Лиознова Татьяна Михайловна — биография и личная жизнь


Лиознова Татьяна Михайловна

ФИО: Лиознова Татьяна Михайловна
Дата рождения: 20 июля 1924 г.
Место рождения: Москва
Знак зодиака: Рак
Деятельность: Кинорежиссер, сценарист, педагог
Дата смерти: 29 сентября 2011 г. (87 лет)

Семья, борьба за призвание

Татьяна Михайловна Лиознова появилась на свет 20 июля 1924 года в московской семье Моисея Александровича и Иды Израилевны Лиозновых. В будущем Татьяна не избежала притеснений из-за национальной принадлежности и даже сменила отчество Моисеевна на Михайловна. Она была единственным ребёнком родителей. Её отец работал инженером-экономистом. Во время войны он пропал без вести, служа в ополчении. Мать имела только начальное образование. Она занималась швейным делом и создала небольшую мастерскую кроя и пошива одежды.

Татьяна Лиознова с родителями в детстве

Татьяна Лиознова с родителями в детстве

Татьяна росла любознательной, хорошо успевала в школе. С детства в её характере отмечались настойчивость, решительность и лидерские качества. После школы она пошла учиться в авиационный институт, однако через полгода оставила его. Желание заниматься творчеством привело девушку в 1943 году на режиссёрское отделение ВГИКа. Вскоре руководство вуза присоединило его студентов к актёрскому курсу, создав первую объединённую мастерскую. Ею руководили супруги Сергей Герасимов и Тамара Макарова.

За своё место на студенческой скамье девушке пришлось побороться. Её хотели отчислить, не веря, что вчерашняя школьница сможет освоить «мужскую профессию» режиссёра. Но курсовые работы Лиозновой убедили руководство вуза в её профпригодности. В 1949 году выпускница ВГИКа получила распределение на Горьковскую киностудию. Но, приняв на работу, её тут же уволили: в стране шла негласная кампания антисемитского характера под видом борьбы с космополитизмом. На несколько лет Лиозновой пришлось забыть о своём дипломе и заниматься раскроем и шитьём одежды вместе с матерью. На какое-то время удалось устроиться в «Литературную газету».

Татьяна Лиознова в молодости

Татьяна Лиознова в молодости

Жизнь и творчество

  • 1952. С. Герасимов и С. Самсонов включили молодого режиссёра в постановочную группу спектакля «Седая девушка» в театре Вахтангова. В это же время Лиознова попробовала сочинять: в соавторстве с писателем В. Беляевым были написаны 2 пьесы-сказки на материале корейско-китайского фольклора. Их пьесу «Голубая звезда» поставил Московский ТЮЗ.
  • 1953. Восстановление на киностудии имени Горького в должности художественного руководителя отделения юношеских фильмов. На этом месте Татьяна Михайловна проработала без малого 30 лет, до 1982 года.
  • 1955. Второй режиссёр в работе над фильмом «Земля и люди» Станислава Ростоцкого. До 1957 года побывала ассистентом режиссёра на кинопроектах своего учителя С.А. Герасимова и Б.А. Бунеева.
Татьяна Лиознова (справа) с режиссером С. Ростоцким и редактором Н. Каспэ (1955)

Татьяна Лиознова (справа) с режиссером С. Ростоцким и редактором Н. Каспэ (1955)

  • 1958. В 34 года Татьяна Лиознова сняла свою первую самостоятельную картину «Память сердца». Сценарий был написан Сергеем Герасимовым и Тамарой Макаровой (она же сыграла главную героиню).
  • Вторая режиссёрская работа – семейная мелодрама «Евдокия» с Людмилой Хитяевой в главной роли. Фильм воплотил мысль о безграничном материнстве, для которого нет своих и чужих детей, пока существует сиротство и детское одиночество.
  • 1963. На экраны вышла картина «Им покоряется небо», раскрывающая героизм лётчиков-испытателей. В мужских ролях снялись Н. Рыбников, В. Седов, Е. Евстигнеев. Жену погибшего лётчика сыграла С. Светличная. Как режиссёр, Т. Лиознова получила первый приз на МКФ во Франции (Довиль).
  • 1965. Мелодрама «Рано утром» посвящена теме трудных детских судеб Алёши и Нади, которые остались без родителей, но сумели выстоять благодаря помощи окружающих людей.
  • 1967. Режиссёр представила мелодраму «Три тополя на Плющихе», которая имела огромный успех. Актёры Олег Ефремов и Татьяна Доронина проникновенно сыграли любовь, которой не дано осуществиться. Это была чёрно-белая кинолента, ставшая ярким событием в кино и откровением для миллионов зрителей. Её посмотрело в прокате 26 млн. человек. Фильм получил награду на МКФ в Аргентине, а Татьяна Доронина удостоилась премии МКФ в Минске.
  • 1969. Т.М. Лиознова получила звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР и была награждена орденом Трудового Красного Знамени.
  • 1973. Советские зрители 12 дней жили киносенсацией – первым многосерийным военным шпионским фильмом «Семнадцать мгновений весны», который режиссёр поставила по сценарию Юлиана Семёнова. Улицы пустели в час показа очередной серии. Лента и её главный герой Штирлиц (Вячеслав Тихонов) стали феноменально популярны, как, впрочем, и персонажи немецкой стороны, представленные О. Табаковым, Л. Броневым, В. Лановым. Чёрно-белый фильм стал классикой и легендой советского кино, получил вторую жизнь в цвете, собрал массу наград. Не менее знаменитой, чем сам фильм, стала песня из него – «Мгновения». Работа Т. Лиозновой была отмечена Госпремией имени братьев Васильевых, орденом Октябрьской революции, а в 1974 году режиссёр получила звание Народной артистки РСФСР.
С Вячеславом Тихоновым на съемках «Семнадцать мгновений весны»

С Вячеславом Тихоновым на съемках «Семнадцать мгновений весны»

  • 1975-1980. Татьяна Михайловна переключилась на педагогическую деятельность. Вместе с режиссёром Львом Кулиджановым они набрали курс в свою режиссёрско-актёрскую мастерскую во ВГИКе, который успешно выпустили. В большей степени причиной на неопределённое время оставить режиссуру была болезнь матери, которая требовала ухода и умерла в 1978 году.
  • 1980. Был снят социально злободневный 2-серийный фильм «Мы, нижеподписавшиеся», который выгодно отличался на общем сером фоне картин производственной тематики яркой, убедительной игрой известных актёров (Л. Куравлёв, О. Янковский, И. Муравьёва, Ю. Яковлев).
  • 1981. В 2-серийной комедийной мелодраме «Карнавал» раскрылась ещё одна грань таланта Татьяны Лиозновой. В духе комедийных мюзиклов предстала судьба незаурядной девушки из провинции Нины Соломатиной, которая приезжает в столицу, чтобы стать артисткой. Звёздные роли в нём сыграли Ирина Муравьёва и Александр Абдулов. И сам фильм, и песня из него («Позвони мне, позвони») и по сей день остаются популярными и любимыми.
  • 1984. Татьяне Михайловне Лиозновой было присвоено звание Народной артистки СССР.
  • 1986-1987. Последняя работа режиссёра – 3-ёхсерийный фильм «Конец света с последующим симпозиумом». Он поднимает тему холодной войны, американской ядерной угрозы. Пока шла работа над картиной, изменилась политическая ситуация в стране. Актуальность приобрели мотивы перестройки, разоружения, разрядки напряжённости. В результате лента была один раз показана и затем положена на полку архива.
  • В 1990-2000-ые Татьяна Михайловна, будучи человеком пенсионного возраста, отошла от кинематографа, который переживал кризисные времена. О её общественно-политической позиции известно, что она переживала распад СССР как личную боль души. В национальном вопросе Т. Лиознова резко критиковала сионизм как разновидность национализма и фашизма и состояла в Антисионистском комитете советской общественности до момента его роспуска в 1992 году.
  • В последние годы Т.М. Лиознова тяжело болела. Она ушла из жизни 29 сентября 2011 года. Ей шёл 88-ой год. Урна с прахом покоится в скромной общей могиле с матерью на Донском столичном кладбище.
Татьяна Михайловна Лиознова

Татьяна Михайловна Лиознова

Личная жизнь

Личная жизнь Татьяны Михайловны Лиозновой не была такой яркой и насыщенной, как её творческая судьба. Она не связала свою жизнь ни с одним из своих поклонников и осталась не замужем. Самым близким человеком всегда была мама. В начале 50-ых она не одобрила отношения дочери с известным поэтом Константином Симоновым, который был уже трижды женат.

По разным причинам не закончились семейными узами романы с другими мужчинами, любившими эту талантливую черноглазую женщину невысокого роста. Среди них были режиссёр Станислав Ростоцкий, актёр Арчил Гомиашвили, заместитель председателя Совмина СССР Владимир Кириллин.

Станислав Ростоцкий и Арчил Гомиашвили

Станислав Ростоцкий и Арчил Гомиашвили

Не имея своих детей, Татьяна Михайловна поступила так же, как героиня её фильма «Евдокия». Она стала приёмной матерью для дочки своего друга, лётчика-испытателя, Героя Советского Союза, Василия Петровича Колошенко. Его жена после операции умерла, осталось трое детей. Старшая, 19-летняя Людмила, только начинала самостоятельный путь и нуждалась в мудром женском руководстве. Такую поддержку она нашла в лице Татьяны Михайловны. Они стали родственными душами. Людмила Лисина осталась жить у Лиозновой и была рядом до её смерти.

Приемная дочь Людмила

Приемная дочь Людмила

Вклад в кинематограф

Татьяна Михайловна Лиознова вошла в анналы отечественного кинематографа как режиссёр, совершивший переворот во взгляде на военную историю. «Семнадцать мгновений весны» впервые показали немцев как достойных, умных противников с человеческими лицами. Выиграть войну у такого врага делает честь любой армии. Женщина-режиссёр создала захватывающий фильм о работе разведки, используя строгую стилистику фактов, документов в сочетании с психологически точным раскрытием человеческих характеров.

Но почерк мастера, помимо строгого аскетизма средств, вобрал в себя и глубоко лирические краски в раскрытии тем любви, материнства, женского счастья в фильмах «Евдокия», «Три тополя на Плющихе». Универсальность таланта Т.М. Лиозновой показала её комедийно-лирическая музыкальная картина «Карнавал». Эта лента стала самой любимой у самого режиссёра, особенно придуманная ею сцена первой встречи Нины с её отцом, где они заразительно смеются.

Созданные в 60-80-ые годы фильмы Т. Лиозновой по-прежнему любимы зрителями. Они позитивны, мудры, человечны, заряжены добротой и любовью их создателя. Высокий уровень мастерства режиссёра отмечался наградами. В 1990-2000-ые к выше названным добавились ордена Почета, «За заслуги перед Отечеством» третьей и четвёртой степеней, а также специальный приз Президента Российской Федерации «За выдающийся вклад в развитие российского кино». Т.М. Лиознова являлась профессором ВГИКа, академиком Национальной Академии кинематографических искусств и наук России.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *