ФИО: | Витте Сергей Юльевич |
Дата рождения: | 17 (29) июня 1849 г. |
Место рождения: | Тбилиси, Грузия |
Знак зодиака: | Рак |
Деятельность: | Государственный деятель, министр |
Дата смерти: | 28 февраля (13 марта) 1915 г. (65 лет) |
Детство и юность Витте
Семья Витте происходила из балтийских немцев. Отец будущего государственного деятеля, Юлиус фон Витте, окончивший Лесной и Алькустовский агрономический институты, обладал степенью кандидата философии. В 1842 году будучи титулярным советником Ю. Витте был определен на службу в Новоузенском уезде Саратовской губернии. Здесь же он познакомился с дочерью саратовского губернатора Екатериной Андреевной Фадеевой. Ради брака с Екатериной Юлиус фон Витте принял православие и новое имя и отчество – Юлий Федорович.
После рождения первенца Александра семья Витте отправилась на Кавказ, на новое место службы Юлия Федоровича. Там же родились Борис (17 июля 1848 г.) и Сергей Витте (29 июня 1849 г.). Благодаря брату Ю. Ф. Витте и его собственным заслугам на госслужбе, в декабре 1856 года братья Витте и их дети получили статус дворян.
Детство Сергея Юльевича прошло в Тифлисе. Там он проходил обучение в городской гимназии в качестве вольнослушателя. Затем он вместе с братом Борисом поступил к гимназическому учителю математики в Кишиневе. Экстерном сдав экзамены, братья получили возможность поступить в Одесский Новороссийский университет. Сергей выбрал физико-математический факультет, а его брат юридический.
В 1870 году С. Ю. Витте получил степень кандидата и намеревался продолжить научную деятельность в институте, но по настоянию матери и дяди Витте был причислен к канцелярии главы Новороссийско-Бессарабского генерал-губернаторства.
Жизнь и карьера
- 1870 г. – стажировка в управлении Одесской железной дороги. Стажировка проходила на самых разных должностях службы эксплуатации: от станционных касс до ревизора движения и станционного начальства. Через год он был принят на государственную службу.
- 1875 г. – Витте уже возглавил службу эксплуатации Одесской железной дороги, но едва не потерял пост из-за Тилигульской катастрофы – одной из крупнейших катастроф в истории железнодорожного транспорта в России. Он вместе с начальником дороги находился под следствием, но, пока шло расследование, Сергей Юльевич продолжал свою деятельность и даже успел посодействовать в перевозке солдат, участвовавших в русско-турецкой войне. Это спасло Витте от заключения в тюрьме.
- 1877 г. – Витте оставил пост в службе эксплуатации.
- 1879 г. – был назначен начальником эксплуатационного отдела при правлении Общества Юго-Западных железных дорог в Петербурге. В этот же период Витте входит в состав комиссии графа Э. Т. Баранова, которая занималась исследованиями в области железных дорог и делопроизводства.
- 1880 г. – Витте переехал в Киев, чтобы занять там должность начальником службы эксплуатации в администрации Общества Юго-Западных железных дорог.
- 1881 г. – после убийства Александра II, поддерживающий славянофилов Витте предложил концепцию конспиративной организации для охраны государя и борьбы с терроризмом. Идея была одобрена, и новая организация получила название «Священная дружина».
- 1886 г. – занял пост управляющего Обществом Юго-Западных железных дорог. За всю свою карьеру в данном ведомстве он не только продвинулся по службе, но и увеличил его прибыльность и эффективность.
- 1889 г. – Витте возвращается к госслужбе в качестве начальника Департамента железнодорожных дел Министерства финансов, где начал проводить политику создания централизованной системы железнодорожных путей в стране, путем скупки уже имеющихся частных дорог. Также он добился права назначать себе сотрудников, основываясь на их навыках и эффективности работы, а не от количества связей в правящих кругах.
- 1891 г. – при поддержке Витте в стране принимают новый таможенный тариф, который окажется необходимой поддержкой для развивающейся промышленности в ее конкуренции с импортными товарами.
- 1892 г. – был назначен на должность министра финансов. На новой более высокой и значимой для государства должности, он продолжил развивать свою кадровую политику, независящую от происхождения и уделяющую внимание на образование соискателей. Также поддерживал развитие образовательной системы.
- 1894 г. – в ходе переговоров с немецким правительством Витте заключил торговый договор между Россией и Германией.
- 1895 г. – вводит винную монополию, которая затрагивала производство и оптово-розничную торговлю спиртной продукцией, включая сырье для нее, а также регламентирующую частное производство.
- 1896 г. – Витте вступил в должность статс-секретаря, ведет переговоры с Китаем, результатами которых становится строительство Китайско-Восточной железной дороги и заключение союзного оборонительного договора.
- 1897 г. – проведение финансовой реформы по введению золотого стандарта рубля. Благодаря проекту С. Ю. Витте страна получила устойчивую обеспеченную золотым капиталом валюту. В этом же году благодаря разработкам Витте был принят закон об ограничении рабочего времени на предприятиях.
- 1898 г. – провел реформу налогов торгово-промышленной отрасли.
- 1904 г. – Витте занял должность председателя Комитета министров.
- 1905 г. – руководил подавлением первой революции, организовал перевозки солдат к местам конфликтов. Также участвовал в разработке манифеста гражданских свобод и создания Государственной думы.
- 1906 г. – после участия в переговорах с Францией подал в отставку.
- 1907 г. – состоялось покушение на жизнь Витте, но взрывное устройство было обнаружено до его срабатывания.
- 28 февраля 1915 г. – Витте умер от менингита. Был упокоен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Личная жизнь
Помимо активной реформаторской и политической деятельности Сергей Юльевич Витте также занимался публицистикой: его работы публиковались в журнале «Инженер» и газете «Русь», а также оказывал поддержку славянскому благотворительному обществу в Одессе.
Спустя год скорби по супруге, Витте вступил в брак с Марией Ивановной Лисаневич, которая также был замужем на момент знакомства с Сергеем Юльевичем. Эти отношения были опасны для статуса Витте в обществе не только из-за скандала с нынешним мужем Марии, но и из-за ее еврейского происхождения, которое в то время критиковалось среди элиты. Тем не менее графиня благоприятно влияла на своего нового супруга. По словам современников, Мария отучила мужа от грубых выражений и учила его французскому и немецкому.
Два брака не принесли Витте кровных наследников, но он занимался воспитанием дочерей Спиридоновой и Лисаневич – Софьи и Веры. Судьба приемных дочерей Витте сложилась по-разному. Окончив женский Николаевский институт и какое-то время пожив в Европе, Софья Сергеевна вышла замуж за своего кузена М. Ф. Меринга, который потом спустил состояние на азартные игры, а их сын, Михаил, был репрессирован в 1934 г. Ее сводная сестра Вера вышла замуж за выходца из состоятельной семьи Нарышкиных – дипломата Кирилла Васильевича. В 1920-е годы помогала переживающим трудности в эмиграции музыкантам.
Заключение
Сергея Юльевича Витте можно назвать выдающимся государственным деятелем, который принимал непосредственное участие в развитии страны в самых разных направлениях: экономике, внутренней и внешней политике, промышленности. Витте прошел путь от стажера в службе эксплуатации до председателя Совета министра. Как и у всех политических деятелей в его карьере можно выделить спорные моменты, но и они имеют место быть.
Вне политики Сергей Юльевич был обычным человеком со своими страстями, горестями и радостями. Знание этого может показаться несущественным на фоне его деятельности, но на деле не менее значимо – это напоминание о том, что история создается людьми.