Сергей Павлович Дягилев — краткая биография


Дягилев Сергей Павлович

ФИО: Дягилев Сергей Павлович
Дата рождения: 19 (31) марта 1872 г.
Место рождения: д. Селищи, Новгородская губерния
Знак зодиака: Овен
Деятельность: Театральный и художественный деятель, антрепренер
Дата смерти: 19 августа 1929 г. (57 лет)

Детство и юность

Сергей Павлович Дягилев родился 19 (31-го по новому стилю) марта 1872 г. в деревне Селищи Новгородской губернии. Его отцом был потомственный дворянин офицер-кавалергард Павел Павлович Дягилев. Мать, Евгения Николаевна (в девичестве Евреинова), умерла вскоре после рождения сына.

Первые 2 года жизни маленький Серёжа воспитывался у сестры отца Марии. Затем Павел Павлович вновь женился. Его избранницей стала Елена Валерьевна Панаева. Супруги забрали мальчика к себе.

С мачехой Еленой Валерьевной

С мачехой Еленой Валерьевной

Раннее детство Серёжи прошло в Петербурге, затем семья переехала в Пермь, куда направили служить отца. В доме Дягилевых часто собирались творческие люди, проходили музыкальные вечера и постановки домашних спектаклей.

Юрий, Сергей, Валентин Дягилевы

Юрий, Сергей, Валентин Дягилевы

Окончив местную гимназию в 1890 г. мальчик отправился в Санкт-Петербург поступать в университет. Сергей стал студентом юридического факультета. Также юноша брал уроки музыки у Римского-Корсакова в консерватории.

В годы учебы в гимназии (слева) и в студенчестве (справа)

В годы учебы в гимназии (слева) и в студенчестве (справа)

Краткая биография

  • В 1896 г. молодой человек окончил институт, однако карьера юриста его не привлекала.
  • Дягилев заинтересовался изобразительным искусством, и организовал в Петербурге несколько художественных выставок. Первой стала выставка акварельных работ британских и немецких живописцев, прошедшая в 1897 г.
  • В 1898 г. стал одним из основателей кружка «Мир искусства» и одноимённого журнала, а также его редактором (в 1903 г. вторым редактором стал художник А. Бенуа). С 1902 г. руководил выпуском журнала. В новое творческое объединение вошли Илья Репин, Исаак Левитан, Лев Бакст и другие художники, видные писатели и публицисты – Дмитрий Философов, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус и др.
  • Также в 1898 г. Сергей Дягилев организовал выставку русских и финляндских художников в музее Штиглица. Она знакомила публику с работами молодых русских живописцев, представителей «Мира искусства».
  • В 1899 г. по поручению князя Сергея Волконского Дягилев стал редактором «Ежегодника императорских театров».
  • В 1900-1901 гг. занимался подготовкой постановки балета «Сильвия», к чему привлёк и мирискуссников. Но из-за протеста дирекции театра постановка сорвалась, а Дягилев был уволен с поста редактора «Ежегодника».
  • В октябре 1906 г. благодаря усилиям Дягилева в парижском центре Гран Пале в рамках Осеннего салона открылась выставка «Два века русской живописи и скульптуры», которая знакомила иностранцев с русским искусством. Выставка пользовалась большим успехом у публики и критиков и стала крупным событием в культурной жизни Парижа.
  • В мае 1907 г. Сергей Павлович с целью представить русскую музыку в Европе организовал в Парижской опере мероприятие под названием «Исторические русские концерты». Всего было проведено 5 концертов, в которых приняли участие выдающиеся русские музыканты, композиторы, дирижёры и певцы-солисты: С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, Ф. И. Шаляпин и др.
  • Первые успехи вдохновили антрепренёра на организацию ещё более масштабного мероприятия. С 1908 по 1914 гг. он проводит за границей свои знаменитые «Русские сезоны».
  • В первый «сезон» в Парижской опере была показана опера М. П. Мусоргского «Борис Годунов» с Ф. И. Шаляпиным в главной роли. Зрители были в восторге.
  • В 1909 г. по совету друзей Дягилев решил показать за рубежом не только оперы, но и русский балет. Первым из представленных парижской публике стал балет «Павильон Артемиды».
  • В то же время была основана труппа «Русский балет Дягилева», выступавшая до 1929 г. и имевшая невероятный успех. Сезоны «Русского балета» проходили в Париже и Лондоне, также артисты выступали в Италии, Германии и Америке. В труппу входили талантливые танцовщики и хореографы: Вацлав Нижинский, Леонид Мясин, Анна Павлова, Ида Рубенштейн, Тамара Карсавина, Михаил Фокин, Серж Лифарь и др. Декорации к балетам создавали А. Бенуа и Л. Бакст, Н. К. Рерих, позднее Дягилев сотрудничал с передовыми европейскими (П. Пикассо, А. Дереном, А. Матиссом и др.) и русскими (Н. Гончаровой, М. Ларионовым и др.) художниками.
  • В 1910 г. началось долгое и плодотворное сотрудничество Сергея Павловича с молодым композитором Игорем Стравинским. Импресарио «открыл» миру гениального музыканта. Стравинский написал для «Русских сезонов» балеты «Жар-птица» (1910 г.), «Петрушка» (1911 г.), «Весна священная» (1913 г.), которые принесли автору всемирную славу.
  • В мае 1910 г. в парижской Гранд-опера состоялась премьера балета «Шехерезада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова с хореографией М. Фокина и декорациями Л. Бакста. А в июне того же года публике была представлена «Жар-птица» Стравинского. Спектакли имели сумасшедший успех.
  • В 1911 г. артисты выступали в Монте-Карло с балетом «Призрак Розы». А чуть позже — в Париже с «Петрушкой».
  • В период с 1912 по 1917 гг. «сезоны» проходили не слишком удачно. Главной причиной были военные действия в Европе.
  • Вскоре Дягилев увлёкся новым течением в искусстве – авангардом. Композитор Эрик Сати написал для «сезонов» балет «Парад», премьера которого состоялась в Париже в 1917 г. Над декорациями и костюмами работал Пабло Пикассо. Новаторская постановка вызвала грандиозный скандал и шквал критики.
Сергей Дягилев в 1916 г.

Сергей Дягилев в 1916 г.

  • В 1918-1919 гг. труппа Дягилева успешно выступала в Лондоне. Артисты представили балет «Волшебная лавка» на музыку Д. Россини и «Парад». Обе премьеры прошли триумфально.
  • В 1920 г. в Париже был представлен балет «Пульчинелла». Музыку к нему написал И. Стравинский, хореографом выступил Л. Мясин, а сценографом Пабло Пикассо. Критики очень высоко оценили спектакль.
  • В 1921 г. Дягилев узнал, что он болен сахарным диабетом. Врачи прописали Сергею Павловичу специальную диету, которую он практически не соблюдал.
  • С 1923 г. труппа «Русского балета» обосновалась в Монте-Карло, где артисты проводили свои репетиции.
  • К постановке балета «Ромео и Джульетта», премьера которого состоялась в 1926 г. в Монте-Карло, декорации и костюмы создали художники Жоан Миро и Макс Эрнст.
  • В 1927 г. у Дягилева развился фурункулёз, однако предписания врачей антрепренёр игнорировал. Он продолжал путешествовать, встречаться с друзьями и людьми искусства, посещать концерты и строить новые творческие планы.
  • Последней творческой удачей труппы Дягилева стала постановка «Аполлон Мусагет», музыку к которой написал Игорь Стравинский, а костюмы создала Коко Шанель.
  • 19 августа 1929 г. в возрасте 57 лет Сергей Павлович Дягилев скончался в Венеции от развившегося заражения крови. Был похоронен на кладбище острова Сан-Микеле.
  • Сергей Дягилев незадолго до смерти

    Сергей Дягилев

    Личная жизнь

    Сергей Павлович был гомосексуалистом и не скрывал своей ориентации, хотя это и препятствовало его работе. Первые серьёзные отношения у антрепренёра были с публицистом Дмитрием Философовым, который являлся кузеном Сергея. Этот роман продлился 15 лет.

    Также у Дягилева были любовные связи с несколькими артистами из его труппы: Нижинским, Мясиным, Кохно, Долиным, Лифарем.

    Сергей Дягилев и Вацлав Нижинский

    Сергей Дягилев и Вацлав Нижинский

    Вклад

    Сергей Дягилев был ярким театральным и художественным деятелем, великим импресарио, который очень много сделал для популяризации русского искусства на западе. Он обладал выдающимися организаторскими способностями, умел очаровывать и договариваться с артистами, находить спонсоров и с заражающим других энтузиазмом реализовывать самые смелые проекты.

    Дягилев также имел особое чутьё на таланты. Он открыл миру множество великолепных танцоров, хореографов и музыкантов. Его «Русские сезоны» покорили сердца западной публики. А балетная антреприза, вышедшая за рамки классического балета, оказала огромное влияние на развитие хореографии и мирового искусства в целом.


    Ваш комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *