ФИО: | Филиппов Сергей Николаевич |
Дата рождения: | 11 (24) июня 1912 г. |
Место рождения: | Саратов |
Знак зодиака: | Рак |
Деятельность: | Актер кино и театра |
Дата смерти: | 19 апреля 1990 г. (77 лет) |
Неподражаемый комедийный артист Сергей Николаевич Филиппов снялся в более сотни картин. Особо он запомнился зрителям по работам в фильмах «12 стульев», «Карнавальная ночь», «Укротительница тигров». Одно его появление в кадре уже вызывало улыбку, а фразы, произнесенные забавными персонажами, мгновенно разлетались на цитаты.
Детство и юношеские годы
Гений комедийного жанра родился в тот период, когда Россия еще была империей (до революционных событий), – в 1912 году, в уездном городе Саратове. Выходец из простой семьи (отец – слесарь, мама – швея) был в детстве настоящим сорванцом. Учился крайне плохо, а в старших классах числился в хулиганах.
Один хулиганский проступок стоил места в школе. Старшеклассник, в отсутствие преподавателя химии, из озорства смешал в колбе несовместимые реагенты, и получил отвратительно пахнущую массу. Зловонный запах распространился по всем кабинетам. Занятия срочно пришлось прервать. За срыв учебного процесса ученика исключили из школы.
Не получив первичного образования, юноша пошел работать. Он перепробовал множество специальностей – пекаря, токаря, садовника, грузчика, плотника. Но, ни одна профессия не приносила радости.
У юноши было одно пристрастие – он обожал танцы. Сергей записался в танцевальную студию, и принялся усердно репетировать. Преподаватели были в восторге от успехов начинающего танцора, и посоветовали ехать в столицу, поступать в хореографическое училище.
Молодой человек отправился в Москву, но не успел к началу экзаменов. Целеустремленный юноша поехал в Ленинград, но и здесь ждала неудача – набор в танцевальные группы был уже закончен. Узнав, что открывается новое учебное заведение по профилю эстрадного искусства, Сергей решил поступать туда. После успешного отбора, и обучения, упорному юноше удалось приблизиться к своей мечте – его зачислили в труппу Театра оперы и балета.
С легкой руки Николая Павловича, который проникся к талантливому исполнителю всей душой, Филиппов три десятилетия трудился на прославленной театральной сцене, получая большие роли в известных постановках.
В кино начал сниматься с 1937 года. Сыграл сотни эпизодических ролей. Широкая известность пришла после воплощения колоритных персонажей в нашумевших картинах «Укротительница тигров», «Девушка без адреса», «Карнавальная ночь». Грандиозный успех имела работа в комедийной постановке «12 стульев», где актер предстал в образе предводителя дворянства Ипполита Матвеевича.
Судьба артиста – значимые события
Ярких моментов в жизни гениального комедианта было немало. Хронология особо важных дат включает следующие события:
- 11 июня 1912 г. – День рождения (малая Родина – Саратов)
- 1929 – 1933 гг. – обучение в Ленинградском эстрадном цирковом училище.
- 1933 г. – работа в труппе Театра оперы и балета (Ленинград)
- 1935 – 1965 гг. – служба в Ленинградском театре комедии.
- 1937 г. – дебютная роль без слов в картине «За Советскую Родину». Персонаж – финн, падающий в воду. Актер дубль за дублем погружался в ледяную воду, промерзал до костей и был все равно счастлив – его снимают в кино.
- 1944 г. – награждение Медалью «За оборону Ленинграда».
- 1946 г. – награждение Медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
- 1947 г. – съемки в экранной сказке «Золушка» (играет скорохода)
- 1954 г. – эпизодическая роль ревнивого мужа, провожающего красивую супругу в путешествие, в картине «Запасной игрок» (слушать напутствия ревнивца без смеха практически невозможно)
- 1954 г. – колоритный персонаж – дрессировщик Казимир Алмазов в ленте «Укротительница тигров» (артист обходился без дублеров – сам входил в клетку к хищникам)
- 1956 г. – образ, ставший классикой комедийного жанра, – лектор Некадилов с речью «Есть ли жизнь на Марсе» – в знаменитом советском кинофильме «Карнавальная ночь».
- 1957 г. – съемки в музыкальной мелодраме «Девушка без адреса». Персонаж – начальник конторы Василий Комаринский (для жены – Масик) со знаменитой репликой «Масик хочет водочки».
