Серафима Бирман: биография, актерская карьера, личная жизнь


Бирман Серафима Германовна

ФИО: Бирман Серафима Германовна
Дата рождения: 29 июля (10 августа) 1890 г.
Место рождения: Кишинев, Бессарабская губерния, Российская империя
Знак зодиака: Лев
Деятельность: Актриса, режиссер, театральный педагог, писатель
Дата смерти: 11 мая 1976 г. (85 лет)

Серафима Германовна Бирман – русская и советская актриса, режиссёр, театральный педагог, автор книг по теории актёрского мастерства и мемуаров. В 1946 году стала лауреатом Сталинской премии и была удостоена звания Заслуженной артистки РСФСР.

Эта женщина – истинный пример служения театру, преданная последовательница системы Станиславского и человек, оставивший заметный след в истории театрального искусства, а биографии таких людей всегда интересны: каковы истоки их таланта, как он развивался и что его формировало, – вопросы, ответы на которые можно найти далее.

Детство и юность в Бессарабии

Серафима Бирман родилась 29 июля (10 августа по новому стилю) 1980 года в Кишинёве, в очень небогатой семье. Её отец, штабс-капитан Герман Михайлович Бирман, удостоенный дворянства за личную храбрость, был человеком по-военному скромным в быту, но очень весёлым: прекрасно танцевал, любил шумные компании и в честь рождения Серафимы (она была единственной его родной дочерью) закатил грандиозный праздник с оркестром. Мать, Елена Ивановна (урожд. Ботезат), была его полной противоположностью: спокойная, с хорошим женским образованием (закончила «пансион благородных девиц»), из обеспеченной семьи, в 19 лет она овдовела и от первого брака имела двух дочерей. Также у Серафимы был младший брат Николай.

Семья Бирман не отличалась ни материальным достатком, ни высоким положением в обществе, поэтому у маленькой Серафимы из развлечений были природа и чтение: уже в 4 года она хорошо читала и умела писать.

В 1900 году, в 10 лет, Сима поступила в третий класс гимназии. Училась она хорошо, по-прежнему очень много читала и, как сама говорила, больше всего интересовалась людьми.

Первое её знакомство с театром состоялось в 1901 году, на спектакле «Измаил». Именно с того момента, как вспоминала сама Серафима Германовна, появилась в ней «внутренняя дрожь театра», хотя домашние спектакли она устраивала с раннего детства: нашла пустой ящик из-под макарон, убрала одну стенку, проделала дырку – и появилась своего рода «сцена» для головы.

В 1906 году старшая сестра Симы, которая училась на медицинских курсах в Петербурге, участвовала в массовке приезжавшего на гастроли в столицу Московского Художественного театра, была очарована им, привезла сестре в Кишинёв фото с подписью К.С. Станиславского и, зная страсть Серафимы к театру, уговорила её поехать в Москву.

Тем не менее, первый после окончания школы 1907 год Сима провела в поместье Константина Фёдоровича Казимира, у сестры, которая служила врачом в больнице помещичьей деревни, и давала импровизированные спектакли у него в саду. Он же заплатил за первый год обучения Серафимы в театральной школе.

Серафима Бирман в молодости

Серафима Бирман в молодости

Биография и карьера

  • В 1908 году Бирман уехала в Москву и поступила в Драматическую школу А.И. Адашева и на историко-филологический факультет Высших женских курсов Герье, чтобы у родственников не возникало вопросов: в то время к актрисам относились весьма неоднозначно. Педагогами Бирман были В.И. Качалов, В.В. Лужский, Л.А. Сулержицкий, а среди её соучеников – Н.В. Петров, М.А. Чехов и С.В. Гиацинтова.
  • В 1911 году С.Г. Бирман окончила школу с выпускной ролью Жанны д’Арк, которую сама считала провальной, и поступила в труппу Московского Художественного театра по рекомендации В.И. Качалова.
  • В том же 1911 г. получила первую роль со словами – роль гувернантки в спектакле «Живой труп» по пьесе Л.Н. Толстого. Что интересно, у самого Толстого этого персонажа не было: это была придумка В.В. Лужского, – но эта роль Бирман с парой слов очень запомнилась зрителям.
  • 1913 год – перешла в Первую студию МХТ, «собрание верующих в систему Станиславского», где её первой ролью стала леди Босс в пьесе «Гибель Надежды» Г. Гейерманса.
  • 1914 год – первая большая роль Гортензии в спектакле «Хозяйка гостиницы» по пьесе Карло Гольдони.
  • После 1914 года и далее, в пореволюционное время, спектаклей выпускалось немного. Шла война, в Москве было много госпиталей, и Серафима Германовна, как очень многие другие актрисы, закончив курсы, параллельно с театром начала работать медсестрой.
  • В 1918 году Бирман впервые снялась в кино – это был эпизод в уголовной драме «А он, мятежный, ищет бури» и роль леди Энтуистл в юмористической новелле А. Беннета «Заживо погребённый» (оба фильма считаются утраченными).
  • В 1921 году сыграна одна из самых заметных ролей того периода – вдовствующая королева в спектакле по пьесе «Эрик XIV» А. Стриндберга, который стал последним крупным и значительным спектаклем студии.
  • 3 января 1924 г. – премьера первой самостоятельной режиссёрской работы «Любовь – книга золотая», пьесы А.Н. Толстого. Если быть точными до конца, то самой первой была пьеса «Хористка» А.П. Чехова, поставленная ещё до революции, но ставшая абсолютным провалом.
В роли Королевы в спектакле «Эрик XIV»

В роли Королевы в спектакле «Эрик XIV»

В том же 1924 году 1-я Студия отделилась от Московского Художественного театра и стала театром самостоятельным – МХАТ-2.

  • 1925 год – роль Машки и Мери в пьесе «Блоха» постановки А. Дикого.
  • 1929 год – королева Анна Стюарт в «Человеке, который смеётся» В. Гюго.
  • В 1936 году, после закрытия МХАТ-2, Серафима Германовна и ещё несколько актёров театра перешли в театр МОСПС (нынешний Театр им. Моссовета).
  • В том же 1936 году ей доверили постановку пьесы «Васса Железнова» по М. Горькому. «Васса Железнова» – самое большое событие всей моей сценической жизни, – писала актриса, – да и самую жизнь свою на сцене делю надвое: до Вассы и вместе с Вассой». Заглавная роль в спектакле также была исполнена Бирман. Вторым и последним спектаклем, поставленным ею в МОСПС, стал «Салют, Испания!», где она также исполнила роль матери.
  • В 1938 году вступила в труппу только что образованного Московского государственного театра имени Ленинского комсомола, главным режиссёром которого назначили её сокурсника И.Н. Берсенева.
  • 1942 год – снова «Васса Железнова», и опять Серафима Германовна и режиссёр, и исполнительница главной роли.
  • 1944 год – съёмки в ставшем главным в биографии актрисы фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Именно за роль Ефросиньи Старицкой актриса в 1946 году получила Сталинскую премию и была удостоена звания Народной артистки РСФСР. У фильма было продолжение – «Иван Грозный. Сказ второй: боярский заговор», но свет он увидел лишь в 1958 году.
В фильме «Иван Грозный» (1944)

В фильме «Иван Грозный» (1944)

После 1946 года в карьере актрисы наступило относительное затишье: спектаклей стало меньше, в кино она не снималась, а со смертью И.Н. Берсенева театр им. Ленинского комсомола остался без постоянного руководителя и начал угасать.

  • 1956 год – возвращение в кино с ролью Констанции Львовны в фильме «Обыкновенный человек».
  • В 1958 году Бирман вернулась в театр МОСПС, который теперь назывался Театром имени Моссовета, и служила в нём до конца своих дней.
  • 1970 год – последняя роль С.Г. Бирман – ведущая в спектакле-концерте «Ленину посвящается». В том же году актриса ушла из театра.
  • В 1972 году артистка в последний раз снялась в кино – в роли учительницы в фильме Юрия Завадского «Шторм».
  • 11 мая 1976 года Серафима Бирман умерла в психиатрической больнице города Ленинграда. Похоронена в колумбарии Новодевичьего кладбища рядом с супругом.
В фильме «Шторм» (1972)

В фильме «Шторм» (1972)

Личная жизнь

По воспоминаниям современников Серафима Германовна была женщиной строгой, резкой и острой на язык, так что мало кто мог с ней ужиться. Кроме того, театр занимал очень большое место в её жизни – он и был самой жизнью, но, тем не менее, Бирман была замужем за писателем и журналистом Александром Викторовичем Талановым, который был младше жены на 11 лет. Детей в семье не было.

Серафима Бирман и Александр Таланов

Серафима Бирман и Александр Таланов

Таланов умер в 1969 году. Это сильно подкосило Бирман и, видимо, дало толчок к развитию психического заболевания. После ухода из театра она практически ни с кем не общалась, кроме домработницы, которой тоже вскоре не стало. Именно тогда племянница перевезла безумную и почти ослепшую актрису в ленинградскую психиатрическую клинику, где она и провела свои последние дни.

Так кто же она, Серафима Бирман?

Это вопрос, на который невозможно ответить одним словом. Бирман – это знамение эпохи: поистине великая театральная актриса, стоявшая у истоков создания современного МХАТа, Театра имени Моссовета, нынешнего Театра Ленком. У неё была неповторимая, до крайности выразительная манера игры как в острохарактерных, так и в драматических ролях: на нерве, яркая, гротесковая, с полным погружением в образ. Выдающийся американский драматург Артур Миллер как-то сказал о ней: «…то, что делает миссис Бирман, – это дважды два – пять».

Своими знаниями, опытом и жизненной мудростью Серафима Германовна делилась в книгах: «Актёр и образ» 1934 года, «Труд актёра» 1939 года, «Путь актрисы» 1959 года, в многочисленных статьях по истории и теории театрального искусства. Некоторые из них хоть и с трудом, но всё же можно найти до сих пор.

К сожалению, Серафима Германовна редко снималась в кино, но те немногочисленные осколки наследия, которые остались от этой уникальной актрисы, безусловно, стоят знакомства: это и есть истинное актёрское искусство.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *