Серафим Саровский — биография старца


Саровский Серафим (Мошнин Прохор Исидорович)

ФИО: Саровский Серафим (Мошнин Прохор Исидорович)
Дата рождения: 30.07.1754
Место рождения: Курск
Знак зодиака: Лев
Деятельность: Иеромонах
Дата смерти: 14.01.1833 (80 лет)

Детство, семья, знаки избранности

Серафим Саровский родился 19 (30) июля 1754 года в богатой купеческой семье Исидора и Агафии Мошниных (по некоторым источникам – Машниных) в городе Курске. При крещении младенец получил имя Прохор. Известно, что он рано лишился отца. О необычной участи ребёнка мать и другие люди догадались очень рано, став свидетелями удивительных происшествий.

В 7-летнем возрасте мальчик, взобравшись на колокольню возводимого Сергиево-Казанского собора, сорвался и упал вниз, но не разбился, а остался цел и невредим. Этот храм начал строить его отец, но через пять лет умер, и заботилась о завершении дела его жена. Вслед за матерью и поднялся на колокольню сын. Она поняла, что с её спасённым ребёнком свершилось чудо и судьба его будет необычной.

Второе исключительное событие связано с исцелением Прохора. 10-летним отроком он тяжело заболел. Во сне ему явилась Богородица и обещала исцелить. Наяву это произошло во время крестного хода. Когда мимо дома Мошниных проносили икону Знамения Пресвятой Богородицы, мать мальчика вынесла его, чтобы он приложился к святыне. Прохор быстро пошёл на поправку вскоре выздоровел.

Явление Богородицы

Явление Богородицы

Страницы биографии и подвижничества

  • В 1776 году 22-летний сын Агафии открыл ей, что ему не по душе торговать вместе со старшим братом в лавке и он мечтает посвятить жизнь Богу и церкви. Мать поддержала его решение, и Прохор отправился в паломнический путь в Киево-Печерскую лавру. Встреченная им старица Досифея дала ему благословение на иноческое служение в мужском монастыре в Саровской пустыни (Тамбовская губерния), где Прохору предстояло стать послушником и принять постриг.
  • В 1778 году он в указанной обители был принят на послушание старцем Иосифом. Начавшемуся продвижению по пути духовного служения стала преградой тяжёлая болезнь, которая уложила молодого послушника в постель. Медицина была бессильна помочь больному, чьё тело распухло, а причины недуга оставались неизвестными. В течение трёх лет Прохор, как когда-то в отрочестве, уповал только на Бога. Несмотря на физическую немощь, он духовно окреп и уверился в правильности выбранного пути.
  • В 1786 году, на 33-ем году жизни, саровский служитель прошёл обряд пострига и принял монашеское имя Серафим. Вместе с тем он был посвящён в чин иеродиакона. По свидетельству братии, с новым монахом случались необъяснимые состояния. Во время одной из служб он три часа оставался недвижим, а позже поделился, что видел Христа с ангелами. Господь благословил всех молящихся в церкви.
  • В 1793 году состоялось рукоположение отца Серафима в иеромонахи. Ему было 39 лет, но от постоянного стояния на молитве у него опухли ноги, и принимать участие в службах стало затруднительно.
  • В 1794 году он попросил благословения у настоятеля монастыря отца Пахомия об уединении в пустынной келье для отшельнического служения. Там, в 5-и километрах от обители, он духовное поприще сочетал с трудом на разбитом им огороде и на пасеке. Приносимый из монастыря хлеб часто весь отдавал птицам. Одежда монаха была одна и та же во все времена года, под нею он носил тяжёлые вериги и железный пояс, укрощая аскезой и суровым постом свою плоть. В течение нескольких лет его пищей была только трава сныть. Молитва, чтение церковных книг длились день и ночь.
  • В отшельничестве отец Серафим испытывал нападки тёмных сил и через некоторое время взял на себя духовный труд столпничества. Известно, что 1000 дней и ночей он провёл в беспрерывной молитве, стоя на камне-валуне посреди леса. О том, какой была его жизнь, рассказывали люди, шедшие к молитвеннику за советом и помощью. Они видели огромного медведя, приходившего к Серафиму и смиренно лежавшего у порога. Животное получало из рук хозяина кельи какую-то пищу, как и многие другие жители леса.
Серафим кормит медведя

Серафим кормит медведя

  • В 1804 году монах-отшельник пострадал от рук разбойников. Двое мужиков надеялись поживиться в его келье, думая, что, раз к нему приходят просители, то щедро одаривают его. Не найдя ничего, они жестоко избили служителя, нанося удары обухом топора, и сбежали. Утром о. Серафим добрался до монастыря. У него были сломаны рёбра, пробита голова, тело покрыто ранами. Восемь дней он был между жизнью и смертью. Пойдя на поправку, он молился за своих обидчиков и просил простить и не наказывать преступников, которых вскоре нашли. Через 9 месяцев, встав на ноги, пострадавший вернулся в свою пустынь, правда навсегда остался сгорбленным и ходил, опирался на палку.
  • В 1807 году подвижник дал обет молчальничества. В течение трёх лет он жил в отречении от всего земного, не оставляя связующих нитей с внешним миром. Он не принимал посетителей, не наведывался монастырь, ища только общения с Богом в молитве.
  • В 1810 году, после 15 лет испытаний пустыннической жизнью, преподобный Серафим возвратился под крышу монастыря, но в последующие 15 лет совершил подвиг затворничества. Оставаясь в своей келье, он через окно в двери принимал изредка скудную пищу, творя постоянную уединённую молитву.
  • В 1825 году, выйдя из затвора, отец Серафим вновь стал принимать просителей и оказывал им помощь, проявляя дар целительства и прозорливости. Многих излечил от недугов, многим дал совет, как поступить в жизненных испытаниях. Среди посетителей старца нередко бывали именитые люди, в их числе и царь Александр I. Всех приходящих к нему Серафим называл «Радость моя!», а приветствовал неизменными словами «Христос воскресе!». В день к нему приходило до 2000 человек.
  • Однажды к нему принесли помещика-дворянина Михаила Мантурова, который из-за болезни ног не мог ходить. Общение с преподобным и чудесное исцеление переродили этого человека. Мантуров продал имение, отпустил своих крепостных и купил землю в Дивеево, на которой позже возник женский монастырь.
  • В 1827 году на окраине села Дивеево на этой земле по просьбе отца Серафима М.В. Мантуров стал возводить обитель для сестёр-монахинь. Невдалеке была построена и келья для покровителя дивеевских послушниц, которую назвали Ближней пустынью. Отец Серафим поведал, что получил во сне наказ от Богородицы о возведении женского монастыря в одном из её земных приделов и даже план, как обнести обитель канавкой и валом. На одном из изображений святитель запечатлён за рытьём канавки. Он до смерти опекал дивеевских сестёр и помогал им.
  • 2 (14) января 1833 года в возрасте 80 лет старец Серафим умер в момент коленопреклоненной молитвы в своей келье. Место для своей могилы он указал заранее, и после 8-и дней нахождения в Успенском соборе Саровской пустыни, куда стекался народ, его тело было предано земле вблизи собора.
Портрет при жизни (1828)

Портрет при жизни (1828)

Посмертная история Святого старца

  • В 1903 году Серафим Саровский был причислен к лику святых Русской православной церкви. Обретение мощей, которое предшествовало этому решению Синода, было инициировано царём Николаем II и его супругой Александрой Фёдоровной. После канонизации великого старца в царской семье родился долгожданный наследник, что стало подтверждением того, что св. Серафим действительно чудотворец.
  • В годы революционных гонений Саровская пустынь была закрыта, а мощи её святого покровителя вывезены в Москву и утрачены. В 1990 году, во времена политических перемен в государстве, они были повторно обретены в Ленинградском музее атеизма и религии и доставлены в Богоявленский собор Москвы при участии Патриарха Алексия II.
  • 28 июля – 1 августа 1991 года состоялся крестный ход из Москвы в Саровскую пустынь по перенесению мощей Святителя русского православия. Они были положены в раку Троицкого собора Серафимо-Дивеевского монастыря. 1 августа стал Днём памяти преподобного Серафима Саровского.

Преподобный Серафим Саровский

О некоторых сторонах личности и народном почитании

Один из самых почитаемых святых Русской земли не оставил письменных трудов. Его наставления и советы известны из беседы о сути христианской жизни, записанной Н.А. Мотовиловым. Главным, к чему следует стремиться, считал Святой Серафим, – это стяжание Святого Духа. Это залог спасения и самого человека, и тысяч идущих по жизни рядом с ним.

В мирской жизни он не был привязан к какому-либо практическому делу или ремеслу. А став послушником, исполнял обязанности будильщика, лесника, столяра, пёк просфоры. В юности отец Серафим был красивым, статным, голубоглазым молодым человеком с русыми волосами, расчесанными на прямой пробор. Не одна девушка заглядывалась на него. Но с младых лет его душа искала Бога и стремилась к молитве. Позже в дивеевских сёстрах-монахинях он нашёл духовно близких людей, жалел их, называя сиротами, и всячески помогал устроить их жизнь в обители.

Памятник Серафиму Саровскому

Памятник Серафиму Саровскому

В настоящее время, после того как в 2006 году по решению Священного Синода была открыта Успенская Саровская пустынь, каждый год растёт число паломников, идущих поклониться мощам преподобного старца и получить духовное подкрепление. В летние дни, когда почитается его память, пустынь посещает до 10 тысяч паломников. В 2011 году был установлен памятник святому чудотворцу в Екатеринбурге, а в 2016 году – в городе Орле.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *