ФИО: | Лемешев Сергей Яковлевич |
Дата рождения: | 27 июня (10 июля) 1902 г. |
Место рождения: | д. Старое Князево, Тверская губерния |
Знак зодиака: | Рак |
Деятельность: | Оперный певец, педагог, оперный режиссер |
Дата смерти: | 26 июня 1977 г. (74 года) |
Детство и юность
Будущий певец родился 27 июня (10 июля) 1902 года в деревне Старое Князево Тверской губернии. Его родители – Яков Степанович Лемешев и Акулина Сергеевна Шкаликова были крестьяне, оба они хорошо пели. Мать считалась лучшей певицей в селе, пела в церковном хоре. У маленького Сережи тоже был хороший голос, но петь при людях он стеснялся. Всю широту своего голоса он мог показать только уходя куда-нибудь в лес. Там в одиночестве он исполнял народные песни.
В возрасте 14 лет, Сергей поехал в Санкт-Петербург к брату отца для обучения сапожному делу. Занятие это приносило совсем небольшой доход, но именно здесь Сергей узнал, что такое театр и кинематограф, и что оказывается пением можно неплохо зарабатывать на жизнь. Грянувшая революция возвращает Сергея с дядей назад в деревню.
В семье Николая Александровича царила творческая атмосфера. Он и его жена были людьми глубоко образованными и оба были страстно увлечены театром. Хозяйка сама имела достойное музыкально образование. Первое выступление Сергея состоялось именно здесь, в театре Квашнина. Юный артист исполнил арии русских композиторов, а также народные песни.
От первых выступлений до зрелой деятельности
- Зимой 1919 года Сергей решил отправиться завоевывать Тверь. Ему удалось там с оглушительным успехом выступить на вечернем мероприятии в клубе. Но что дальше делать со своим талантом он не знал и вернулся домой.
- В том же 1919, он вновь возвращается в Тверь и поступает в Кавалерийское училище. Именно в этот период произошла его встреча с талантливым педагогом Н.М. Сидельниковым у которого он полтора года берет уроки вокала.
- В 1921 году Лемешев наконец поступает в Московскую консерваторию, пройдя огромный конкурс, почти 20 человек на место. Попадает на курс вокального педагога Назария Григорьевича Райского. Сначала учиться было тяжело, таланта оказалось мало. Нужно было освоить вокальную технику, а также большой пробел в освоении культурного наследия. Благодаря своей врожденной одаренности и уникальным способностям он очень быстро справляется с этой задачей. Вторым его «учителем» стал Большой театр. Там он заслушивается Шаляпиным и Собиновым, которым он особенно восхищается.
- В 1924 году состоялся первый концерт молодого артиста. За него он получил свой первый гонорар в 175 рублей. Эти деньги он отдал матери на постройку нового дома. В этом же году он принят в студию оперного пения К.С. Станиславского при Большом театре. Здесь он разучивает партию Ленского из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», ставшую впоследствии его визитной карточкой.
- В 1925 году заканчивает консерваторию и его приглашают в качестве солиста в Свердловск в театр оперы и балета.
- В 1927-1929 выступает в опере в городе Харбин.
- В 1929-1931 годах работает на сцене театра оперы и балета в Грузии.
- В 1931 году был зачислен в труппу Большого театра, где в качестве дебюта исполнил роль Берендея в опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Был лучшим тенором Большого театра, исполнил там множество оперных партий. Визитной карточкой певца стала роль Ленского из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». В течении жизни певец исполнил ее более 500 раз.
- В 1939 снялся в фильме «Музыкальная история» в роли шофера Пети, это его единственная роль в кино.
- В 1941 году осенью Лемешев схватил простуду, выступая с концертами на фронте и заболел воспалением легких. Врачи запрещали Лемешеву петь, но он постоянно разрабатывал голос. Со временем запреты были частично сняты и ему разрешили выступать один–два раза в месяц.
- С 1947 ведет активную гастрольную деятельность, в том числе и за рубежом.
- В 1951 году дебют в качестве режиссера в «Травиате» Джузеппе Верди на сцене Ленинградского оперного театра.
- С середины 1950 годов руководит кафедрой оперной подготовки, а затем сольного пения в Московской консерватории. Практически полностью посвящает себя педагогике, прекратив гастрольную деятельность. Иногда выступает в Большом театре.
- Начало 1960 годов – руководит музыкальной студией при консерватории и ставит несколько спектаклей в качестве режиссера.
- В 1972 состоялся юбилейный концерт артиста, на котором он исполнил в 501 раз арию Ленского. Зал рукоплескал ему стоя.
- Умер 26 июня 1977 года в Москве. Похоронена на участке №9 Новодевичьего кладбища.
Личная жизнь
Сергей Лемешев был женат 5 раз. Первый раз он женился, еще будучи студентом, на дочери преподавателя Наталье Соколовой. Ранний брак был недолгим.
Прямо в доме своего тестя он познакомился со своей второй женой – Алисой Корневой-Багрин-Каменской, с которой прожил в браке 11 лет. Она была умной светской женщиной и оказала большое влияние на Лемешева: от прежнего деревенского парня вскоре не осталось и следа. Сергей, окруженный толпами поклонниц, был человеком увлекающимся, и Алиса, не выдержав его бесконечных романов от него ушла.
Он женился в третий раз на своей поклоннице Любови Варзер. Брак также оказался недолговечен и распался из-за молодой певицы Ирины Масленниковой.
Брак с Ириной пришелся на военные годы, когда Лемешев болел. Ирина всячески поддерживала мужа в это нелегкое время. В этом браке в 1944 году у него появилась единственная дочь – Мария.
А через 7 лет брак распался потому, что произошла встреча Лемешева со своей последней женой — Верой Николаевной Кудрявцевой. Этот брак просуществовал вплоть о смерти певца в 1977 году.
Вера Николаевна была оперной певицей, но оставила карьеру ради любимого мужа. После смерти певца она издала ряд книг и мемуаров, чтобы увековечить память о Сергее Яковлевиче.
Заключение
Сергей Яковлевич Лемешев – гениальный лирический тенор 20 столетия и настоящий народный самородок из тверской глубинки. Он всегда был любим и обласкан публикой, его присутствие на концерте всегда означало, что зал будет полон, а восторженные поклонники будут рукоплескать ему стоя.
Его голос, несущий одновременно мудрость и непосредственность исполнения, трогает сокровенные струны души слушателей. «Артист, озаряющий счастьем» – так отзывались о нем современники. Обладая прекрасным голосом и внешностью, он стал любимцем публики и ее кумиром. В его репертуаре были и оперные арии, и народные песни, и популярные эстрадные мелодии. И каждая всегда несла в себе заряд положительных эмоций. Настоящий мастер, посвятивший искусству всю свою жизнь, он и сегодня так же востребован, как и раньше.