Степан Дмитриевич Эрьзя — краткая биография


Эрьзя Степан Дмитриевич

ФИО: Эрьзя Степан Дмитриевич
Дата рождения: 27 октября 1876 г.
Место рождения: с. Баево, Симбирская губерния
Знак зодиака: Скорпион
Деятельность: Художник, скульптор, ваятель
Дата смерти: 24 ноября 1959 г. (83 года)

Степан Дмитриевич Эрьзя, настоящая фамилия которого Нефедов, – талантливый, самобытный скульптор, ваятель, художник, резчик по дереву. Живя в сложное для России время, на рубеже веков, он стал ярчайшим представителем стиля модерн.

Детство и юность

Степан родился 27.10.1876 в с. Баево Симбирской губернии. Псевдоним «Эрьзя» он выбрал, чтобы обозначить свою этническую принадлежность к Эрзя – народности в составе мордвы.

Родители мальчика, Мария Федоровна и Дмитрий Иванович, были простыми крестьянами. Удивительно, но Дмитрий Иванович самостоятельно обучился грамоте и единственный в селе знал русский язык. Кроме Степы супруги воспитывали еще 3 детей: сыновей Ивана и Илью, и дочь Ефимью. Кроме Степана тяга к прекрасному обнаружилась и у Ивана с Фимой. Старший брат красиво вырезал по дереву, а сестра умело вышивала и ткала. Но самый яркий талант был, все же, у Степы. Он с малых лет увлекался лепкой из глины и рисованием.

Когда мальчику исполнилось 6 лет, семья переехала из Баево на хутор Баевские Выселки. За этим последовала отправка в церковно-приходскую школу, находящуюся в чувашском селе Алтышево. Здесь Степан получил первые профессиональные уроки вырезания из дерева и рисования. В 10 лет школа была окончена, и Нефедов отправился продолжать обучение в иконописные мастерские села Алатырь, а потом и в Казань. Основным занятием этого периода жизни стала роспись церквей.

Степан Эрьзя в молодости

Краткая биография

  1. 1896 – после посещения выставки Михаила Врубеля решено посвятить себя живописи.
  2. 1901 – переезд в Москву и поступление в училище на отделение живописи.
  3. 1903 – переход на отделение скульптуры. Нефедов берет себе псевдоним «Эрьзя», под которым он и станет известен всему миру.
  4. 1906 – окончание московского училища живописи, ваяния и зодчества и отъезд в Италию, где художник провел 3 года, продолжая постигать мастерство скульптора.
  5. 1909 – скульптура Эрьзя, «Последняя ночь осужденного перед казнью», заняла 1 место на выставке в Венеции. Впечатленные зрители назвали мастера «русским Роденом».
  6. 1910 – переезд из Италии во Францию. Степан Дмитриевич получает настоящее признание. За его работами охотятся и частные коллекционеры, и крупные музеи. Созданы скульптурные портреты «Марта», «Норвежская женщина», «Тюремный священник».
  7. 1914 – с началом Первой мировой войны Эрьзя возвращается в Россию. Он служит санитаром военного госпиталя. Сильная занятость практически не позволяет уделять время творчеству. Но все же некоторые известные работы созданы именно в этот период. Среди них «Портрет балерины Софьи Федоровой» и «Монголка».
  8. 1917 – начало нового этапа творческого развития художника, который с воодушевлением принял революционные перемены и начал работать над агитационными проектами.
  9. 1918-1925 – Эрьзя ездит по стране, ищет материал для вдохновения и обучает других скульптурному мастерству. За это время он создает монументальные памятники Ленину, Марксу, «Уральским коммунарам», «Освобожденному труду» и подобные им.
  10. 1926 – не выдержав наплыва футуристов и видя их поддержку правительством, Степан Дмитриевич уезжает в эмиграцию. Сначала он едет в Париж, а затем в Буэнос-Айрес. В Аргентине скульптор проживет до 1950 года.
  11. 1929 – Эрьзя впервые едет в сельву. В экваториальных лесах его привлекают ценные породы древесины, среди которых кебрачо, а также местные народы и их образ жизни. В последующем художник побывает в сельве еще дважды: в 1937 и 1941 годах. Итогом станут многочисленные работы из дерева, а пресса назовет ваятеля покорителем кебрачо.
  12. 1950 – Степан Дмитриевич решил вернуться на родину и в следующем году советское правительство зафрахтовало для него и его работ целый корабль.
  13. 1951 – получение в свое распоряжение мастерской в Москве, где была устроена постоянная выставка работ Эрьзи.
  14. 1956 – награждение орденом Трудового Красного Знамени.
  15. 1959 – 24 ноября, в возрасте 83-х лет, художник скончался. Его похоронили в г. Саранске.

Степан Эрьзя в старости

Личная жизнь

Первый серьезный роман случился с девушкой по имени Ева. Эта немка была натурщицей престарелого итальянского художника Даниэля Тинелли. Она имела серьезные планы на русского гения и опасалась, что его уведут более удачливые соперницы. Ева даже запирала мужчину в доме, уходя по делам. Сбежать от нее удалось в Венеции.

Следующей женщиной, сыгравшей заметную роль в жизни Степана, стала графиня Алиса Альтенберг. С ней скульптор познакомился в Италии. Она оказалась обманщицей, использовавшей его талант в корыстных целях. Авантюристка бросила художника, видимо поняв, что не сможет с помощью его постоянного обмана заполучить желаемые средства. Сам же Эрьзя остался без гроша в кармане.

В 1911 году мастер познакомился в Париже с Мартой Гербст. Женщина ни слова не знала по-русски, а мужчина с большим трудом изъяснялся по-французски. Несмотря на это, вслед за дружбой пришла любовь. Есть сведения, что у пары родился сын. До 1914 года Степан и Марта были вместе, но ехать в Россию возлюбленная отказалась. Отказалась она и от предложения руки и сердца, сказав, что Эрьзя уже женат. На скульптуре.

Марта Гербст

Марта Гербст

С 1915 по 1925 музой художника была Елена Ипполитовна Мороз. Она стала одновременно ученицей, моделью и возлюбленной. Степан Дмитриевич, как самое замечательное в его жизни, вспоминал время, проведенное на даче родителей Елены Мороз, в Геленджике. Как и предыдущая любовь Эрьзи, женщина не поехала вслед за ним в другую страну. Позже, вернувшись в СССР, скульптор встретился с Еленой Ипполитовной. Но жить вместе они не смогли.

С Еленой Мороз в мастерской (Москва, 1915)

С Еленой Мороз в мастерской (Москва, 1915)

После эмиграции, в 1926 году, Степан Эрьзя стал жить с молодой ученицей Юлией Кун. Известно, что эта девушка раздражала своего наставника непоседливым характером. Не справившись с затворнической жизнью, она уехала в Россию. Там обзавелась мужем и ребенком, а через год вернулась к Эрьзи в Буэнос-Айрес. Но было поздно. У него была уже новая возлюбленная: натурщица-аргентинка.

Степан Дмитриевич создал множество скульптурных фигур девушек. Не меньшее количество красавиц были и спутницами его жизни. Но все романы закончились ничем, так как женщины отнимали слишком много времени и внимания. А Эрьзи хотелось лишь одного – работать и творить.

В заключение

Удивительно, как много талантов рождает русская земля. Невозможно представить себе направление, в котором бы не проявили себя наши соотечественники. И жизнь Степана Дмитриевича Эрьзи как нельзя лучше подтверждает это.

Знаменитый скульптор Степан Эрьзя

Будучи крестьянским сыном из глубинки, он стал известным на весь мир скульптором. Смог покорить далекую Аргентину, работая с материалом, являющимся национальным достоянием этой страны. Хотя помогла в этом недальновидность правителей тогдашней России. Не зря, видимо, говорят: «Все, что ни делается – все к лучшему».


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *