Ф. Войно-Ясенецкий уезжает в Саратовскую губернию, выпросив должность главного врача сельской больницы в Романовке. Семья через некоторое время воссоединяется. В семье Войно-Ясенецких рождается третий ребенок, сын Алексей.
- 1910 год. Вместе с хирургической практикой продолжаются научные исследования. Связь с научным обществом осуществляется через статьи и полемику в специализированных медицинских журналах. Часто Валентин Феликсович уезжает в Москву для чтения лекций, посещения библиотек и обмена опытом с коллегами. Устав от длительных поездок, Войно-Ясенецкий с семьей перебирается в Переславль-Залесский, став главным врачом местной больницы. Со временем он возглавил все городские больницы, проявив себя не только как хороший врач, но и как организатор уездного здравоохранения.
- 1913 год. В семье Войно-Ясенецких рождается сын Валентин.
- 1914 год. После начала Мировой войны Валентин Феликсович организует военный лазарет в Переславле-Залесском.
- 1915 год. В Петрограде издается книга В.Ф. Войно-Ясенецкого «Регионарная анестезия».
- 1916 год. Валентин Феликсович защитил диссертацию и стал доктором медицины. От вопросов анестезии он переключается на исследования в области гнойной хирургии, актуальные для проникающих военных ран. Жена Войно-Ясенецкого, Анна Васильевна, почувствовала серьезное ухудшение здоровья.
- 1917 год. Определив у супруги туберкулез легких, Валентин Феликсович везет семью в Ташкент, а сам становится главным врачом городской больницы.
- 1919 год. В Ташкенте происходит мятеж против власти большевиков. Начались перестрелки. В городской больнице лечили всех и это, после подавления мятежа, поставили в вину главному врачу. Войно-Ясенецкого арестовывают, но вскоре выпускают. Анна Васильевна, пережив нервное потрясение от ареста мужа, умирает от обострившегося туберкулеза. Валентин Феликсович обратился к религии, переживая потерю.
- 1920 год. Войно-Ясенецкий возглавляет кафедру оперативной хирургии в Туркестанском государственном университете. Одновременно он активно посещает богослужения и участвует в жизни прихода. Ему поступает предложение принять священнический сан от руководства епархии, с которым он соглашается.
- 1921 год. Войно-Ясенецкий принимает священническое рукоположение от епископа Туркестанского и Ташкентского Иннокентия. Всю неделю он работает в больнице и университете, а в воскресенье служит в храме. По обвинению в плохом лечении и уходе за ранеными красноармейцами, арестовали персонал больницы. Войно-Ясенецкий, приглашенный на суд экспертом, смог объяснить ситуацию с лечением и спас коллег от расстрела. Позже их совсем освободили.
- 1923 год. Туркестанская епархия осталась без архиерея. Обновленческая церковь, лояльная советской власти, хочет провести свои реформы. Войно-Ясенецкий, являясь сторонником опального патриарха Тихона, занимается делами епархии. Епископом Томским Андреем Валентин Феликсович пострижен в монахи с именем Лука, а затем тремя ссыльными архиереями наречен епископом Барнаульским. Патриарх Тихон утвердил хиротонию. Временно епископ Лука возглавил Туркестанскую епархию. Через неделю его арестовали и начались мытарства по тюрьмам, пересылкам и поселениям.
- 1924 год. Епископ Лука прибыл в Енисейск и начал два служения, духовное и медицинское. После нескольких доносов он отправлен в Туруханск. Валентин Феликсович не прекращает научную деятельность и направляет статьи в медицинские журналы, переписывается с учеными-медиками.
- 1925 год. Ссылка закончилась. Епископ Лука возвращается в Ташкент. Обновленческой церкви он служить не хочет и уходит на покой. Занимается частной медицинской практикой. Готовится к публикации книга «Очерки гнойной хирургии».
- 1930 год. Епископ Лука снова арестован по странному обвинению, связанному с самоубийством профессора Михайловского.
- 1931 год. Вторая ссылка. Теперь в Котлас, а затем в Архангельск. Общаясь со знахаркой В.М. Вальневой, он изучает приготовленные ей из природных материалов мази.
- 1932 год. Зная епископа Луку как талантливого хирурга, власти предлагают ему преподавание в передовых медицинских институтах Москвы и Ленинграда в обмен на отказ от сана. Понимая, что служить в церкви ему в ближайшее время не дадут, епископ Лука отказывается сложить сан.
- 1933 год. Ссылка заканчивается, и Валентин Феликсович едет в Москву. Общаясь с местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием, он отказывается от епархиального служения и надеется на открытие исследовательского института гнойной хирургии. Получив отказ наркома здравоохранения в создании института, епископ Лука дорабатывает свою книгу.
- 1934 год. Для сбора дополнительного практического материала епископ Лука едет сначала в Феодосию, затем в Архангельск и далее в Андижан. Там он возглавляет отделение Института неотложной помощи и занимается медицинской практикой. Заразившись лихорадкой паппатачи, епископ Лука слепнет на один глаз. Тем не менее, он участвует в успешной операции и последующем лечении советского деятеля Н.П. Горбунова и снова получает предложения возглавить научные организации в обмен на снятие сана. Войно-Ясенецкий отказывается от предложений. Он выступает с лекциями для врачей и пишет статьи в медицинские журналы.
- 1937 год. По сфабрикованному делу епископ Лука в третий раз арестован. Вместе с ним к ответственности привлечены и другие представители духовенства. Обвинения очень серьезные: контрреволюционные взгляды, клевета, пораженчество и вредительство. Конвейерные допросы и голодовки сказываются на здоровье шестидесятилетнего епископа.
- 1938 год. Дело Войно-Ясенецкого выделяется в отдельное производство. Продолжаются допросы переведенного в Ташкентскую тюрьму епископа.
- 1939 год. Ознакомившись с материалами дела, Валентин Феликсович собственноручно пишет к нему дополнение, разъясняя свою гражданскую позицию и взгляды на политику СССР. Дело рассматривается Особым совещанием при НКВД СССР.
- 1940 год. Приходит приговор – пять лет ссылки в Красноярский край.
- 1941 год. Продолжая хирургическую практику в сибирских поселках, епископ Лука вызывается с началом войны участвовать в лечении бойцов и командиров РККА на фронте или в тылу. Его назначают консультантом госпиталей Красноярского края и главным хирургом в эвакуационном госпитале в Красноярске.
- 1942 год. Епископа Луку возвели в сан архиепископа и доверили управление Красноярской епархией. Работу в госпиталях он не прекращал, часто читая всенощную в перерывах между операциями. Его стараниями восстановили небольшую церковь под Красноярском.
- 1943 год. Архиепископ Лука стал участником Поместного собора и избрания митрополита Сергия патриархом. Его ввели в Священный Синод, но необходимость ежемесячно выезжать из Красноярска в Москву и отрыв от медицинской работы вынудили архиепископа Луку отказаться от участия в заседаниях. Ухудшение здоровья вынудило Валентина Феликсовича просить о переводе ближе к столице.
- 1944 год. Архиепископ Лука вместе с госпиталем переезжает в Тамбов. В управлении ему дают Тамбовскую епархию. При всех его заслугах у властей еще остались сомнения в его лояльности советскому строю. Он не участвует в избрании патриарха Алексия I.
- 1945 год. Архиепископ Лука не участвует в избрании патриарха Алексия I. Духовные и светские власти награждают Войно-Ясенецкого за понесенные в войну труды. За научные труды он удостаивается Сталинской премии. Большую часть полученных премиальных денег он отдал в детские дома.
- 1946 год. Валентин Феликсович приезжает к последнему месту своего служения, в Симферополь на Крымскую кафедру. Несмотря на благообразный старческий вид он владыка суровый, низвергает священников из сана за нарушение канонов. К священнослужителям, вернувшимся из заключения, относится с отеческой заботой. Пишет много статей, поддерживая мирный послевоенный курс СССР. Не оставляет медицинскую практику, консультируя крымских врачей. Дорабатывает свои научные труды.
- 1955 год. Архиепископ Лука полностью слепнет и оставляет медицинскую практику.
- 1957 год. Начинает работать над мемуарами, опубликованными уже после 1991 года. Проповедует.
- 1961 год. 11 июня, в день Всех святых, в земле Российской просиявших, архиепископ Лука отошел ко Господу. В 1995 году он канонизирован как новомученик и исповедник Российский, а в 2000 году реабилитирован. Его мощи доступны для поклонения верующих в Свято-Троицком соборе Симферополя.
Личная жизнь
Жена, Анна Васильевна, в девичестве Ланская (1881–1919), медицинская сестра киевского госпиталя Красного Креста. Обвенчалась с Валентином Феликсовичем Войно-Ясенецким в 1904 году в Чите, в «Храме декабристов», как называли церковь Михаила Архангела. Умерла от туберкулёза в сравнительно молодом возрасте.
- Сын, Михаил (1907–1993), врач, доктор медицинских наук. Длительное время изучал больных, погибших от малярии. В 1950 году за свои труды удостоился Мечниковской премии.
- Дочь, Елена (1908–1971), врач-эпидемиолог, кандидат медицинских наук.
- Сын, Алексей (1909–1985), врач, доктор биологических наук.
- Сын, Валентин (1913–1992), врач, доктор медицинских наук. Руководил офтальмологической лабораторией в НИИ имени В.П. Филатова.
Вклад
Лука Крымский – это уникальный архиерей Русской Православной церкви. Он, пройдя через потери и испытания, прожил две большие и насыщенные событиями жизни: мирскую Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого и духовную Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского. Он объединил два благородных служения, медицинское и пастырское, в одно, врачуя тело и душу. За всю свою медицинскую практику наблюдая телесные страдания пациентов, и в годы гонений страдая сам, владыка Лука принял Бога, как избавителя от страданий, как высшую силу способную расставить все на свои места и все объяснить.
Дух ученого не затухал в нем ни на миг. Зная множество медицинских опытов в физиологии и психологии, с результатами, объяснить которые наука была не в состоянии, владыка Лука видел в них одновременно и божий промысел, и задачи для ученых будущих времен.
В написании статей на духовные темы архиепископ Лука придерживался принятого в науке правила, не заканчивал рассуждения, пока не приходил к логичным и понятным большинству людей выводам. За это и любили его прихожане, за умение простым и понятным языком говорить о высоких вещах, согревать сердца и пробуждать разум. За болезнями под конец жизни только слово оставил ему Господь и этим даром владыка Лука воспользовался в меру оставшихся у него сил.