Сергей Эйзенштейн — краткая биография


Эйзенштейн Сергей Михайлович

ФИО: Эйзенштейн Сергей Михайлович
Дата рождения: 10 (22) января 1898 г.
Место рождения: Рига, Латвия
Знак зодиака: Водолей
Деятельность: Режиссер, сценарист, педагог
Дата смерти: 11 февраля 1948 г. (50 лет)

Имя Сергея Эйзенштейна является синонимом советского кино. В 1925 г. он снял фильм «Броненосец Потёмкин», который в 1958 г. был признан «лучшим фильмом всех времён и народов».

Он был выдающимся режиссёром театра и кино, сценаристом, теоретиком искусства и театральным педагогом, его широкую образованность отмечали все современники.

В круг его серьёзных увлечений входили также рисование, игра на рояле, фотография. Его рисунки в 1961 г. вышли отдельной книгой, хотя как художник при жизни он не был оценен.

Детские годы

Сергей Михайлович Эйзенштейн родился в Риге 22 января 1898 г. в довольно обеспеченной семье. Ребёнок рос в достатке, но своё детство Эйзенштейн называл «временем печали», т.к. между родителями не было мира, в семье постоянно происходили ссоры, а мальчик не получал должного внимания.

Его отец, Михаил Осипович Эйзенштейн (1867-1920), архитектор по специальности, родился в еврейской купеческой семье. Мать, Юлия Ивановна Конецкая (Эйзенштейн, 1875-1946), также происходила из купеческого сословия.

В раннем детстве с родителями

В раннем детстве с родителями

В 1912 г. родители С. Эйзенштейна развелись, мальчик остался с отцом. Несмотря на семейные распри, материальное благополучие семьи позволило ему получить хорошее домашнее образование: он занимался музыкой, верховой ездой, рисованием, изучил три иностранных языка.

В возрасте 9 лет стал учеником реального училища в Риге. Отец надеялся, что он продолжит его дело и станет архитектором. После окончания училища по настоянию отца юноша поступил в Институт гражданских инженеров в Петербурге. Октябрьская революция 1917 г. резко изменила его жизнь.

В детстве

В детстве

Революция – старт к творчеству

В отличие от многих интеллигентов, не принявших революцию или отправившихся в эмиграцию, С. Эйзенштейн встретил её с большим энтузиазмом. Он считал, что она прервала традицию наследования семейной профессии и открыла ему путь к творчеству. Но этот путь не был прост.

В молодости

В молодости

Краткая биография

  1. После Февральской революции 1917 г. Эйзенштейн служил в милиции.
  2. Весной 1917 г. призван на военную службу в инженерные войска.
  3. В 1918 г. он вступил в Красную армию добровольцем, служил в строительных войсках. Одновременно развивал самодеятельность в армии, был художником-декоратором, режиссёром и актёром.
  4. Два года Эйзенштейн прослужил в Красной армии, занимался строительством укреплений, а в свободное время становился режиссёром самодеятельных спектаклей. Служил в Смоленске, Полоцке, Минске и других городах. Расписывал агитпоезда. Вёл дневниковые записи.
  5. В 1920 г, познакомившись с преподавателем японского языка, решил изучать этот язык и стать переводчиком. Но это увлечение продлилось не более года.
  6. В 1921 г. начал учёбу у режиссёра Всеволода Мейерхольда. Он мечтал создать новое революционное искусство.
  7. Для этого поступил художником-декоратором в труппу театра Пролеткульта, оформлял спектакли.
  8. Первой экспериментальной работой была пьеса А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», от содержания которой мало что осталось. Сцену заменил цирковой манеж, а актёры висели над зрителями на тросах.
  9. Продолжение экспериментов – фильм 1925 г. «Стачка». Чтобы сильнее воздействовать на зрителей, молодой режиссёр использовал авангардные методы: необычные ракурсы, усложнённость киноязыка, за что был подвергнут сильнейшей критике. Но критика соглашалась, что эта работа – революция в мире кино.
  10. Вышедший же в 1925 г. фильм «Броненосец Потёмкин», посвящённый революционным событиям 1905 г., принёс ему успех. Он много раз по результатам опросов признавался лучшим.
  11. В 1927 г. отмечалось 10 лет со дня Октябрьской революции. К этой дате Эйзенштейн в соавторстве с Г. Александровым и оператором В. Тиссэ снял фильм «Октябрь». В нём впервые появился образ Ленина, которого сыграл простой рабочий Василий Никандров. Этот фильм отличало отсутствие драматургического сюжета и главных героев. Фильм хвалили и ругали. Но это был первый шаг к интеллектуальному кино.
  12. В 1929 г. Эйзенштейн, Александров и Тиссэ отправились в творческую командировку за границу с целью освоения звуковой кинотехники. Они посетили Европу и Америку, где молодой режиссёр читал лекции в престижнейших университетах, выступал на радио, заключил контракт на экранизацию романа Драйзера «Американская трагедия» и даже начал съёмки фильма «Да здравствует Мексика!». Но эта работа и само путешествие прервались после официальной телеграммы Сталина с просьбой вернуться в Советский Союз.
  13. С 1932 г. Эйзенштейн начал научную и педагогическую деятельность. Он стал зав. кафедрой режиссуры института кинематографии.
  14. В 1935 г. удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
  15. В этом же году началась работа над фильмом «Бежин луг» о Павлике Морозове по сценарию А. Ржешевского. Но Главное управление кинематографии фильм забраковало, несмотря на переписанный Эйзенштейном сценарий.
  16. В 1938 г. вышел фильм «Александр Невский». Эйзенштейн награждён орденом Ленина и становится доктором искусствоведения. Но судьба этого фильма также не была простой: его критиковали за «издёвку над историей», дважды заставляли переписывать сценарий. Фильм получил широкое признание зрителей.
  17. В 1940-1941 гг. С. Эйзенштейн работал на киностудии «Мосфильм» художественным руководителем.
  18. В 1943 г. начались съёмки последней картины режиссёра «Иван Грозный». Она должна была состоять из двух частей, но к 1945 г. была готова только первая часть, доснять вторую часть он не успел.
  19. Первая часть фильма представляла собой величественную трагедию противоречивой фигуры Ивана Грозного, человека с правильными устремлениями, но чудовищно жестокого и одинокого. За неё в 1946 г. Эйзенштейн получил Сталинскую премию I степени.
  20. В ночь на 11 февраля 1948 г. Эйзенштейн умер от сердечного приступа.
  21. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Режиссер Сергей Эйзенштейн

Режиссер Сергей Эйзенштейн

Личная жизнь

Жена: Перл Моисеевна Фогельман (1900-1965). Режиссёр-документалист, сценарист, актриса, журналист (литературный псевдоним – Пера Аташева).

Пера Аташева

Пера Аташева

Она была верной соратницей мужа, разделяя с ним все сложности жизни и творческой деятельности. Сохранила для потомков два архива: Мейерхольда и Эйзенштейна.

После ареста Мейерхольда его архив спас С.М. Эйзенштейн. Он смешал его со своими рукописями и частично спрятал на даче. Разбирая его архив, Перл Моисеевна систематизировала и архив Мейерхольда. В настоящее время оба архива хранятся в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ).

Она участвовала в составлении собрания сочинений С.М. Эйзенштейна в 6 томах. Детей у них не было.

Вклад в отечественный и мировой кинематограф

С.М. Эйзенштейн – один из создателей отечественного и мирового кинематографа, реформатор советского искусства, авангардист в кинематографе. Он является автором киношедевров XX в. «Броненосец Потемкин», «Александр Невский», «Иван Грозный».

После выхода фильма «Броненосец Потёмкин» к режиссёру пришёл успех. Достоинства картины признавали даже противники коммунистической идеологии. Этот фильм до сих пор входит в десятку самых великих лент в истории мирового кино.

Он формировал кинематограф как новый вид искусства и считал, что кино сможет разрешить все противоречия, которые до сих пор существовали в искусстве.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *