Полное имя: | Тимоти Уолтер Бёртон |
Дата рождения: | 25 августа 1958 г. (66 лет) |
Место рождения: | Бербанк, шт. Калифорния, США |
Знак зодиака: | Дева |
Деятельность: | Кинорежиссер, сценарист, продюсер, мультипликатор |
Детство и юность
В американском городе Бербанк, расположенном в штате Калифорния, в 1958 году 25 августа родился будущий знаменитый режиссёр. Его отец Билл Бёртон, бывший бейсболист и управляющий парками и зонами отдыха, и мать Джин, в девичестве Эриксон, держали в городе магазинчик с товарами для кошек и тематическими сувенирами. Тимоти был первенцем в семье Бёртонов, позже у четы появится второй сын Дэниэл, который, как и старший брат, свяжет свою жизнь с искусством и станет художником.
Дом Бёртонов располагался рядом с аэропортом и кладбищем, что повлияло на будущего создателя мрачных фильмов. К тому же в комнате Тима, где окна представляли собой узкие щели, постоянно царил мрак.
Кино увлекло мальчика ещё в детстве: в возрасте 8 лет он взял в руки видеокамеру и снимал всё, что видел. В школе он не слыл общительностью, предпочитал держаться в одиночестве, учёба его не увлекала. Тем не менее Бёртон полюбил плавание и водное поло, он даже стал частью школьной команды. Свободное время Тим уделял чтению книг, особенно ему нравилось творчество Эдгара По, а также детективные и фантастические рассказы. Но кино оставалось его главным увлечением, парень часто ходил в местный кинотеатр смотреть фильмы ужасов и фантастику. Тогда же он увлёкся кукольными мультфильмами и даже предпринимал попытки создать собственные. Большинство его работ, созданных в юности, считаются утерянными.
Творческий путь
- Окончив Бёрбанкскую школу в 1976 году, Тим Бёртон уезжает в город Санта-Кларит и там поступает на факультет анимации в Калифорнийский институт искусств. Следующие три года он проведёт в стенах института, погрузившись в учёбу и создание короткометражек.
- Первым официальным проектом с его участием считается мультипликационная работа 1978 года режиссёра Ральфа Бакши «Властелин колец». Бёртон раскрашивал кадры мультфильма.
- Окончив учебное заведение в 1979 году, Бёртон получил приглашение работать в студии Уолта Диснея. Будущий режиссёр сначала работает дизайнером персонажей, а после получает должность аниматора. Позже работу в студии Тим Бёртон сравнит со службой в армии. Его нанимателей часто не устраивал необычный дизайн, который придумывал юный художник, его даже несколько раз увольняли, а позже принимали вновь.
- В 1981 имя мультипликатора появилось в титрах мультфильма «Лис и пёс».
- Через год Бёртон принял участие в создании фильма «Трон», первой работы студии Дисней, где в большом количестве использовалась компьютерная графика. В тот же год Тим выпускает свою первую самостоятельную короткометражку «Винсент».
- В 1983 году для японского отделения телевизионного канала «Дисней» Бёртон срежиссировал знаменитую сказку «Гензель и Гретель».
- Спустя год Бёртон создаст фильм «Франкенвинни», историю о мальчике, который воскресил своего пса. Интересно, что у самого режиссёра незадолго до этого погибла собака. Этот фильм студия воспримет в штыки. Подобный сюжет и мрачная атмосфера шли вразрез с выпускаемыми «Диснеем» работами. Хоть проект и отвергли, он разошёлся копиями по некоторым американским студиям.
- Комик Пол Рубенс, отметивший работу начинающего режиссёра, позвал Бёртона в 1985 году снимать полнометражную комедию «Большое приключение Пи-Ви». Тогда на съёмках Бёртон встретил композитора Дэнни Эльфмана, с того момента начнётся их постоянное сотрудничество.