- 1957 г. – присвоение звания Заслуженного артиста РСФСР.
- 1958 г. – озвучивание Волка в мультфильме «Петя и Красная Шапочка».
- 1965 – 1989 гг. – актер киностудии «Ленфильм».
- 1971 г. – триумфальная работа актера в картине «12 стульев» – в образе бывшего предводителя уездного дворянства Ипполита Матвеевича (Кисы) Воробьянинова, вернувшегося из эмиграции за спрятанными в мебельном гарнитуре фамильными драгоценностями.
- 1973 г. – съемки в образе шведского посла в легендарной комедии «Иван Васильевич меняет профессию».
- 1974 г. – присвоение звания Народного артиста РСФСР.
- 1982 г. – образ станционного смотрителя в комедийной картине «Спортлото-82».
- 1988 г. – эпизодическая роль пациента профессора Преображенского в постановке «Собачье сердце».
- 1989 г. – последнее появление на экране в эпизоде мелодрамы «Частный детектив, или Операция «Кооперация».
- 19 апреля 1990 г. – дата смерти. Артиста похоронили на Северном кладбище Санкт-Петербурга.
Семейная жизнь
С первой женой балериной Алевтиной Ивановной Горинович знаменитый комик познакомился в годы обучения в цирковом училище. Девушка была дворянских кровей, что в непростые советские годы воспринималось достаточно негативно, но влюбленный мужчина этот факт биографии избранницы оставил без внимания.
Актер сделал предложение, молодые люди расписались, в 1936 году родился сын Юрий (в дальнейшем стал популярным дизайнером). Творческая жизнь с гастролями, съемками, товарищескими посиделками не располагала к спокойной семейной жизни. Через 15 лет совместного проживания супруга ушла, не оформив официально развод.
Балерина вместе с сыном уехала жить в Америку. Мужчина посчитал ее поступок предательством, и до конца своих дней затаил обиду. Переживал, начал прикладываться к спиртному. Сын писал отцу письма, но тот не отвечал, потому что не мог простить его мать.
Судьба подарила артисту встречу с новой избранницей – детской писательницей Антониной Голубевой. Женщина была старше гражданского супруга на 13 лет, обладала железным характером. Антонина жутко ревновала мужа к поклонницам и партнершам по фильмам, отслеживала звонки и переписку, контролировала все шаги супруга.
Филиппов обожал жену (называл ее всегда Барабулькой), но и немного побаивался властной женщины. Новая супруга оказалась верным другом. Она поддержала Сергея Николаевича в непростой период, когда его отлучили от театра (за пристрастие к горячительным напиткам и нецензурные реплики из-за кулис). Она была рядом, когда он тяжело заболел. Выхаживала после операции на головном мозге, спасала от пристрастия к алкоголю, создавала уют. Супруги прожили вместе 4 десятка лет. Женщина умерла в 1989 году. Сергей Николаевич ушел вслед за ней через год.
Заключение
Артист с неординарной внешностью и своеобразной манерой игры был задействован в более 100 картинах. Он много играл в театре. Актер покорял театральную публику (многие приходили посмотреть именно на Филиппова) блестящими работами в постановках «Собака на сене», «Ревизор», «Не все коту масленица» и десятках других спектаклей. Ему удавалось мастерски обыграть все то, что есть в людях пошлого и уродливого, и это всегда было поразительно, тонко, неожиданно и талантливо.
Экранное творчество, по сути, – это череда ярких эпизодических ролей, и только два ведущих персонажа – дрессировщик Алмазов в «Укротительнице тигров» и предводитель уездного дворянства Воробьянинов в «12 стульях».
Перед самой смертью Сергей Николаевич признавался, что всегда мечтал сыграть трагическую роль, положительного героя, а ему доставались только мерзкие типы. Без сомнения, воплотись мечта гениального актера в жизнь, сокровищница отечественного кино пополнилась бы еще одним шедевром драматического искусства. Но стоит признать, что все сыгранные Сергеем Николаевичем образы (смешные или мерзкие люди) нравились зрителям.
Его персонажи не были героями в прямом понимании этого слова, но они – это в юмористической форме преподнесенные жизненные зарисовки, объединенные в глубокие и яркие образы, наталкивающие сквозь призму смеха на важные мысли об общечеловеческих ценностях. И это гениально. Никогда актер не выглядел отвратительно, скорее, необычно, смешно и интригующе. И даже в отрицательном образе вызывал восхищение и положительные эмоции.