- Коммерческий успех «Большого приключения Пи-Ви» заставил представителей компании «Уорнер Бразерс» обратить внимание на Бёртона и рассмотреть его кандидатуру на пост режиссёра фильма о Бэтмене. Но так как съёмки были временно отложены, Тим успел снять экранизацию сказки «Аладдин и его волшебная лампа» в 1986 г.
- Заключённый с «Уорнер Бразерс» контракт требовал от Бёртона, чтобы, помимо готовящегося фильма о Бэтмене, режиссёр снял ещё один фильм. Им в 1988 году и стала чёрная комедия «Битлджус». Картина, получившая премию Оскар за грим, покорила зрителей и вывела Бёртона в ряды лучших режиссёров.
- Выпущенный через год «Бэтмен» с Майклом Китоном и Джеком Николсоном ещё раз доказал, что компания «Уорнер Бразерс» не ошиблась с выбором режиссёра.
- Экраны кинотеатров увидели «Эдварда Руки-ножницы» в 1990 году. Этот фильм положил начало плодотворного сотрудничества Тима Бёртона с Джонни Деппом. В фантастическом фильме отразились воспоминания мультипликатора о родном городе и доме.
- Через два года выходит долгожданное продолжение истории о человеке-летучей мыши – «Бэтмен возвращается», – возродившее зрительский интерес к комиксам. В том же 1992 многострадальный «Франкенвинни» наконец выпускают на видеокассетах.
- Задавшись целью снять фильм о «худшем режиссёре», Бёртон в 1994 году выпускает картину «Эд Вуд» с Деппом в главной роли. Фильм поручил положительные отзывы критиков, но не был коммерчески успешным.
- Через год был опубликован сборник интервью «Бёртон о Бёртоне», предисловие написал Джонни Депп, а автором стал критик Марк Солсбери. Период 90-х стал для Тима временем отложенных или незавершённых проектов. Фильм про Супермена, продолжение «Битлджуса», экранизация По «Падение дома Ашеров», а также попытка перенести на экран вольную трактовку гоголевского «Вия» – всё это по тем или иным причинам было отложено в долгий ящик или вовсе отвергнуто.
- Тем не менее в 1996 году на экраны вышел мюзикл «Джеймс и гигантский персик», а также комедия «Марс атакует!» с элементами научной фантастики. В последнем снялось множество голливудских звёзд, и сама картина очень полюбилась зрителям благодаря юмору.
- Через год Бёртон дебютировал как писатель, выпустив книгу «Унылая смерть мальчика-устрицы». Иллюстрации к стихотворениям мультипликатор выполнил собственноручно.
- В 1998 году Бёртон стал режиссёром-постановщиком рекламного ролика о жевательной резинке.
- В следующем фильме Тим Бёртон вновь вернулся к мрачному стилю. Картина «Сонная лощина» (1999) повествует о мистических убийствах, которые предстоит расследовать герою Джонни Деппа.
- Через год Бёртон снова займётся рекламой и снимет ролики «Манекен» и «Кунг-фу» для компании по производству часов. Вскоре режиссёр уезжает из США и обустраивается в Лондоне.
- В июле 2001 года выйдет фильм «Планета обезьян», ремейк одноимённой картины 60-х годов.
- Спустя два года свет увидит трагикомедию «Крупная рыба», фантастическую работу об отношениях отцов и детей. Хотя фильм оценят и зрители и критики, необычная для Бёртона тема и иная манера съёмки запустят слухи о творческом кризисе режиссёра.
- Однако в 2005 году Бёртон выпустит сразу две работы: комедию «Чарли и шоколадная фабрика» и мрачный кукольный мультфильм «Труп невесты». За последнюю работу мультипликатор получит номинацию на Оскар.
- Через год он выступит в качестве режиссёра клипа для группы The Killers.
- В 2007 выйдет очередной фильм, результат сотрудничества Деппа и Бёртона. Мюзикл «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» оценят критики, а режиссёр удостоится награды Венецианского кинофестиваля за вклад в мировой кинематограф. Тогда же журнал «Entertainment Weekly» поставит Бёртона на 49 место в списке 50-и величайших режиссёров.
- Премию Scream Immortal Award благодаря вкладу в развитие жанр «ужастиков» режиссёру вручат в 2008 г.
- В 2010 году выйдет переосмысленная Бёртоном сказка «Алиса в Стране чудес». А в марте режиссёр удостоится звания кавалера французского ордена Искусств и литературы, а также примет участие в 63 Каннском фестивале в качестве председателя жюри.
- Через два года мультипликатор даст новую жизнь истории о мальчике, который воскрешает любимого питомца. «Франкенвинни» 2012 года станет мультфильмом, а сюжет будет отличаться от оригинальной работы юного режиссёра. В тоже время выйдет готический фильм «Мрачные тени», который не оценят ни зрители, ни критики.
- Ещё спустя два года Бёртон выпустит нетипичный для себя фильм-биографию о художнице «Большие глаза».
- В 2016 Бёртон станет спродюсирует фильм о приключениях Алисы в Зазеркалье, сюжетное продолжение книги и его собственной работы. В этом же году выйдет картина под названием «Дом странных детей мисс Перегрин», ещё одна экранизация литературного произведения.
- В 2019 году Бёртон выпустит насыщенный компьютерной графикой фильм «Дамбо», перезапуск истории о летающем слонёнке, работа во многом станется незамеченной.
- В 2021 году Тим Бёртон начал подготовку к съёмкам сериала от Нетфликс «Венсдей», в нём зрителю расскажут о жизни Венсдей Аддамс, представительницы знаменитой семейки Аддамс.
Личная жизнь
Женщины в жизни известного режиссёра играли большую роль, они становились музами для Бёртона. Он снимал их в своих картинах, перенимал увлечения. Работая на студии Диснея, молодой аниматор знакомится с Джули Хиксон, которая окажет влияние на первые самостоятельные работы Тима.
В конце 80-х он увлёкся Леной Гейске, известным в то время фотографом, пара поженилась в феврале 1989 года, однако брак оказался недолговечным. Уже в 1991 году они развелись.
На вечеринке 1992 года Бёртон познакомился с моделью Лизой Мэри, а уже в феврале будущего года состоялась помолвка. Период отношений с Лизой считается самым плодотворным в работе режиссёра. Он вслед за возлюбленной увлёкся медитациями, вегетарианством, стал изучать фотографию. Женаты Тим и Лиза никогда не были.
Отношения были разорваны в 2001 году после съёмок «Планеты обезьян», во время которых режиссёр был очарован актрисой Хеленой Бонэм Картер. В октябре Бёртон обручился с новой возлюбленной, и соединил их дома в Лондоне подземным туннелем.
В 2003 году Бонэм Картер родила сына, Билли Рэймонда Бёртона, в этом же году умирают отец и мать режиссёра, что нашло отражение в его творчестве. Спустя 4 года в декабре у режиссёра родилась дочь. Имя сначала скрывали, и лишь спустя 8 месяцев Хелена рассказала, что дочь назвали Нэлл. Крёстным отцом обоих детей стал Джонни Депп. В том же 2008 Бёртон говорил о возможной женитьбе, которой однако не суждено было состояться. В 2014 году стало известно, что пара рассталась по обоюдному согласию.
На данный момент известно, что Тим Бёртон не нашёл пару и находится в поиске новой музы.
Вывод
Имя Тима Бёртона слышали даже те, кто не интересуется кинематографом. Его стиль узнаваем и неподражаем, работы режиссёра либо любят, либо жёстко критикуют, но никого Бёртон не оставляет равнодушным. Помимо игровых фильмов, он мастерски снимает атмосферные и мрачные мультфильмы, а этим может похвастаться не каждый голливудский режиссёр. Тим Бёртон – тот режиссёр и мультипликатор, имя которого уже прочно закрепилось в мировом кинематографе.